Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса.
Закон РФ «Об образовании» обязывает школу создавать условия, гаран-тирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся. Министерством образования и науки, Министерством здравсоцразвития принят ряд доку-ментов, связанных с обеспечением здоровья детей в процессе обучения. Коллективы учебных заведений, включившиеся в здоровьесберегающую деятельность, используют различные ее модели (лечебно-восстанав-ливающую, медико-гигиеническую, физкультурно-оздоровительную, эко-лого-сохраняющую, образовательную), недооценивая при этом роль культуры здоровья педагога как субъекта профессиональной деятельности в сохранении здоровья школьников.
Формирование ценностного отношения педагогов к своему здоровью и здоровью учащихся как необходимому условию физического, психического и социального благополучия человека определено требованиями Государственного стандарта к уровню подготовки лиц по специальностям педагогического профиля. Современные требования к укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни детей и подростков в учебном процессе сформулированы в концепции Европейского регионального бюро ВОЗ, Совета Европы и Комиссии европейского сообщества «Европейская сеть школ укрепления здоровья». Анализ имеющейся литературы выявил потребность включения культуры здоровья в профессиональную культуру педагогов на всех этапах его деятельности. В условиях образовательного учреждения расширение объёма знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует повышению уровня культуры здоровья педагогов - осведомлённость о здоровом образе жизни, позитивное отношение учителя к собственному здоровью и готовность к формированию культуры здоровья учащихся.
Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены вопросы профессиональной готовности педагогов к защите ребёнка в сфере здоровья, слабо разработаны вопросы управления, моделирования обучения и воспитания с учётом региональных демографических и климатических условий, которые требуют исследования в контексте инновационной деятельности школ. Культура здоровья педагога - компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности. В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты: 1. устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ); 2. профессиональная компетентность в области ЗОЖ; 3. владение здоровье сберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровье сберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).
Современная трактовка категории «качество образования» предполагает включение в модель выпускника и культуры здоровья как готовности к ведению ЗОЖ, к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровья окружающих. Можно предположить, что экспериментальная школа, работающая по инновационным моделям «Школа здоровья» и «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья», не только потребует от педагога более высокого уровня культуры здоровья, но и создаст более благоприятные условия для ее формирования у педагогов и учащихся. С низким уровнем культуры здоровья педагог приходит в школу, которая в условиях модернизации образования активно включается в режим инновационного развития. Многие школы приобретают свое индивидуальное «лицо», свой имидж, реализуя определенные концепции развития, получают официальный статус экспериментальной площадки, поэтому понятие «экспериментальная школа» становится массовым явлением действительности. В такой школе создаются условия обучения и работы повышенной сложности и напряженности, которые требуют от педагога особой выносливости работоспособности, культуры здоровья, высокого уровня готовности к валеологическому воспитанию школьников. Решать эту задачу как управленческую приходится, в первую очередь, директору школы. Проблема формирования культуры здоровья педагогов стала одной из управленческих проблем. Ее актуальность в современной школе обусловлена социально-педагогической значимостью, особенно в условиях модернизации образования, связанной с активизацией инновационных процессов, требующих дополнительных затрат здоровья и творческих сил педагогов, и с ростом числа экспериментальных школ. Необходима разработка определенных организационно-педагогических условий позитивного решения данной проблемы одновременно с организацией опытно-экспериментальной работы и повышением квалификации учителей в области культуры здоровья. Значительную роль в этом играют интегрированные учебные курсы по культуре здоровья для учащихся, междисциплинарная интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни в обучении учителей, реализация социально-акмеологической концепции системы валеологического воспитания, нацеленной на саморазвитие и самосовершенствование педагогов и школьников в области культуры здоровья на основе устойчивой мотивации и престижности здоровьесозидающего поведения.
За время реформирования российского общества в педагогической среде сложился негативный миф о снижении роли учителя в воспитании подрастающего поколения, препятствующий осознанию педагогом своей «человекосозидающей» миссии. На основе позитивных мифов («миссия учителя - творить разумное, доброе, вечное» и т.п.) проектировалась система норм и знаний здоровьесозидающей деятельности педагогов. Формирование у педагогов оптимистического отношения к жизни, положительного эмоционального тонуса осуществлялось на обучающих семинарах с применением приемов позитивной, когнитивной психоте-рапии, креативной визуализации. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья педагогов определяются принципами системности и культуросообразности как ведущими в инновационной деятельности школы и включают объективные (непрерывное образование педагогов в области культуры здоровья, медико-оздоровительные условия охраны здоровья, педагогическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся) и субъективные условия (личностная самоорганизация педагогов в области здорового образа жизни, межсубъектное взаимодействие на основе принципов здорового образа жизни, мотивации ЗОЖ), образующие здоровьесозидающую социокультурную среду школы. Показателями сформированности культуры здоровья педагогов являются: устойчивая мотивация ЗОЖ, компетентность в области здоровья и ЗОЖ, владение здоровье сберегающими технологиями обучения учащихся. Готовность педагога к формированию ЗОЖ учащихся - один из показателей сформированности культуры здоровья, она предполагает способность педагога к включению всех участников педагогического процесса в здоровьесозидающую деятельность.