Большую часть информации об окружающем мире ребёнок 0-3 лет получает с помощью созерцания. В принципе, до 4 лет именно зрительное восприятие информации в сочетании с осязательным лидирует у человека. Отметим, что у некоторых людей тенденция восприятия информации именно «на глаз» сохраняется до глубокой старости.
Развитие способности к более успешному восприятию зрительной информации строится на нескольких основах: обучение дифференциации цветов и оттенков, изучение геометрических форм, изучение методов и способов передачи информации посредством зрительных источников информации, изучение основ ориентации в пространстве. Именно на основе этих понятий строится логика, математика, чистописание и т.д.
Первоначально ребёнку проще выучить именно основные цвета палитры. Восприятие цветовой палитры при отсутствии нарушений работы органов зрения у всех детей приблизительно одинаково до 3-3,5 лет. В 2 года ребёнок должен уметь различать чётко не менее 4 основных цветов: жёлтый, красный, зелёный, синий. Ещё не умея назвать эти цвета, ребёнок должен уметь отложить отдельно фишки зелёного от фишек красного цвета, сложить пирамидку из кубиков одного цвета. К 3 годам ребёнок должен уметь дифференцировать не менее 10 цветов, при этом чётко различая сходные цвета: оранжевый и жёлтый, голубой и синий. Первоначальные упражнения должны начинаться с 4 основных цветов с добавлением постепенно иных, в том числе и сложноцветовых оттенков. Вводят цвета по принципу добавления наиболее часто встречающихся цветов. Именно поэтому чёрный или белый добавляются в активное изучение, как правило, позже, скажем, оранжевого. Стараетесь подчинять игры одному изучаемому цвету, но чтобы не было скучно, в течение обучающих игр оперируете 1-2 цветами, чётко проговаривая окончания: «посмотри, мы берём жёлтЫЙ кубик и ставим его на жёлтЫЙ кубик. У нас получается желтАЯ башня. А рядом мы строим КРАСную башню. Вот краснЫЙ кубик. А вот тебе в руку краснЫЙ кубик, куда надо поставить этот краснЫЙ кубик? Правильно, вот на эту краснУЮ башню»….
Игры на дифференциацию цветов:
Игры с пробками от бутылок – собирать картинки, разбирать по цветам.
Игры с кубиками: построить для желтого цыплёнка жёлтую башню из кубиков, а для зелёной лягушки – зелёную. И обратная игра – построили зелёную башню (зелёный домик), кого туда посадим жить? Конечно, зелёную лягушку.
Игры с мозаикой – в разные углы игрового поля втыкать гвоздики определённого цвета. Сначала втыкаются бессистемно, кучкой, но чтобы в одном углу оказались синие фишки, в другом – жёлтые и т.д. Ребёнок не будет играть в мозаику, если вы ему не поможете облечь процесс обучения в игровую форму. Скажите, что вот тут – грядки с красными ягодками, а вот тут надо посадить зелёные. Или, что здесь солдаты синей армии, а здесь – зелёной.
Игры с пластилином – слепите колбаску-червячка жёлтого цвета и червяка красного цветов. Сделайте много-много ягодок – шариков и накормите жёлтого червяка жёлтыми ягодками, а красного-красными.
Нарежьте из картона 8 кругов четыре – желтого цвета, 4 – зелёного цвета), перемешайте и попросите найти вот такие жёлтые круги. Вместе с ребёнком наклейте на лист бумаги в ряд жёлтые круги и отдельно в ряд – зелёные. Нарисуйте глазки и ротик – две весёлые гусеницы поползли по дорожке. А, может, это бусы мамы? Или дорожка на даче, по которой можно пройтись пальчиками – топ-топ! Вырежьте из листа цветного картона бабочку, пусть ребёнок украсит крылья пятнышками из цветной бумаги и комочков пластилина. Причём верхние крылья будут только с жёлтыми пятнами, а нижние - только с синими. Конечно, игр может быть гораздо больше, главное, чтобы процесс обучения проходил весело.