Четверг, 14 Ноя 2024, 06:09
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Заботливым родителям

Парадоксы детского здоровья
В течение 8 лет медики обследовали несколько тысяч детей из разных регионов. И вот некоторые результаты проделанной работы.
Здоровяк!

Разговоры вокруг плохого здоровья современных детей – достаточно распространенная и, по мнению медиков, очень выгодная тема: это, мол, объясняет многие трудности в обучении детей.

Но что можно узнать, если обратиться только к тем проблемам здоровья, которые мешают образованию?

Именно такую задачу поставили перед собой исследователи-медики. Доктор медицинских наук Серафима Чечельницкая, заведующая кафедрой междисциплинарных основ здоровьесбережения Государственного института новых форм обучения, выступила с докладом «Здоровье детей как критический фактор политики в области детства».

Его содержание пересказывает журналист газеты «Первое сентября» Людмила Кожурина.

Скорее здоровые, чем больные

Дети разные, это банальность, но вот дети на Камчатке имеют значительно более высокий уровень тревожности – климат, условия жизни формируют особенности психики; дети Вологодской области спокойнее, их ценности – в семейном кругу. Поэтому сегодня, изучая здоровье детей, мы говорим не о норме развития ребёнка, а о «коридоре нормы».

Всероссийская диспансеризация школьников, проведенная в 2002-м, показала: больных детей у нас 14%, а не «половина или больше», как считалось и как всюду заявлялось. А вот детей с функциональными нарушениями, когда отдельные функции запаздывают в развитии или отсутствуют, таких много, примерно половина, и это вторая группа здоровья. И тут является первый парадокс: для врача это ещё не болезнь, а для педагога – уже препятствие. Если с нарушением не работать, оно может превратиться в болезнь.

На этой стадии ребёнку очень нужно внимание педагогов. Однако школа пока не в должной мере озабочена проблемами детей второй группы здоровья.

Или такой парадокс статистики детского здоровья: «С одной стороны, каждый специалист говорит, что патология нарастает. Мол, всё больше гастроэнтеритов, нарушений опорно-двигательного аппарата и так далее, а с другой – если взять все диагнозы одной городской поликлиники, окажется, что поставлена масса временных диагнозов по сиюминутным жалобам подростков, без повторных обращений», – рассказывает исследователь. То есть встревоженная жалобами ребёнка мама приводит его к врачу, тот ставит диагноз, а дальше начинается «приучение к болезни»: о ней читают, принимают определённые действия… а вегетативная система, как хамелеон, подстраивается, и болезнь-таки приходит.

Так происходит, потому что нет просветительской работы: и родители, и дети должны знать, как работает организм ребенка и в 7, и в 12, и в 17 лет.

Потому что когда мы видим безразличие девочки к учёбе и говорим «у нее ветер в голове», это, возможно, железодефицитная анемия, а латентный дефицит железа сказывается на познавательных функциях. И вообще – возрастные вегетососудистые расстройства куда больше влияют на качество жизни и познавательной деятельности, чем хронические болезни. Сегодня, надо сказать, здравоохранение наконец-то разворачивается в сторону психологии, соматические болезни выделяются всё чаще.
Действительно ли школа губит здоровье?

В школе привычно видят главный источник детских стрессов, а по фактам – 7% детей имеют лёгкие психические расстройства. Причём на диаграмме они располагаются по возрастам: первый пик в 12 лет, пубертат надпочечниковый, потом пубертат 14 лет. В этом возрасте детей нервирует абсолютно всё, от прыщика на носу до пятнышка на джинсах.

Школа просто накладывается на трудности растущего организма; просто она обучает и тогда, когда учить ребёнка по его психофизическому состоянию не надо бы, а надо отдохнуть.

Особая статья – тревога за осанку. Первый пик сутулости – 9 лет. Почему? Во-первых, есть прямая связь между длиной тела и нарушением осанки. Ребёнок подрастает и поначалу «сгибается», потом выпрямляется перед новым рывком роста. Но, во-вторых, осанка – это и след воспитания.

«Есть корреляция между самооценкой и нарушением осанки человека, – говорила Серафима Чечельницкая, – 70% первоклассников приходят в школу с завышенной самооценкой и прямой гордой осанкой. А потом – период ухода из роли принца, самооценка снижается, и повышается процент детей с нарушением осанки – они начинают сгибаться вперёд».

Как ни удивительно, на осанку ребёнка очень сильно влияют родители: ребёнок сгибается в отсутствие позитивного интереса к себе, под тяжестью непреклонных или непоследовательных требований, враждебного отношения. Причём покладистые дети «гнутся» легче, чем агрессивные. В общем, наша осанка, оказывается, – всецело продукт воспитания.

Шёл разговор и о школьных перегрузках. Уже не раз сказано, что усталость очень быстро наступает в отсутствие внутренней мотивации, то есть когда «надо, а так не хочется». И даже не только усталость наступает.

Как показывает проведённое исследование, в школах, считающихся сильными, причём сильными по параметру «там требуют как следует», у большинства детей замечено увеличение щитовидной железы – пока без дисфункции, но массово. Это реакция на постоянный стресс, на авторитарный стиль преподавания.

В то время как из школ, в которых партнёрский стиль отношений, дети готовы допоздна не выходить без каких бы то ни было последствий для здоровья. Конечно, состояние переутомления со счетов сбрасывать нельзя – но ведь хорошо известны признаки переутомления, их надо замечать и на них реагировать.
Возможна ли здоровая атмосфера вместо разговоров о здоровье

Атмосфера здоровья

Серафима Чечельницкая: «Выяснилось, что у нас дети растут, а не развиваются. Если обследовать развитие, то окажется: сила спины и ног у детей ещё есть, они у нас сидят и ходят. А вот брюшной пресс и плечевой пояс – эти группы мышц не развиваются. То есть за период с 1 по 9 класс у обследованных детей результаты не приросли. Также не происходит и развития двигательных качеств: быстрота, гибкость, ловкость».

Вопросов два: кто виноват и что делать. Для школы, например, утвердили федеральные требования в части охраны здоровья обучающихся, где среди прочего – «прослеживать динамику показателей здоровья каждого учащегося, регулярно проводить социологические опросы, чтобы понять, что тревожит ребят». Серафима Чечельницкая, кстати, уже имеет опыт «прослеживания динамики» в практике работы со школами, для неё это вещь обыкновенная: «Индивидуальные наблюдения входят в функциональные обязанности и классного руководителя (паспорт ученика), и психолога (скрининг), и школьной медсестры, и учителя физкультуры (двигательные тесты), и социального педагога. Каждый имеет данные по своим параметрам, осталось только сойтись вместе и проговорить всё относительно траектории развития каждого ребёнка. Такой мониторинг не требует финансовых вложений, и сегодня так работают многие школы страны».

И в самом деле – просто. Осталось только чуть-чуть подправить представления педагогов о целях работы в школе: не только физрук (а физрук в первую очередь), но и каждый учитель стремится научить ребёнка осмысленно заниматься своим здоровьем. Не разговорами о нём – это, как считает Серафима Чечельницкая, пустой звук, а здоровой атмосферой, грамотным просвещением и реальной поддержкой конкретных детей в решении их проблем.

…И всё-таки главное, чему надо учить детей, – ответственность за своё здоровье несёт сам человек. Перенос ответственности на кого-то или приватизация здоровья человека кем-то – вещь нежелательная. Это ещё больше сужает зону личной ответственности человека, а её, по гуманным соображениям, следовало бы не уменьшать, а увеличивать. Личного пространства жизни меньше становиться не должно.
Категория: Заботливым родителям | Добавил: ZarZar (06 Окт 2012)
Просмотров: 645 | Теги: детского, здоровья, парадоксы | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
14 Ноя 2024
06:09


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz