Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных).
Планирование зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования: • стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %). • стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию). • стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.). • стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.). • комбинированная стратегия.
По времени различают: • краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года); • долгосрочное планирование (на срок более года).
После определения целей и стратегии развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов. С точки зрения привлекаемых ресурсов можно провести следующую классификацию планирования: • материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задачи станков, оборудования, запасов, рабочих площадей, мощностей, транспорта, коммуникаций, снабжения, сбыта и т.д.); • финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности работы, заработной платы, оборачиваемости средств, кредитов и др.); • планирование численности персонала; • временное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганта и т.д.); • планирование информационной архитектуры организации и ее информационных ресурсов.
При планировании будущих объемов выпуска продукции необходимо иметь информацию о: • жизненных циклах товаров (если предприятие производит и само продает на рынке); • возможностях производства; • возможностях рынков сбыта.
Производственный план влияет на издержки. В нем, как правило, указываются: • объемы выпуска продукции во времени; • количество работающих и расходы на заработную плату; • издержки на хранение продукции; • издержки по задолженным заказам; • издержки по внеурочным работам или простоям; • издержки на передачу продукции; • издержки по найму и увольнению работников и др.
В производственном планировании выделяют три стратегии: • планирование переменных во времени объемов производства при переменной численности работающих; • планирование переменных во времени объемов производства при постоянной численности работающих; • планирование постоянных во времени объемов производства при постоянной численности работающих;
Планирование материальных потребностей для производства осуществляется: • с учетом будущих объемов производства (запас материальных ресурсов при этом минимален); • без учета будущих объемов производства (с ориентацией на имеющиеся большие запасы материальных ресурсов).
В некоторых компаниях обеспечение производства материальными ресурсами не предполагает создания запасов, а осуществляется по принципу «точно вовремя», когда комплектующие, сырье, материалы, энергоносители поступают ровно к тому времени, когда это необходимо, что позволяет минимизировать издержки хранения и снизить себестоимость продукции.
Бизнес-план — это специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности. Он позволяет дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, всесторонне проанализировать намерения и возможности, дать гарантии. Бизнес-план — основа предпринимательства. Для получения дополнительных кредитов или инвестиций необходимо иметь четко обоснованный бизнес-план, в котором будут доказательства того, что новое дело будет прибыльно и рентабельно.
Инвестиционные планы (планы долгосрочных вложений средств) разрабатываются государственными структурами, частными организациями и частными инвесторами, заинтересованными в привлечении дополнительных финансовых средств.
Различают следующие виды инвестиций (вложений средств): • государственные (осуществляются государственными структурами); • иностранные (осуществляются зарубежными организациями и лицами); • частные (осуществляются частными организациями и лицами из своих и привлеченных финансовых средств); • производственные (направляются на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение предприятий); • интеллектуальные (вкладываемые в создание интеллектуальных, духовных продуктов: создание музея, телевизионного проекта, шоу, кинофильма и т.д.).
Качество плана зависит: • от выбранной методологии и методик планирования; • от выбора показателей планирования; • от взаимодействия и единства органов планирования; • от максимального учета факторов объективной и субъективной природы (темпы экономического роста страны, инфляция, уровень безработицы, этнокультурные особенности и уровень жизни населения, средний возраст и пол персонала и т.д.).