Менеджмент как наука и как профессия. Определение менеджмента. Организации. Понятие и виды организаций. Сложные организации и фирмы. Разделение труда в организациях. Менеджмент - управление в организациях. Научные основы менеджмента. Управление и успех. Составляющие успеха организации. Основные модели управления Ролевая модель управленческого процесса. Классификация ролей менеджера по Г. Минцбергу. Функциональная модель управления и функции управления. Уровневая модель управления. Мастерство менеджера. Необходимые менеджеру навыки
Эволюция управленческой мысли. Классификация подходов в науке управления Хх века. Основные школы управленческой мысли Школа научного управления и научная организация труда. Содержание и противоречия системы Ф. Тейлора. Разработки Г. Ганнта и супругов Гилбретов. Классическая (административная) школа управления. Принципы управления А. Файоля. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера и ее место в рамках административной школы управления. Поведенческие подходы и школа человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. Исследование операций и количественные методы в управлении. Интегральные подходы в теории управления организациями. Процессный подход в науке управления. Функции управления. Системный подход в управлении. Системные концепции в философии науки и их применение в условиях меняющихся условий деятельности организаций. Концепция социотехнических систем. Ситуационный подход в управлении. Применение всего комплекса инструментария управления для повышения эффективности достижения целей организаций.
Развитие теории менеджмента в 1980-90-е годы Теория «Z» У. Оучи. Исследования практики «лучших компаний» Т. Питерсом и Р. Уотерменом. Концепция «7С». Концепция комплексного управления качеством. Стандарты качества серии Iso 9000 и проблемы их внедрения в России. Теория «реинжиниринга бизнес-процессов» М. Хаммера и Дж. Чампи. «Алмазная модель» системы внутрифирменного управления. Российская модель менеджмента. 2. Организационная среда компании
Организационная среда. Внутренняя среда организации Основные внутренние переменные организации: цели, структура, задачи, технологии, персонал. Цели организаций. Структура организаций. Задачи управления: непосредственное разделение труда в процессе функционирования организации. Технологии. Классификации технологий Д. Вудворд и Дж. Томпсона. Люди как ключевая внутренняя переменная организации. Взаимосвязь внутренних переменных. Внешняя среда организации. Глобальная рыночная среда современных фирм. Характеристики внешней среды. Структура внешней среды. Среда прямого воздействия. Потребители. Конкуренты. Поставщики. Законы и государственные органы. Среда косвенного воздействия. Роль технологической среды, окружающей организацию. Состояние экономики. Социокультурные факторы. Влияние политических условий на деятельность организаций. Отношения с местным населением.
Менеджмент в глобальном масштабе. Мир без границ. Этапы процесса глобализации компании. Международная среда бизнеса: экономическая, законодательно-политическая, социокультурная. Анализ национальных культур. Модель Г. Хофстеда. Выход на международные рынки - основные стратегии выхода на рынок. Использование зарубежных ресурсов, экспорт, лицензирование, прямые инвестиции. Характеристики многонациональных корпораций. Особенности менеджмента за рубежом. Индивидуальные проблемы глобальных менеджеров.
Связующие процессы. Коммуникации и их роль в управлении. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Неформальные коммуникации. Коммуникационный процесс, элементы и этапы коммуникационного процесса. Обратная связь и помехи. Межличностные коммуникации и преграды на пути их осуществления. Организационные коммуникации. Совершенствование коммуникаций в организациях. Принятие решений Что такое решение. Организационные решения. Запрограммированные и незапрограммированные управленческие решения. Компромиссы. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Рациональные управленческие решения. Процесс принятия управленческого решения. Этапы рационального решения проблем. Диагностика проблемы. Формулирование ограничений и критериев для принятия решений. Формирование набора альтернатив. Оценка альтернатив. Выбор альтернативы. Реализация решений и обратная связь. Факторы, влияющие на принятие решений. 3. Функции управления и лидерство
Функция планирования. Стратегическое планирование. Что такое стратегическое планирование: цели и содержание. Сущность стратегии. Планирование и успех организации. Этапы процесса стратегического планирования. Миссия организации, роль миссии и процесс ее формирования. Цели организации. Характеристика целей. Оценка и анализ внешней среды организации. Состав факторов и характер их воздействия на формирование стратегии. Модель пяти сил конкуренции М. Портера как инструмент анализа отраслевой среды фирмы. Идентификация возможностей и угроз. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации: состав факторов и основные направления обследования. Стратегические альтернативы и выбор стратегии. Инструменты реализации стратегического плана. Основные инструменты реализации стратегического плана: тактика, политика, процедуры и правила. Обеспечивающее планирование. Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты. Использование бюджетов для управления реализацией планов.
Функция организации. Сущность функции организации. Специализированное разделение труда. Делегирование, ответственность и полномочия. Полномочия и власть. Линейные полномочия и аппаратные полномочия. Классификация аппаратных полномочий. Эффективное распределение полномочий. Соотношение централизации и децентрализации в управлении организациями. Характеристики централизации управления в организации. Организационные структуры управления. Выбор и проектирование организационной структуры. Основные подходы департаментализации. Функциональный подход. Типы дивизиональных структур. Матричный подход. Достоинства и недостатки матричных структур. Командный подход. Сетевые структуры.
Мотивация. Основы мотивации. Понятие мотивации. Стихийные подходы к мотивации и причины их ограниченности. Психологические основы мотивационного процесса. Потребности и мотивированное поведение. Первичные и вторичные потребности. Вознаграждения. Внутренние и внешние вознаграждения. Теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера. Теория трех потребностей Д. МакКлелланда. Двухфакторная концепция мотивации Ф. Герцберга. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости С. Адамса и ее применение в практике управления.
Лидерство. Природа лидерства. Лидерство и организация. Менеджмент и лидерство - соотношение понятий. Влияние и власть. Формы власти и влияния. Практическое использование влияния. Эволюция теорий лидерства. Классификация теорий лидерства. Подход с позиции личных качеств (теория великих людей). Поведенческий подход. Понятие стилей руководства. Концепция Д. МакГрегора о двух моделях поведения человека. Теория Ф. Лайкерта. Ситуационный подход. Модель лидерства Ф. Фидлера. Модель Митчела и Хауса (подход «путь-цель»).
Контроль в организациях. Основы контроля Сущность контроля и его место среди прочих функций управления. Необходимость контроля. Виды контроля. Предварительный контроль и основные области его использования. Человеческие ресурсы: отбор и подготовка. Материалы. Капитал. Финансовые ресурсы. Текущий контроль. Системы обратной связи в организациях. Заключительный контроль. Процесс контроля. Основные этапы процесса контроля и его модель. Установление стандартов. Сопоставление результатов со стандартами. Действия. Основные формы реакции системы управления на выявленные отклонения от стандартов. Поведенческие аспекты контроля. Поведение, ориентированное на контроль. Эффективный контроль: характеристики и рекомендации по совершенствованию.