Delphi: Пишем программу для пересылки файлов через сокеты
Начинающие программисты , задаются вопросом: как же передать файл через сокеты, если кроме этого файла через сокет передаётся ещё куча информации !? Вроде бы проблема не такая уж и сложная, но всё же не из лёгких... После долгих поисков в интернете, я так и не нашёл ни одной полезной статьи по этой теме. Вот я и решил исправить этот недостаток, и в этой статье я постараюсь помочь решить эту проблему...
Напишем программу, которая сможет передавать файлы через сокеты (клиент и сервер), и кроме этого другие команды, например какое-нибудь сообщение ! Клиент будет принимать файлы или команды, а сервер - отсылать. Если же клиент будет всё подряд записывать в буфер, то кроме файла, в нём будут и команды, а нам нужно сделать так, чтоб файлы и команды не в коем случае не сливались ! Ещё нужно учитывать, что если файл большой, то при пересылке, он разрежется на несколько пакетов, то есть файл перешлётся не в одном пакете, а в нескольких, и событие OnClientRead будет вызываться несколько раз... В этом и заключается основная проблема передачи !
Чтоб можно было отделить команды от файла, сначала пошлём клиенту примерно такую строку: "file#file.txt#16", то есть: команда + разделитель + имя файла + разделитель + размер файла. При получении данной команды, клиент перейдёт в режим приёма файла и всё подряд будет записывать в буфер, до тех пор пока размер файла не будет равен размеру принятых данных. Таким образом клиент отделит команды от файла ! И так приступим к написанию кода: Начнём с сервера (он будет посылать файл):
Разместите на форму следующие компоненты: TServerSocket, TButton, TEdit, TProgressBar и TStatiusBar. Расположите их как показанно на рисунке.
<div style="text-align: center;"></div>
Установите у компонента TServerSocket, порт (port): 1001. Установите у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true. В строке , вводится название файла для передачи, кнопка TButton, используется для передачи файла.
Разместите на форму следующие компоненты: TServerSocket, TButton, TEdit, TProgressBar и TStatiusBar. Расположите их как показанно на рисунке. Установите у компонента TServerSocket, порт (port): 1001. Установите у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true. В строке , вводится название файла для передачи, кнопка TButton, используется для передачи файла. Сначала добавим буфер для файла в глобальные переменные:
.. var Form1: TForm1; MS: TMemoryStream; // Буфер для файла
Теперь сделаем, чтоб при создании формы, открывался сокет:
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin ServerSocket1.Open; // Открываем сокет end;
При завершении приложения, нужно не забыть закрыть сокет:
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject); begin ServerSocket1.Close; // Закрываем сокет end;
При нажатии на кнопку посылаем файл:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Передаём файл var Size: integer; P: ^Byte; begin MS := TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла MS.LoadFromFile(Edit1.Text); // Загружаем файл в буфер // Посылаем информацию о файл (команда # название # размер) ServerSocket1.Socket.Connections[0].SendText('file#'+Edit1.Text+'#'+IntToStr(MS.Size)+'#'); MS.Position := 0; // Переводим каретку в начало файла P := MS.Memory; // Загружаем в переменную "P" файл Size := ServerSocket1.Socket.Connections[0].SendBuf(P^, MS.Size); // Посылаем файл // Выводим прогресс ProgressBar1.Position := Size*100 div MS.Size; StatusBar1.SimpleText := 'Отправлено '+IntToStr(Size)+' из '+IntToStr(MS.Size)+' байт' end;
На событие OnClientRead, компонента TServerSocket, впишите следующий код:
procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin if Socket.ReceiveText = 'end' then // Если клиент принял файл, то... begin StatusBar1.SimpleText := 'Клиент принял файл'; MS.Free; // Убиваем буфер end; end;
Это нужно для того, чтоб сервер убил буфер, только после того, как клиент примет файл. Если убить буфер, сразу после передачи файла, то клиент не успеет принять весь файл ! Как только клиент примет файл, он пошлёт серверу команду "end", что значит файл принят, и сервер убьёт буфер.
Теперь сделаем чтоб наш сервер выводил немного информации о соединении: На событие OnClientConnect, компонента TServerSocket впишите следующий код:
procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin StatusBar1.SimpleText := 'Соединение не установлено'; end;
Вот сервер и готов ! Теперь перейдём к клиенту (он принимает файл) с ним возни будет побольше:
Разместите на форму компоненты: TClientSocket, две метки TLabel, TProgressBar и TStatusBar. Установите у компонента TClientSocket, порт (port): 1001 (как у сервера), а переменную адрес (address): 127.0.0.1 (ваш IP). Не забудьте установить у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true, чтоб было видно наш текст. В одном TLabel'е выводится имя фала, в другой размер файла. Должно получиться что-то похожее на это:
<div style="text-align: center;"></div>
Объявляем переменные и одну процедуру. Запишите переменные именно в private, иначе ничего не будет работать:
procedure Writing(Text: string); // Процедура записи в данных в буфер private { Private declarations } Name: string; // Имя файла Size: integer; // Размер файла Receive: boolean; // Режим клиента MS: TMemoryStream; // Буфер для файла
На событие создания формы, мы соединяемся с сервером и ждём передачи файла:
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin ClientSocket1.Open; // Открываем сокет Receive := false; // Режим клиента - приём команд end;
При завершении приложения, закрываем сокет:
procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject); begin ClientSocket1.Close; // Закрываем сокет end;
Так-же как и у сервера, сделаем чтоб клиент выдавал информацию о соединении:
procedure TForm1.ClientSocket1Disconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin StatusBar1.SimpleText := 'Соединение не установлено'; end;
Теперь нам нужно вписать код в процедуру Writing. Эта процедура нужна для того, чтоб принятые данные записывать в файл. Код процедуры:
procedure TForm1.Writing(Text: string); begin if MS.Size < Size then // Если принято байт меньше размера файла, то... MS.Write(Text[1], Length(Text)); // Записываем в буфер // Выводим прогресс закачки файла ProgressBar1.Position := MS.Size*100 div Size; StatusBar1.SimpleText := 'Принято '+IntToStr(MS.Size)+' из '+IntToStr(Size); if MS.Size = Size then // Если файл принят, то... begin Receive := false; // Переводим клиента в нормальный режим MS.Position := 0; // Переводим каретку в начало буфера MS.SaveToFile(Name); // Сохраняем файл ClientSocket1.Socket.SendText('end'); // Посылаем команду "end", то есть файл принят MS.Free; // Убиваем буфер StatusBar1.SimpleText := 'Файл принят'; end; end;
Теперь на событие OnClientRead компонента TClientSocket, впишите следующий код:
procedure TForm1.ClientSocket1Read(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); var Rtext: string; // Принятый текст begin Rtext := Socket.ReceiveText; if Receive then // Если клиент в режиме приёма файла, то... Writing(RText) // Записываем данные в буфер else // Если клиент не в режиме приёма файла, то... if Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1) = 'file' then // Если это файл, то... begin MS := TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Определяем имя файла Name := Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1); // Определяем имя файла Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Определяем размер файла Size := StrToInt(Copy(Rtext, 0, Pos('#', Rtext) -1)); // Определяем размер файла Delete(Rtext, 1, Pos('#', Rtext)); // Удаляем последний разделитель Label1.Caption := 'Размер файла: '+IntToStr(Size)+' байт'; // Выводим размер файла Label2.Caption := 'Имя файла: '+Name; // Выводим имя файла Receive := true; // Переводим сервер в режим приёма файла Writing(RText); // Записываем данные в буфер end; end;
Таким образом, если файл большой, и событие OnClientRead будет вызываться ни один раз, а несколько, то если клиент в режиме приёма файла, он будет записывать данные в буфер, если же нет, то клиент определит принятую команду, и если это файл, то перейдёт в режим приёма файла. Если вы чего-то не поняли, то прочитайте код программы, я там не зря всё раскоментировал :-) Ну вот и всё... Клиент и сервер - готовы ! Теперь откомпилируйте получившуюся программу и запустите сервера, а за тем клиента. Теперь попробуйте передать несколько файлов размером по 5-6 Мб :-) Я без проблем пересылал по сети файлы размером 10-12 Мб. Данная программа проверялась на Delphi6.