Все мы хотим, чтобы наши дети улыбались, были здоровыми, счастливыми, чтобы новое поколение становилось творцом и созидателем, умножая свершения разума человека. Растить их такими очень сложно, но всё-таки необходимо. Проблема здоровья детей и молодёжи становится в наше время приоритетной национальной проблемой. За время работы в школе выделить приоритетную технологию обучения и воспитания, которая по всем параметрам являлась бы здоровьесберегающей, мне не удалось. На мой взгляд, реализация принципа здоровьесберегающего обучения и воспитания в современных условиях возможна только при комплексном использовании элементов всех известных средств и приёмов.
Какую бы технологию я ни применяла, стремлюсь, чтобы ученикам было интересно независимо от сложности и объёма изучаемого предмета и материала, чтобы было доступно, интересно каждому ученику — с высоким и низким IQ, мальчику и девочке, на первой парте и на последней. Порой бывает трудно, но на этом строится наш профессионализм и мастерство. Осмелюсь опровергнуть бытующую точку зрения о том, что чаще всего именно загруженность современных школьников крайне отрицательно влияет на их здоровье. Рискну предположить: если школьнику учиться интересно и он видит в учёбе пользу, всё у него будет в порядке и с учёбой, и со здоровьем. Ж. Лабрюйер сказал: «Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Именно поэтому я считаю, что искусство жить – это искусство не навредить собственному организму, а искусство жить долго – это искусство суметь справиться с вредными привычками, разрушающими самого человека, научиться подчинять порывы и капризы своему сознанию и воле. Я являюсь классным руководителем 11 класса. Все эти 6 лет пропагандировала грамотное поведение в вопросах здоровья, безопасности, воспитывала осознанное и бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, стремилась, чтобы мои ученики были солидарны со мной в ответственности за всё происходящее в классе: за увлекательность учебного процесса, дисциплину на уроке, психологический климат. В достижении этих целей я опиралась на личностно ориентированные технологии: технологию французских мастерских, игровые технологии и т.д. Важное место занимали КТД, проводимые совместно с родителями, которые помогали формировать осознание социальной ценности семьи, ответственности за своих родных, друзей. Особое место при работе с классом занимали часы информирования, часы общения. При их организации в комплексе использовались следующие формы и методы: часы-презентации, практикумы, видеофильмы, презентации творческих работ. Каков же итог? Чем занимаюсь, что же я делаю сейчас? Сегодня мои старшеклассники уже прекрасно знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Их не надо убеждать в необходимости здорового образа жизни, они лучше взрослых расскажут о вреде пива и о разрушительном действии наркотиков. Очень важно предоставить возможность самостоятельно делать выбор из нескольких вариантов, развивать умение принимать решения, взвешивая все «за» и «против». Используя опыт своих коллег, я разработала программу «Я и мой выбор», целью которой является воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью своих детей, стремление к планированию семьи, к формированию здоровой личности, способной достичь конкретных целей в своей жизни (общественных, профессиональных, спортивных, коммерческих). Интерес у ребят вызвали следующие темы: «С точки зрения других», «Выбор жизненных целей», «Крутой» или уверенный в себе?», «Как помочь человеку справиться с горем». Занятия по программе рассчитаны на 9 часов. Каждое занятие включает в себя краткую информационную и теоретическую часть, но большая часть времени отводится практическим формам работы. Это проведение психологических тренингов, тестов, диспутов, сочинений и т.д. Примечательно, что подростки получают домашние задания, которые должны выполнить совместно с родителями. Например, провести психологическую игру «Солнечные зайчики», написать письмо подросткам – жертвам насилия, нарисовать плакат о вреде курения. Всё это позволяет выявить мотивацию, интересы моих учеников, их самооценку и социальный статус. В программу также включены активные формы: праздник здоровья, творческое представление антирекламы аморального поведения, зимний поход. Надеюсь, что здоровый образ жизни станет для моих старшеклассников не только осознанной потребностью, но и мерилом их образованности, общей культуры. Те социальные пороки, которые существуют в обществе, порой на нет сводят все наши усилия по воспитанию учащихся. Мы взяли на себя ответственность за здоровье, воспитание, обучение и самосовершенствование наших детей и готовы вложить в эту работу свои души, педагогический талант и силы.