Золотые времена коллективизма давно прошли. Система детских дошкольных учреждений и других организаций на сегодняшний день практически разрушена. Общие стандарты существенно снизились, а частные нередко оказываются не только не по карману, но и не по душе многим родителям. В сложившейся ситуации многие делают осознанный выбор в пользу воспитания и обучения на дому — как в дошкольном возрасте, так и позже.
Неудивительно, что родителей пугает жестокость современной школы, произвол или низкий авторитет учителей, детский алкогоизм и наркомания. Они стараются максимально оградить ребенка от разрушительного влияния социума, не соответствующего их этическим критериям. Но, как писала о своих сыновьях Мария Арбатова, «я делала всё наперекор советской власти, но с ужасом понимала, что какое бы эльдорадо не устраивала дома, за стенами лежала несчастная, надрывающаяся, злобная страна. И я несу ответственность за то, что поселила их здесь, в этой стране».
Противопоставление ребенка социуму — не выход. Ему все равно придется взаимодействовать с ним, и далеко не всегда этот процесс будет приятным и полезным. А вот то, насколько успешно ребенок будет справляться со сложными ситуациями, сможет ли реализовать свои возможности, найти единомышленников, сформировать круг общения, зависит в том числе и от того, получил ли он ранний опыт взаимодействия с другими детьми, взрослыми, системой в ее различных проявлениях.
При всех своих недостатках школа дает ребенку такой опыт. А занятия спортом, разными видами искусства, изучение иностранных языков дают еще и роскошь общения в кругу «своих», который во многом определяет будущее человека.