Отличительной особенностью датской электроэнергетики является специфическая форма собственности и структура энергокомпаний. Владельцами энергокомпаний являются потребители, а сами энергокомпании бесприбыльны. Каждый потребитель с момента под- ключения к сети становится акционером распределительной компании и имеет право избирать своих представителей в ее Генеральное собрание, которое в свою очередь избирает Правление. Если компания получает прибыль (а это возможно, например, при падении цен на топливо), то потребитель получает дивиденды в форме снижения цены на энергию на следующий год. Основные законодательные инициативы в Дании были вызваны энергетическим кризи- сом начала 70-х гг. В 1978 г. появился первый долгосрочный энергетический план Дании, в 1979 г. было введено планирование отопления и было решено давать субсидии на энергосбе- режение. Дания одной из первых приняла закон о выбросах СО2- В 1990 г. в стране принят план развития энергетики до 2005 г. – "Энергия 2000". В плане предусмотрено: снижение энергопотребления на 15% при ежегодном повышении ВВП на 2%; рост потребления газа на 170% при сокращении объемов потребления угля на 45% и мазута на 40%; снижение выбро- сов СО2 на 20%, S02 — на 60%. Эти цели предполагается достичь без дополнительных за- трат, а необходимые инвестиции компенсировать абсолютным снижением объемов потреб- ления топлива, экономией затрат на эксплуатацию и обслуживание энергоустановок. Предполагается, что расширение производства электроэнергии будет производиться в форме преобразования существующих котельных на мини-ТЭЦ путем «надстройки» на них газовых турбин. Коэффициент использования тепла на ТЭЦ в среднем составляет 80%, а на экспериментальной ТЭЦ, использующей теплонасосы – 98%. Энергокомпании согласились получать у ТЭЦ всю произведенную электроэнергию по цене, которая соответствует 85% закупочной цены крупного потребителя. Стоимость электроэнергии в быту в Дании в 2,8 раза выше, чем в промышленности, ее цена дифференцирована по времени суток. В Дании имеется стройная система стимулирования энергосбережения и роста энерге- тической эффективности, основанная на налогообложении и субсидиях. Средний процент субсидий составляет 40% основных капиталовложений в новые сети и около 20% при ре- конструкции сетей, а субсидии для теплоизоляции зданий могут достигать 50%. Кроме того, различные субсидии могут сочетаться между собой. Местные власти несут непосредствен- ную ответственность за планирование и выполнение энергетических проектов на местном уровне. В Дании, как и в ряде других стран Европы, действуют государственные консалтинго- вые организации, работающие в области энергетики и энергосбережения. Основными орга- низациями в этой сфере являются: а) тепловая инспекция, которая проводит техническое обследование зданий на пред- мет соответствия энергетическим стандартам. Инспекция проводится в зданиях, построен- ных до 1979 г. (до введения действующих ныне строительных норм). Обследование зданий производится по стандартной процедуре независимыми инспекторами. В результате вла- делец получает рекомендации по типовым мероприятиям, позволяющим привести здание и его оборудование в состояние, отвечающее требованиям по экономил энергии, введенным в 1989 г. для новых зданий. Около 50% домов в Дании прошли эту инспекцию; б) инспекция котлов, работающих на мазуте, которая ежегодно проводит обследова- ние всех котлов малой мощности. Обследование включает в себя измерение потерь тепла с дымовыми газами. Считается, что за 12 лет своего существования инспекция способствовала экономии 4% энергоносителей в масштабах всей Дании; в) служба консультаций по системам теплопотребления, занимающаяся проверкой квалификации и консультированием эксплуатационного персонала теплопотребляющих сис- тем большой мощности, работающих как на мазуте, так и на газе, а также систем централи- зованного теплоснабжения. В результате деятельности службы за 12 лет потребление нефти в Дании снизилось на 19%, газа – на 10%, расход топлива в системах теплоснабжения сни- зился на 2%. Методика проведения энергоаудита в Дании основана на типовом алгоритме, который обеспечивает эффективную работу самого аудитора, а также, поскольку программа стан- 222 дартная, позволяет эффективно подключать других аудиторов на определенных (стандарт- ных) этапах работы. Энергетический аудит проводится приблизительно по следующей схе- ме: 1. Описание предприятия. 2. Выяснение ключевых цифр. 3 Обзор потоков энергии на предприятии. 4. Определение (путем измерений и вычислений) потребления энергии. 5. Составление карты потребления энергии – анализ баланса энергопотребления. 6. Определение состояния предприятия и разработка предложений по энергоэффектив- ности. 7. Помощь в проведении мероприятий по повышению энергоэффективности. 8. Внедрение системы энергетического менеджмента – помощь в организации энерге- тически оптимальной эксплуатации и обслуживании оборудования. 9. Помощь в организации закупок энергетически эффективного оборудования. За 1970—1993 гг. при росте валового внутреннего продукта (ВВП) в 1,8 раза потребле- ние всей энергии в Дании абсолютно уменьшилось на 5% , а потребление электроэнергии возросло только на 60%, что означает снижение энергоемкости в 2 раза и электроемкости ВВП на 12%. Снижение энергоемкости было достигнуто за счет четырех основных факторов: · изменения структуры использования первичных энергоресурсов, в первую очередь рост доли природного газа в энергопотреблении, а также увеличение доли отходов и нетра- диционных источников энергии (щепа, солома, мусор, солнечная и, особенно, ветровая энер- гия) в производстве энергии (7% в общем энергобалансе); · развития комбинированного производства электроэнергии, и тепла; · реконструкции и развития эффективных систем подачи тепла; · повышения эффективности использования конечных энергоносителей в сфере их непосредственного применения.