Структура управления ТЭК и системой энергосбережения Республики Беларусь
Основными задачами Минэнерго являются: – проведение научно-технической, экономической и социальной политики, направленной на создание условий для эффективной работы подведомственных Минэнерго организаций в целях удовлетворения потребности народного хозяйства и населения в электрический и тепловой энергии, природном и сжиженном газе, твердых видов топлива, их рационального безопасного использования; – принятие в установленном порядке мер по обеспечению энергетической безопасности Республики Беларусь; – подготовка совместно с другими республиканскими органами государственного управления облисполкомами и Минским горисполкомом предложений по формированию энергетической политики Республики Беларусь и организация реализации этой политики; – разработка и осуществление мер по улучшению платежной дисциплины при расчетах за топливо и энергию. Основное направление деятельности ТЭК - это всемерное развитие местных видов и не- традиционных источников энергии, а также повсеместное внедрение энергосберегающих технологий. В концерне «Белнефтехим» сосредоточена вся добыча нефти и попутного газа. Лимит добычи нефти на территории Республики Беларусь установлен в объеме 1850,5 тыс. т в год. Концерном совместно с производственным объединением «Белоруснефть» ведется активная работа по участию в разработке российских нефтяных месторождений в Ненецком автоном- ном округе Российской федерации. Для этой цели создана на паритетных условиях Ненецко- Белорусская нефтяная компания, которая получила лицензию на геологическое изучение недр Лигинского участка. Концерн обеспечивает все отрасли экономики Беларуси жидким топливом и смазочными материалами через находящиеся в его подчинении производствен- ные объединения нефтепродуктов. Кроме этого в его ведении находятся все предприятия химической промышленности, крупнейшими из которых являются Светлогорское РУП «Химволокно», Могилевские РУП «Химволокно» и «Лавсан». Предприятие по транспортировке и поставке газа – «Белтрансгаз» явилось правопре- емником созданного в 1960 г. в республике Управления магистральных газопроводов. Для эксплуатации введенного в том же году магистрального газопровода «Дашава - Минск» в 1973 году оно было преобразовано в Западное производственное объединение по транспор- тировке и поставке газа «Западтрансгаз», а в 1982 г. – в Белорусское государственное пред- приятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз». В 2001 г. оно стало Республи- канским унитарным предприятием по транспортировке и поставке газа "Белтрансгаз". За 40 лет газовая система на территории нашей республики возросла настолько, что может транс- портировать по своим магистральным артериям до 50 млрд м3 газа. Для сравнения укажем, что в 1992 г. Беларусь потребила 17,5 млрд м3 газа, а в 1999 г. в республику поступило 16 млрд м газа. В 2000 году объем транспортируемого «Белтрансгазом» по системе магистраль- ных газопроводов, проложенных по нашей республике, составил 41,8 млрд м3, из них 16,5 млрд м3 – потребителям Республики Беларусь. Остальное количество – транспортные по- ставки в Украину, Литву, Калининградскую область, Западную Европу. В 2006г. подписано соглашение о продаже Российской Федерации 50% акций «Белтрансгаз». «Белтрансгаз» эксплуатирует 6,4 тыс. км газопроводов диаметром от 100 до 1400 мм. Подача природного газа потребителям республики обеспечивается функционированием 6 линейных компрессорных станций, 201 газораспределительной станции, 8 узлов редуциро- вания. Устойчивое газоснабжение поддерживается 6 газоизмерительными станциями, 632 станциями катодной защиты. В его ведении два подземных хранилища газа: Осиповичское с объемом активного газа 0,36 млрд м3 и Прибугское, первая очередь которого позволяет соз- дать запасы активного газа в объеме 0,48 млрд м3, – в определенной мере обеспечивают 91 удовлетворение неравномерного сезонного спроса на газ хозяйствующих субъектов. В настоящее время природный газ составляет порядка 70 % в топливном балансе страны. От надежности состояния и функционирования системы газоснабжения зависят эко- номика страны и жизнеобеспечение населения. Газ прочно вошел в нашу повседневную жизнь, стал незаменимым в народном хозяйстве. Он используется в качестве топлива для коммунально-бытовых нужд населения в 92 административных районах, является важней- шим топливным ресурсом для производства электрической и тепловой энергии. Кроме того, газ – ценное сырье для химической промышленности, производства мине- ральных удобрений, синтетических волокон, различных видов пластмасс, других современ- ных материалов, составляющих основную часть экспортного потенциала республики. Он ис- пользуется как моторное топливо для автомобилей, по другому назначению. За транзит по российскому газопроводу «Ямал - Западная Европа» через нашу террито- рию от «Газпрома» России РБ получала порядка 18 млрд м3 газа. В соответствии с прогнозом потребления электроэнергии ожидается потребность в ней в 2015 г. в размере 41-45 млрд кВт·ч или увеличение по сравнению с 1999 г. на 22-23 %, теп- ловой энергии – 83-89 млн Гкал, или на 14-22 %. Установленная мощность всех энергоис- точников при условии самообеспечения республики электроэнергией должна составить к 2010 году 8,3-9,0 млн кВт, к 2015 году – 8,6-9,4 млн кВт. Концерну «Белэнерго» подчинены все республиканские унитарные предприятия по вы- работке электро- и тепловой энергии. Кроме них огромное количество котельных находится в ведении коммунальных служб, предприятий и объединений различных министерств и ве- домств, а по выработке электроэнергии - ТЭЦ предприятий (Добрушской бумажной фабри- ки, Жабинского, Городецкого, Скидельского, Слуцкого сахарных заводов и др.) Концерн «Белтопгаз» был создан в 1992 году для снабжения природным и сжиженным газом, а также твердым топливом (торфяными брикетами, дровами) на основе существовав- шего Государственного комитета БССР по газификации. Он занимается также эксплуатаци- ей, строительством, проектированием газовых сетей. В его ведении 20 тыс. км трубопрово- дов, свыше 2 тыс. газорегуляторных пунктов, свыше 3 тыс. групповых установок сжиженно- го газа. Им обслуживается более 3,5 млн квартир, более 30 тыс. объектов социального назна- чения, 3700 предприятий промышленности, энергетики, сельского и коммунального назна- чения. Концерн отвечает за производство топливных брикетов, других видов топлива. Государственным органом, осуществляющим межведомственный и независимый над- зор за рациональным использованием ТЭР, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, основными задачами которого являются: – проведение государственной политики в сфере энергосбережения, регулирование дея- тельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР в народном хозяй- стве Республики Беларусь; – осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии объединениями, предприятиями, учреждениями незави- симо от их форм собственности и ведомственной подчинённости. В соответствии с этими задачами Комитет по энергоэффективности организует разра- ботку и реализацию мер по энергосбережению, участвует в Реализации инвестиционной по- литики, исходя из приоритетных направлений развития экономики Республики Беларусь. Он разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне и в установленном порядке вносит предложения: – по внедрению экономических механизмов стимулирования эффективного использо- вания научно-технического, промышленного, энергетического и трудового потенциала для реализации государственной энергосберегающей политики; – по определению основных целевых показателей по энергосбережению на основе важ- нейших параметров прогноза социально-экономического развития республики; –по повышению энергоэффективности народного хозяйства республики. Комитет по энергоэффективности принимает участие в разработке республиканских, 92 отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов, выступает заказчиком НИОКР в сфере энергосбережения, организует разработку концепций и республиканских программ по энергосбережению, согласовывает соответствующие отраслевые, областные и Минскую городскую программы и контролирует их реализацию. Он также принимает уча- стие в разработке проектов республиканских программ создания новых технологий техники в части энергосбережения, организует проведение работ по развитию и использованию не- традиционных источников энергии вторичных энергетических ресурсов, замещению импор- тируемых видов топлива, участвует в формировании программ производства и внедрения энергосберегающего оборудования, приборов учёта и регулирования потребления ТЭР, в разработке и рассмотрении проектов стандартов норм и правил, относящихся к сфере ис- пользования ТЭР. Комитет по энергоэффективности осуществляет и другие функции, преду- смотренные законодательством. Главному государственному инспектору Республики Беларусь в лини председателя Ко- митета по энергоэффективности, его заместителям, главным государственным инспекторам областей и г. Минска, их заместителям, государственным инспекторам по надзору за рацио- нальным использованием ТЭР предоставлено право: – беспрепятственно посещать (при предъявлении документов) проверяемые объекты; – привлекать специалистов и технические средства предприятий (по согласованию с руководителями предприятий) для выполнения своих служебных обязанностей; – давать обязательные для всех потребителей предписания об устранении фактов нера- ционального расходования топлива, электрической и тепловой энергии, отсутствия необхо- димых приборов учёта и регулирования; – составлять протоколы о фактах нерационального использования ТЭР для принятия решений о применении к их потребителям экономических санкций в соответствии с законо- дательством. Координация выполнения функций субъектами управления энергетического сектора в полной мере возможна лишь в условиях интегрированной автоматизированной системы управления энергосбережением (ИАСУЭ), охватывающей все уровни энергоменеджмента – от отдельных предприятий, фирм до руководящих национальных органов. ИАСУЭ сложит информационно-технической основой управления потоками энергии, а также связанными с ними финансовыми и информационными потоками. Она обеспечит прозрачность и управ- ляемость в системе энергосбережения. Кроме того, эта система служит для оценки энерго- сберегающего потенциала, распределения финансирования на ЭСМТ, оценки экономического и социально-экологического эффектов энергосбережения.