Очень часто приходится сталкиваться с напуганным родителями, особенно детей, идущих в школу, которые, услышав такое слово по отношению к их собственному ребенку, считают, что это какая-то страшная болезнь, и пребывают в состоянии панического замешательства, не зная, что им теперь делать. Хотелось бы кратко объяснить данное явление, расшифровав его смысл и очертив возможные пути решения. Дисграфия - это стойкое нарушение письма, проявляющееся в пропуске букв, слогов, перестановке или замене букв и слогов. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии - в усвоении грамматики родного языка. Ошибки, на первый взгляд нелепые, не являются результатом невнимательности учеников. В их основе лежат более глубинные причины. Первая причина - несформированность фонематического слуха. Дети не различают фонем (звуков) родного языка. На письме это выражается в замене букв: "трупочка", "корький", "шушки", "черемука". Некоторые ученики не могут поставить ударение в слове, отсюда вытекают ошибки даже тогда, когда дети знают правила и могут подобрать проверочные слова. Могут возникать ошибки, связанные с искажением или упрощением структуры слова: здоровье - "дрове", девочка - "девча". Возникают ошибки и по перестановке букв в слове: чулан - "чунал", ковром - "корвом". Вторая причина - нарушение зрительного восприятия детей. Это так называемые оптические ошибки. Дети путают на письме д - б, о - а, и - у, т - п и некоторые другие буквы, причем, как прописные, так и заглавные. Третья причина - отставание в общеречевом развитии, когда из-за ошибочно сложившегося произношения и словосочетания возникают ошибки. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не могут согласовать прилагательные с существительными, существительные с числительными и так далее. Например, "у меня нет красных платья", "шесть белый грибов". Бывает, когда дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут на письме правильно обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале предложения. Бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль в виде развернутого предложения, приводят к тому, что у детей на более поздних этапах, возникают проблемы с написанием изложений и сочинений. Приведу яркий пример дисграфии, представив работу ученика 2 класса Димы Пушкина, по которой можно сравнить работы вашего собственного ребенка.
Диктант. Ежык. Таня и Нана шлеоли полесу. Деовчки нашли ежа у еже колуче. Иголки этих иолок пугаеца дже волк. Ежык ест мышей девочки ни взял ежа пуст бекает полесу.
И все же дисграфия - это не болезнь. Выявив причины ошибок ребенка, с ними можно бороться, причем при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок исчезает совсем. Во-первых, должна вестись работа с логопедом еще в дошкольный период, которая будет предупреждать возможные ошибки, связанные как с устной речью, так и с пространственной ориентировкой. Во-вторых, в первом классе учитель должен большое внимание уделять звуко - буквенному разбору слова, причем как простых, так и трудных слов (елка, маячок, конечно). В - третьих, при работе с рядом орфограмм уделять внимание фонетической стороне слова. Так при изучении правописания Ь - обозначению мягкости согласного на письме. При изучении правописания непроизносимых согласных (счастье, окрестность) - звуковому составу слова. При изучении безударной гласной (тяжелый - тяжесть, вода - воды) - постановке ударения в словах. Важным моментом работы педагога является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Снятие напряжения во время письма, когда ребенок уверен, что его не накажут за ошибки, приводит к уменьшению количества самих ошибок. Также необходимо учить ребенка-дисграфика проговаривать слова по слогам, вычленять первый, второй, шестой звук в слове. Составлять из слов предложения. Из предложений тексты. Если такую работу вести планомерно, не давя на ребенка и требуя мгновенных результатов, то, как правило, проблема дисграфии затухает или исчезает вовсе. В нашу школу приводят детей-дисграфиков, и мы, на основе имеющегося опыта, успешно с ними работаем. Например, сейчас в четвертом классе учатся такие ребята, как Грецов Саша, Шишин Дима, у которых процент ошибок снизился в десятки раз и достиг нормы - 2-3 за диктант, более того, Дима Шишин иногда пишет и вовсе без ошибок. Пришедший недавно во 2 класс Савич Миша также стал писать гораздо грамотнее, во многом это связано с работой логопеда. Так что если вашему ребенку поставили "диагноз" дисграфия, не впадайте в панику - это исправимо.