Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе.
Наверное, среди вас нет ни одного, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Итак, ребенку шесть с половиной лет. Если мы посмотрим на группу шестилетних детей, то увидим, что не все они кажутся одногодками. Вот этот, хоть ему и шесть лет, выглядит и ведет себя как пятилетний. А этому вполне можно дать семь, он явно взрослее своих сверстников. Почему так? Оказывается, кроме так называемого “паспортного” возраста, у каждого ребенка есть еще и биологический. А биологические часы у всех идут немного по-разному. Мальчики в этом возрасте в среднем почти на целый год младше своих сверстниц.
Развитие ребенка идет скачками, и не исключено, что тот, кто сейчас как бы отстает от сверстников, в какой-то момент не только догонит, но и перегонит многих из них. Но в школу, к сожалению, детей принимают по паспортному возрасту. А это значит, что они оказываются не в равных условиях: одни из них старше, а другие младше. Естественно, тем, кто мал, будет труднее. В этом возрасте каждый месяц значит очень много.
У ребенка этого возраста очень слабая мускулатура, управляющая сохранением определенной позы, А это значит, что он может без устали бегать и прыгать, а вот сохранять одну и ту же позу в течение даже 15 минут для него сложно. Он устает, у него возникают неприятные ощущения в спине, шее, руках. Ему срочно нужно подвигаться, сменить позу. Если мы ему этого не позволим, то думать об учебе в таком состоянии он все равно не сможет.
Если взглянуть на человека как на биологическое существо, то окажется, наше тело не полностью приспособлено к той жизни, которую мы ведем. Оно приспособлено для ходьбы, бега и в меньшей мере для сидения на стуле. И уж совсем противоестественной для нашего организма является поза письма. Природа не предусмотрела, что наши дети, с их неокрепшим скелетом и мышцами, будут столько времени проводить в этой скрюченной позе.
Биохимия организма тоже требует высокой мышечной активности, т.к. только в этом случае возникают условия для нормального протекания многих биохимических реакций, для создания того “строительного материала”, из которого будут “построены” клетки нашего тела. Чтобы нормально расти и развиваться, ребенок должен много двигаться. Иначе вместо крепкого здорового тела он получит некое хлипкое сооружение, в котором, образно говоря, нарушено нормальное соотношение песка и цемента, и которое может рухнуть при любой хоть сколько-нибудь неординарной ситуации. Больше всего при этом страдает самый тонко устроенный человеческий орган – мозг.
Мозг 6-летнего ребенка кардинально отличается не только от мозга взрослого человека, но даже от мозга 7-летнего ребенка. Лобная и нижнетеменная области мозга начинают функционировать очень рано, но достигают зрелости позже других. Один из скачков в их развитии приходится на семь лет.
Лобные области отвечают за программирование и прогнозирование деятельности, они регулируют тонус и бодрствование, уровень активности человека. У ребенка лобные области еще незрелы, поэтому ему трудно составлять и удерживать длинные программы действий. Мы часто задаем ребенку целую цепочку инструкций, и если он пропустил какое-то звено, ругаем его за невнимательность и непослушание. А он, в силу возраста, просто не способен это сделать.
Кроме того, мы, взрослые, можем волевым усилием заставить себя что-то делать, даже если устали или дело нам не интересно, Для ребенка же это неимоверно трудно, а часто даже невозможно, т.к. его лобные области еще недостаточно развиты.
Нижнетеменные области тоже выполняют массу очень сложных функций, но рассмотрим лишь одну – восприятие пространства и пространственное мышление. Нередко мы наблюдаем, как ребенок хорошо определяет время по электронным часам с цифрами, но никак не может справиться с часами со стрелками: не разберет, где 15 минут, а где без 15. Родители сердятся: “Я тебе сто раз объяснял, что ты, запомнить не можешь?” Но память здесь не причем: у ребенка пока еще недостаточно развита нижнетеменная область мозга, и задача с часами ему не под силу. То же самое происходит в отношении правой и левой стороны. Кто-то из шестилеток четко различает правое и левое, а для кого-то это пока трудная задача. И не потому что он “глупый”, а просто он маленький. Первоклассник часто пишет буквы или цифры зеркально. При операциях с числами, особенно при переходе через десяток, тоже могут быть трудности, связанные с незрелостью нижнетеменной области. Не сердитесь на ребенка и не ругайте его. Стыдно ругать за то, что мозг ребенка еще находится в развитии. У него все впереди.
Наша речь тоже во многом построена на пространственных отношениях. “Брат отца” и “отец брата” – это одно и то же? И, вообще, это один человек или два? “Мать любит дочь” и “дочь любит мать” – это одно и то же? В обеих фразах 3 совершенно одинаковых слова, только порядок иной, а смысл разный. А ребенок чувствует разницу? Мы что-то говорим ребенку и думаем, что он нас понимает: он ведь уже большой и говорит хорошо. Оказывается, понимает-то не всегда, иногда просто догадывается по ситуации, а если ситуация неопределенная, то он может нас просто не понять. А мы сердимся: “Ты что, русского языка не понимаешь?” Да, иногда не понимает, и это тоже нормально для шестилетнего ребенка.
Итак, мозг первоклассника еще незрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции организуются по другим законам, чем у взрослых. Мы по-разному чувствуем, видим, слышим, осязаем. Но каждый из нас всегда сравнивает ребенка или другого человека с самим собой. У нас нет другого критерия. Поэтому мы с вами не всегда способны понять своего ребенка. Нам кажется: если я вижу, то и он видит, я понимаю – значит, и он должен понимать, мне так легче – значит, и ему должно быть легче, когда он что-то делает именно так, а не иначе. Нам бывает трудно понять нашего ребенка, потому что мы живем как бы в разных мирах. Каждый из нас на основе своего опыта строит свою модель мира и, в определенной мере, оберегает ее от изменений. Было бы трудно жить, если бы наша модель мира ежеминутно менялась. Новые знания, события, чувства, мотивы, конечно, трансформируют эту модель, но для этого нужны очень веские основания. Нам нужен незыблемый фундамент, основа, остов, на котором мы можем надстраивать новые знания.
У ребенка тоже должен быть такой фундамент. Но модели мира у нас и у ребенка разные. Мы отсекли от своей модели ненужные детали, разбили весь мир на блоки, присвоив каждому свое название. А у ребенка мир целостный, без промежутков и швов. Мы воспринимаем только то, на что настроены, все остальное мозг фильтрует и не допускает в сознание. А у детей фильтр иной. Приведу пример. Как вы думаете к 1+1 – всегда будет 2? Большинство взрослых ответит утвердительно. Но представьте себе картину: одна капля воды и еще одна капля воды – будет одна капля воды, но большая. Разве вы не знали, что две капли воды сливаются в одну? Знали. Но мы с вами негласно условились капли воды и тому подобное не считать. А ребенок не принимал такое условие. Он знает, что может быть и такое: 1+1=1.Он это много раз видел. А мы требуем принять на веру: 1+1=2. Мы видим мир таким, каким его принято видеть, а ребенок таким, какой он есть на самом деле. Отсюда часто возникает непонимание.
Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. Это мы наблюдаем даже у животных. Специалисты долго не могли понять, почему часто гибли детеныши обезьян, потерявшие мать. Их кормили, поили, в их клетке было тепло. Чего им не хватало? И вот в одну клетку поставили “железную маму”: цилиндр, который давал молоко, а в другую клетку поставили такой же цилиндр, но без молока, зато он был обтянут мягким мехом. Обезьянки с “железной мамой” по-прежнему болели, а с “мягкой мамой” повеселели и начали нормально развиваться. Что же им было нужно? В случае опасности, реальной или мнимой, они могли прижаться к “маме” и чувствовать себя защищенными. Наши дети в трудную минуту должны иметь возможность прижаться к маме. Это важно для их здоровья, и физического, и психического. Что бы ребенок не натворил, как бы сильно вас не огорчил – не отталкивайте его. Известный детский хирург сказал, что для нормального развития ребенку нужно 12 объятий в день, а для того, чтобы просто существовать -4. А если этого нет? Тогда возникает так называемая “невыученная беспомощность”. Доказано, что если мать в первые месяцы жизни ребенка не научится по-разному реагировать на разные виды его плача, то когда он вырастет, у него могут быть трудности в общении. А если мама не подходит к плачущему ребенку? Если ребенок старается в школе, но что-то не получается, а мама-папа ругают, учительница сердится? Тогда ребенок может начать болеть. Стресс, связанный с чувством выученной беспомощности, резко снижает иммунитет. Родители удивляются: “Все здоровы, а мой то и дело болеет. И так в школе проблемы, а он еще и пропускает занятия. Почему?” А потому, что у него ни дома, ни в школе нет чувства защищенности, отсюда – разрушительное чувство выученной беспомощности.
Маленькие дети не бывают ленивыми. На их лень мы списываем свои педагогические ошибки.
Если вам кажется, что ребенок ленив, то, скорее всего, ваши требования превышают его возможности. Ребенок – это вечный экспериментатор. Ему все интересно, он все хочет знать. Но хотеть знать и хотеть учиться – это не одно и тоже. Не надо обольщаться: ваш ребенок идет в школу не для того, чтобы учиться, шестилетний ребенок еще не может ставить познавательных целей. Он идет в школу, потому что купят красивую школьную сумку или рюкзак, потому что “днем не надо спать”, потому что “надоело в детском саду”, потому что “я буду школьником”. Если ребенок говорит, что хочет учиться, то скорее всего, он просто повторяет слова взрослых.
Шестилетки отличаются тем, что не умеют проигрывать, т.е. для них непереносимо знать, что они слабые, неумелые, плохие. Ребенок в этом возрасте еще не способен оценить себя, результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Если его оценка совпала с вашей – все в порядке. Если же ему нравится, а вам нет, то у ребенка два выхода. Первый – как бы не замечать вашей оценки. Вы говорите “плохо”, а он не слышит. Нам это кажется проявлением плохого поведения, неуважением к нам. А на самом деле это тот выход, который дает возможность ребенку сохранить себя. Второй выход – поверить вашей плохой оценке его труда, а значит признаться, что он “плохой”. Такая ситуация очень тяжело переживается ребенком, т.к. он не умеет проигрывать. Это ранит его психику и очень тяжело преодолевается. Именно поэтому будьте осторожны, оценивая работу своего первоклассника. Это не значит, что их всегда нужно только хвалить. Но если вы говорите ребенку, что он что-то сделал плохо, вы должны дать ему почувствовать, что оцениваете только его работу, а не его личность. Он должен чувствовать, что даже когда вы его ругаете, вы все равно его любите.
Нет таких ситуаций, нет таких проступков, за которые родные люди могут сказать ребенку: “Я тебя не люблю”. Если вам дорог ребенок, его здоровье, будущее, на ваши фразы такого типа должен быть наложен категорический запрет.
И еще один важный момент. В силу незрелости мозга ваш ребенок еще очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать. Подшучивать над ним надо очень осторожно. Конечно, чувство юмора надо развивать, но – не обижая ребенка, не травмируя его психику. Мозг ребенка развивает взрослый человек. Без человеческого общества ребенок никогда не станет Человеком. Вы, уважаемые родители, развиваете мозг своего ребенка.
В жизни ребенок постоянно включается в решение задач, которые ему пока не по силам. Получилось – хорошо, не получилось – тоже не страшно: в этом случае все равно идет развитие мозга и психики. А мы этого не замечаем, видим только одно – не получилось. Ребенок на то и ребенок, чтобы чего-то не знать и не уметь. И пока он маленький, мы умиляемся его ошибкам и промахам. И это нормально.
Но вот ребенок пошел в школу. Конечно, он будет продолжать делать ошибки и с чем-то не справляться. Обучение идет через ошибки. Они корректируют путь развития, они необходимы. Но очень часто получается так, что мы перестаем умиляться, и начинаем сердиться. Почему? Что он такого сделал? Отсчитал не то количество клеточек, написал не ту букву, неправильно прочитал слово? Мы говорим – невнимательный. А кто сказал, что ребенок должен быть таким же внимательным, как взрослый? Что такое концентрация внимания? Это прожектор, который из всей картины мира выхватывает небольшой кусочек. Мы, взрослые, можем себе это позволить, т. к. мы уже сформировали целостную картину мира. А ребенок нет. Если бы у него была такая же высокая концентрация внимания, мир для него рассыпался бы на куски. Итак, ребенок делает ошибки и не может их не делать. Мы, конечно, должны помочь ему увидеть эти ошибки и исправить их, но при этом важно не превратиться из любящего родителя в злобного цензора. На наш взгляд, один из самых страшных пороков обучения первоклассников – это воспитание боязни ошибки.
Если ребенок панически боится ошибиться, он не ищет закономерностей, не пробует, не экспериментирует. Боязнь ошибки порождает трусость мысли. Он перестает думать, размышлять, анализировать, сопоставлять – он только вспоминает. Он мучительно вспоминает то, что говорил учитель или мама, то, что написано в учебнике. Полученные таким образом знания не встраиваются в целостное мировоззрение, а слабо держатся в памяти несвязными кусками. А это значит: ответил и забыл. Или: на уроке типовые задачи решаю, а в жизни применять свои знания не могу. Тогда зачем такие знания? Ради “5” в дневнике, которой можно похвастаться, сказав заветное: “Мой-то отличник”.
А если он не станет отличником? Если он постоянно делает ошибки? Совет один: терпение, терпение, терпение. Стыдно демонстрировать ребенку свое превосходство над ним. На его фоне вы умнее. Вы правильно считаете клеточки, знаете, что корова пишется через “о”…А что будет, когда он вырастет, а вы состаритесь, и память начнет вас подводить? Вы хотите, чтобы он тогда раздражался и сердился, как вы сейчас, и подчеркивал свое превосходство?
Итак, при первых школьных трудностях надо решить для себя главное: вы на стороне ребенка против его трудностей, или вы сторонний наблюдатель, или вы обличитель, а значит, на стороне трудностей и против ребенка? Какова ваша цель: уличить ребенка в незнании и неумении или помочь научиться? Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научиться читать, писать, считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо. А вот если уже в начальной школе у ребенка возникнет отвращение к учению – это беда.
Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.
Организованность проявляется и в малом, и в большом: умеет ли ребенок без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.
Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка, общей атмосферой семьи и собственным пониманием. Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех членов семьи, в том числе и ребенка. Это относится, прежде всего, к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения: вставай, ешь, гуляй в одно и тоже время, умей занять себя интересным делом; чередуй подвижные игры и развлечения со сложными занятиями; найди время для общих семейных дел и труда; старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу все на место, аккуратно ешь). Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в выходные дни. Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Помните, что ребенок должен спать не менее 10 часов в сутки, ложиться спать не позднее 21 часа. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности ребенка. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, т.к. определяет развитие личности.
Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду. Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни. Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.
Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.
Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?
Ответы на них совсем неоднозначны. Одни родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы 1 класса. Вот этого как раз и не следует делать. А у многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в 1 класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачки, то в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. Действительно, школьная программа построена таким образом, что обучение начинается “ с нуля”.
Если вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые, силовые, математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости думать, преодолевать трудности, начните обучать его чтению и счету. Это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от личных проблем. А вот писать письменные буквы – ни в коем случае. “Но ведь именно с письмом первоклассники испытывают наибольшие трудности!” – возразят нам многие папы и мамы, вспоминая ужасные каракули в тетрадях. Да, это так. Писать малышу, очень трудно. Именно поэтому не нужно форсировать этот процесс. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мускулатура. Вы должны помочь овладеть ему ручной умелостью. Для этого пусть он рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает перебирать крупу, вышивает, вяжет – это и есть подготовка руки к письму. Конечно, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, разовьется зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко ваш ребенок овладеет письмом в первом классе.