Различные виды энергоресурсов неравномерно распределены по районам Земли, по странам, а также внутри стран. Места их наибольшего сосредоточения обычно не совпадают с местами потребления. Так, больше половины мировых запасов нефти со-средоточено в районах Среднего и Ближнего Востока, а потреб-ление энергоресурсов там в четыре с лишним раза ниже средне-мирового. Несовпадение мест сосредоточения и потребления энерго-ресурсов вызывает необходимость в транспортировке энергии. Примерно 30–40% от добытых и предназначенных к полез-ному использованию первичных энергоресурсов теряется при до-быче, транспортировке и хранении. Распределение топливных ресурсов потребителям для выра-ботки электроэнергии на электростанциях, получения горячей воды и пара в котельных установках, непосредственного исполь-зования в промышленности и на транспорте происходит по слож-ной схеме с возможной взаимозаменяемость. Энергия может передаваться в различной форме. Например, можно перевозить нефть и уголь от месторождений до крупных про-мышленных центров и городов, а затем сжигать их на электро-станциях, получая электрическую и тепловую энергию. Возможен и другой вариант, когда электростанция сооружается вблизи месторож-дений топлива, а электрическая энергия передается по проводам к уда-ленным промышленным предприятиям и городам. Целесообразность передачи на расстояние тех или иных но-сителей энергии определяется их энергоемкостью. Место расположения электростанций не может быть выбрано произвольно. Его определение – задача многоцелевой оптими-зации и зависит от технических, экологических, социально-экономических критериев. Расположение ТЭС прежде всего за-висит от размещения месторождения и энергоемкости топлива, от размещения потребителя, источника водоснабжения, ГЭС – от наличия гидроэнергоресурсов, возможностей создать напор, со-орудить плотину, ожидаемого экологического ущерба от затоп-ления, АЭС – от условий радиационной безопасности, наличия источника водоснабжения и т.д. При выборе места строительства электростанции обязательно оцениваются транспортные расходы. Для ТЭС могут рассматриваться и сопоставляться передача элек-троэнергии по проводам (электронный транспорт), железнодо-рожный (перевозка угля, нефти) и трубопроводный транспорт то-плива. Для ГЭС – только передача электроэнергии. Передача первичных энергетических ресурсов к преобра-зующим энергию установкам, в том числе к электростанциям, может осуществляться перевозками по суше и воде или перекач-кой по каналам, трубопроводам воды, угля, газа и т.д. Транспорт нефти и нефтепродуктов. В настоящее время наиболее выгодным видом транспорта энергии является перекачка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. Близка к ней по экономичности перевозка нефти и продуктов ее переработки на больших танкерах по морям, океанам. Именно вследствие малых затрат на транспортировку мировые цены на нефть мало зависят от места ее потребления. Как и все жидкости, нефть почти не-сжимаема, и поэтому расход энергии на ее перекачку определяется только необходимостью преодоления сил трения в трубопроводе, т.е. является относительно малым. Протяженные нефте- и продуктопроводы требуют затрат большого количества труб. По-этому правильное определение их пропускной способности может дать существенный эффект экономии. Пропускная способность сильно зависит от соотношения затрат металла в трубах и энергии, идущей на перекачку. Важно объективно соотнести затраты в трубопроводы и в производство электроэнергии. В элек-троэнергетике нефть и нефтепродукты используются все меньше в силу ценности их как химического сырья и экологических причин.Эта тенденция в дальнейшем не только сохранится, но и усилится. Транспорт газа. Перекачка по трубопроводам природного газа стоит уже значительно дороже. Так как газ сжимаем, то вместо употребляемых на нефтепроводах насосов здесь приходится использовать компрессоры. Представляет интерес перекачка газа в сжиженном состоянии. Расход энергии на перекачку резко сни-жается, а диаметр трубопровода при том же количестве транс-портируемого газа может быть выбран гораздо меньший. Наряду с природным газом используются и некоторые другие источники газового топлива: попутный газ нефтедобычи, коксовый и до-менный газы, получаемые как побочный продукт производства кокса и чугуна, и пр. Ведутся работы по так называемой энерго-технологической переработке твердых видов топлива, в ряде схем которой наряду с другими продуктами получается искусственный газ. Транспорт угля на дальние расстояния. Для этой цели ис-пользуется только железнодорожный и водный транспорт. Про-является интерес к транспорту угля по трубопроводам в контей-нерах и в виде пульпы, т.е. примерно 50%-ной смеси измельчен-ного угля с водой. Передача электрической энергии. Более универсальным средством транспорта энергии является электронный – электропередачи, которые включают собственно линию электропередачи (ЛЭП), повышающая и понижающая электрические подстанции. Кроме передачи энергии они осуществляют связи между электростанциями и энергетическими системами для их парал-лельной работы. Такие межсистемные связи позволяют повысить надежность режимов энергосистем, сократить необходимый резерв мощности, облегчить работу энергосистемы в периоды максимальной и минимальной нагрузок. Линии электропередачи могут быть переменного или посто-янного тока, воздушными или кабельными, различного электри-ческого напряжения и конструктивного исполнения. Современные электропередачи сверх и ультравысокого напряжения пред-ставляют собой «электронные мосты» длиной тысячи – сотни ки-лометров, соединяющие мощные электростанции, где концентри-рованно производится электроэнергия, с крупными центрами энергопотребления. Распределительные системы. Передача и распределение доставленной электрической энергии осуществляется на более низких напряжениях по распределительным электрическим сетям. Распределение тепловой энергии осуществляется по тепло-вым сетям и ограничивается радиусом 5-7 км. Весьма разветвленными, сложными по структуре системами являются современные нефте- и газораспределительные сети, назначение которых – доставить газ от основной магистрали через газораспределительные пункты, где осуществляется снижение давления газа, и газопроводы к многочисленным потребителям