Вторник, 30 Апр 2024, 17:35
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Основы энергосбережения

Мировой опыт энергосбережения
Состояние экономики любых государств и жизненный уровень населения во многом
определяются наличием запасов топливно-энергетических ресурсов и эффективностью их
использования. Для государств, экономика которых базируется преимущественно на импорте энергоресурсов, что в полной мере относится и к Республике Беларусь, именно эффективность использования является одним из определяющих факторов производства конкурентоспособной продукции.
В индустриально развитых странах в отличие от прежней ориентации на крупномас-
штабное наращивание производства энергетических ресурсов высшим приоритетом энергетической стратегии является повышение эффективности энергопользования у потребителей,
т.е. энергосбережение. Во многих странах разработаны национальные целевые программы
экономии использования топливно-энергетических ресурсов, которые охватывают обширный комплекс мероприятий по совершенствованию структуры потребления энергоносителей, развитию материально-технической базы экономии ресурсов, более полному извлече-
нию полезных компонентов, сбору и использованию вторичного сырья, контролю и учету
энергопотребления.
Остановимся на опыте зарубежных стран в сфере управления энергосбережением и
применения рациональных технологий использования энергии.
Так как в государствах Западной Европы преобладают рыночные отношения, то и в вопросах совершенствования энергоэффективности, как правило, стараются избегать правово-
го регулирования, отдавая предпочтение информационным программам и программам, повышающим уровень технической осведомленности, весьма осторожно используя нормативное регулирование.
Основной принцип нормативного регулирования - чем выше энергетическая интенсивность, тем меньше нормативного регулирования в этой сфере. Например, в промышленности
рынок сам вынудит повышать энергоэффективность, снижать энергоемкость произведенной
продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
Областью с самым высоким уровнем правового регулирования является транспортный
сектор. Это связано с большим числом потребителей, влиянием характера вождения на рас-
ход топлива, а также немаловажной ролью производителей машин, улучшающих их экономические показатели использования топлива. Второе место по количеству нормативов занимает строительство. Очевидно, что нормативы наиболее часто применяются в тех областях, в
которых сосредоточено большое число пользователей энергии, и каждый из них потребляет
умеренное количество энергии.
Регулирование энергосбережения с помощью общих мероприятий. Во многих стра-
нах законодательные рамки позволяют обеспечить основным мероприятиям по повышению
энергоэффективности легитимный характер. Это особенно важно в тех случаях, когда уста-
навливаются специальные налоговые стимулы или субсидии, которые, естественно, должны
согласовываться с законом о налогообложении. В других же странах приходится ограничи-
ваться лишь приданием планам по энергосбережению статуса национальных программ.
Ряд государств ввели обязательное требование назначения менеджера по энергетике.
Он разрабатывает годовые планы по повышению энергоэффективности и несет личную от-
ветственность за их выполнение. Это, в первую очередь, касается крупных пользователей
энергии. Выполнение этого требования открывает компании доступ к правительственным
субсидиям на энергосбережение, как, например, происходит в Италии.
Если в стране существует субсидирование энергосберегающих мероприятий, то усло-
вия его получения устанавливаются законодательно, что зафиксировано в Законодательном
Акте для дотаций. Такие Акты имеются в законодательстве 10 государств из 15 членов ЕС.
В ряде стран (также в 10 из 15) принят закон о налоговых льготах (стимулах). Он по-
213
зволяет делать налоговые скидки на расходы по приобретению оборудования или услуги,
ведущие к энергосбережению. Его часто применяют и для компенсации налогов отдельных
граждан или коллективов. Некоторые программы предлагают компаниям выбор: платить на-
лог за потребляемую энергию или произвести инвестиции в мероприятия, повышающие
энергоэффективность. Детали применения налоговых льгот оговариваются в законодатель-
стве.
В ряде стран, таких, как Бельгия, Дания, Франция, создан, так называемый, Возобнов-
ляемый фонд. Он представляет собой государственный фонд по выдаче займов для инвести-
рования в энергосберегающие мероприятия. Фонд функционирует на возвратной основе, что
делает его постоянно действующим и хозрасчетным. Как правило, установленная фондом
процентная ставка ниже, чем при обычных коммерческих условиях, что равносильно льгот-
ному кредиту. Однако, по оценкам экспертов, Возобновляемый фонд достаточно дорого об-
ходится правительству. Поэтому в качестве альтернативы ему в ряде стран, таких, как Фран-
ция, Германия, Люксембург, Нидерланды, применяется ускоренная норма амортизации. Она
представляет собой право, предоставляемое доходным предприятиям списывать инвестиции
в проекты по энергоэффективности быстрее, чем другие капиталовложения, что дает воз-
можность снизить за короткий срок налоговую задолженность.
В Австрии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Нидерландах под рубрикой общих ме-
роприятий применяется правовое (нормативное) регулирование энергетического менедж-
мента спроса коммунальных хозяйств. Оно состоит в том, что следуя программе энергетиче-
ского менеджмента спроса, использующей методы планирования энергообеспечения по наи-
меньшим затратам, производитель энергии более заинтересован отдать часть своей прибыли
на финансирование энергосберегающих мероприятий у потребителя, а не на строительство
новых генерирующих мощностей. Поскольку большинство национальных поставщиков
энергии находится в собственности государства, то государство перед финансированием по-
добных схем должно утвердить затраты и прибыль от реализации программы и форму пра-
вового регулирования расходов.
В новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии (Корея, Сингапур, Гонконг,
Тайвань) значительная часть энергосберегающих мероприятий финансируется самим госу-
дарством, которое чаще всего само устанавливает энергетическое оборудование, соответст-
вующее непромышленной сфере, выделяет владельцам жилых домов целевые беспроцент-
ные ссуды или субсидии на перестройку зданий и приобретение материалов в соответствии с
существующими стандартами и рекомендациями специалистов.
Правительство Тайваня предоставляет промышленным предприятиям низкопроцент-
ные кредиты на приобретение энергосберегающего оборудования внутри страны и за рубе-
жом.
В некоторых странах (Великобритания, США, Италия) в последние 10—15 лет пред-
приняты шаги по регулируемой законом демонополизации деятельности электроэнергетиче-
ских компаний путем постепенного вовлечения в рынок производства электроэнергии новых
энергопроизводящих фирм, а также организации рынка по экономии электроэнергии как аль-
тернативы увеличению ее производства. Организация рынка услуг по реализации энергосбе-
режения в регионе вынуждает энергосберегающие компании заниматься вопросами энерго-
сбережения у потребителя. Ряд компаний в этих странах идут на поддержку энергосбереже-
ния у промышленного производителя, так как это ведет к экономическому оздоровлению об-
служивающего региона, росту производства и соответствующему увеличению потребления
электроэнергии.
Регулирование энергосбережения в промышленности. Немногие государства Запад-
ной Европы идут по пути установки нормативов, непосредственно относящихся к промыш-
ленности. Причиной непопулярности введения нормативов для промышленности является
то, что промышленность располагает достаточным количеством финансовых средств, высо-
кой технической квалификацией персонала, стремлением к максимальным доходам. Други-
ми словами, в промышленном секторе достаточно собственных внутренних стимулов, поро-
214
жденных конкуренцией на рынках, принуждающих производить менее энергоемкую, а сле-
довательно более конкурентоспособную продукцию, а значит м активно осуществлять поли-
тику энергосбережения.
Тем не менее, в некоторых странах все же используются мероприятия, стимулирующие
повышение энергоэффективности в промышленности. К их числу относятся следующие:
• В ряде государств применяются обязательные энергетические аудиты. В отраслях с
большим потреблением энергии такие аудиты проводятся на регулярной основе и их предпи-
сания обязательны к исполнению. Энергетические аудиты являются необходимым условием
для выделения правительственных субсидий или другой помощи в осуществлении меро-
приятий по энергосбережению;
• В Италии, Франции, Нидерландах, Португалии существует требование составления
энергетических планов крупными промышленными предприятиями с указанием намечаемых
мероприятий по повышению энергоэффективности, а также выполнения отчетов по исполь-
зованию энергии в течение года и деятельности, направленной на уменьшение энергопо-
требления;
• В Германии, Греции и Франции применяются стандарты для камер сгорания топлива.
Очевидно, роль этого стандарта особенно велика там, где эксплуатируются парогенераторы
или установки по выработке технологического тепла. Очень редки в Западной Европе энер-
гетические стандарты на оборудование. Они охватывают двигатели, насосы, вентиляторы и
компрессоры;
• Для стимулирования совместной выработки тепла и электрической энергии исполь-
зуются такие мероприятия, как благоприятный ценовой режим, денежные дотации, когда
часть капиталовложений обеспечивается правительством. Правда, существуют они в стра-
нах, составляющих менее половины от входящих в ЕС.
Управление энергосбережением в строительстве. Строительство - одна из сфер хо-
зяйственной деятельности, где широко применяется нормативное регулирование. Самыми
распространенными из всех используемых нормативов являются нормативные сопротивле-
ния теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны га-
рантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и
строительстве новых зданий. В некоторых случаях национальные кодексы применяются
также к работам по реабилитации существующих зданий.
Кроме того, функционирует нормативное регулирование эффективности приборов, ко-
торое применяется по отношению к отопительному оборудованию, водогрейным системам, а
также к холодильникам, стиральным и моечным машинам и другим видам домашнего обо-
рудования. Законодательные акты закрепляющие эти нормативы могут либо запретить про-
дажу приборов, у которых энергетические характеристики ниже определенного уровня, либо
потребовать соответствующей маркировки, информирующей покупателей об энергопотреб-
лении. Стандарты на приборы и правила маркировки также оговорены законодательными
актами.
В Австрии и Германии введено измерение потребления тепловой энергии отдельными
жилыми домами. Учет тепловой энергии, потребляемой жилым домом, входящим в систему
централизованного теплоснабжения, предполагает выявление фактической стоимости по-
требленной тепловой энергии. И, если счета за энергию, основанные на измеренном потреб-
лении, являются предпосылкой к действенной работе по энергосбережению, то необходимо
и эффективное средство регулирования количества потребляемой энергии.
Управление энергосбережением на транспорте. Транспорт является наиболее норма-
тивно регулируемой сферой. Самым распространенным инструментом влияния на конъюнк-
туру последней служат высокие налоги на топливо для двигателей. Цены на топливо влияют
на решение потребителей о выборе автомобиля, а это, в свою очередь, ориентирует произво-
дителей на выпуск тех или иных типов машин. Например, в Италии существуют высокие на-
логи и цены на бензин, и, как следствие, один из самых эффективных, с точки зрения по-
требления топлива, автомобильных парков Европы. Однако, многие правительства исполь-
215
зуют налогообложение на топливо не столько для стимулирования эффективности его ис-
пользования, сколько для пополнения своего бюджета.
Директива ЕС требует ежегодной проверки состояния транспортных средств, в том
числе и определения характеристик выбросов. В некоторых случаях национальные требова-
ния включают и оценку качества и эффективности использования топлива.
Некоторые европейские правительства в 1980-е годы заключили добровольные согла-
шения с производителями транспортных средств по повышению эффективности новых ав-
томобилей. В этой связи были достигнуты плановые показатели. Однако, нельзя исключать и
того, что факторы внешнего рынка привели бы к аналогичному же результату, даже при от-
сутствии подобных соглашений.
В ряде европейских государств в течение ограниченных периодов времени применя-
лись субсидии или налоговые скидки для замены транспортных средств. Иногда эти стимулы
использовались для ускорения внедрения каталитических нейтрализаторов.
В каждой стране существует ограничение скорости практически для всех видов дорог.
Прежде всего, оно мотивируется соображениями безопасности, но вместе с тем приносит до-
полнительную пользу - экономию топлива.
Такие инструменты, как налоги на покупку и импорт машин, а также ежегодная по-
шлина на автомобили, безусловно, являются средством увеличения годового дохода. Тем не
менее, они также часто разрабатываются для того, чтобы стимулировать спрос потребителя
на машины с более высокоэффективным использованием топлива. Поэтому можно сказать,
что структура налогообложения влияет и на производителей автомобилей.
Греция ввела налоговую скидку на новые небольшие автомобили с низким уровнем
выброса; а для получения налоговой скидки требовалось вывести из обращения старый ав-
томобиль.
Во Франции и Италии действует такой инструмент, как возрастающий налог на добав-
ленную стоимость (то есть повышенный показатель для объема двигателя, превышающего
определенный уровень), который, с точки зрения энергоэффективности, благоприятно влияет
на размер транспортного средства. У транспортных средств на дизельном топливе расход то-
плива ниже, чем у транспортных средств на бензине, особенно в городском режиме. Поэтому
применение дифференцированного налогообложения для бензина и дизельного топлива при-
вело к большему распространению дизельных машин в Европе, что особенно заметно во
Франции и
Великобритании. Более низкие цены на дизельные автомобили также благоприятству-
ют им по сравнению с машинами на бензине.
С целью преодоления информационного барьера на пути к энергосбережению исполь-
зуется маркировка новых автомобилей по расходу топлива и распространение сведений о по-
треблении топлива. В Великобритании такая маркировка является обязательным требовани-
ем, в то время, как в других государствах принят добровольный порядок классификации.
В некоторых европейских государствах при прохождении экзамена для получения во-
дительских прав существует проверка качества вождения с позиций эффективного использо-
вания топлива. Это наиболее актуально для водителей автобусов и трактористов, поскольку
регулярное наблюдение за потреблением топлива транспортным средством позволяет им
контролировать их собственные показатели.
Регулирование внедрения возобновляемых источников энергии. Отсутствие в на-
стоящее время на рынке многих технологий, основанных на использовании возобновляемой
энергии, означает, что требуется определенная форма финансовой поддержки их развития.
Поэтому во многих странах существуют нормативы, направленные на оказание такой под-
держки.
Во многих западноевропейских странах довольно сильную поддержку имеет покупка
электроэнергии от возобновляемых источников. Для этих целей предусматриваются ценовые
стимулы, хотя методы их реализации различны в разных странах. Например, в Дании ком-
мунальные предприятия обязаны покупать энергию от возобновляемых источников, а Вели-
216
кобритании существует требование, чтобы энергосистема покупала электроэнергию от во-
зобновляемых источников энергии по фиксированным ценам.
Популярны также и другие стимулы. К примеру, в Англии, Италии и Нидерландах
обеспечивается поддержка капитальных вложений в проекты по возобновляемым источникам энергии. Однако поддерживаются различные технологии. Так, в Австрии предпочтение
отдается фотоэлектрической энергетике, в Нидерландах приоритетной считается энергия
ветра. Германия оказывает поддержку в виде льготных займов, а Португалия снизила НДС
на оборудование для возобновляемых источников энергии.
В большинстве промышленно развитых стран мира (США, Германия, Япония, Фран-
ция, Испания, Англия и др.) существуют национальные программы развития нетрадицион-
ной энергетики, предусматривающие в течение 5—10 предстоящих лет значительное расши-
рение использования НВИЭ: до 2-5% (Дания, Голландия, США) и до 10-15% (Новая Зелан-
дия, Австралия, Канада) общего потребления.
Наибольший интерес и распространение имеют установки, использующие солнечную
энергию, энергию ветра и биомассы. Например, в США В 1990 г. из 3,6 млн. ГДж энергии,
произведенной за счет солнечной радиации, 3,5 млн. Дж представляет собой низко потенциальное тепло, использованное для горячего водоснабжения. В Израиле в соответствии с законом, требующим, чтобы каждый дом был снабжен солнечной водонагревательной уста-
новкой, установлено около 800 тыс. солнечных установок, производящих 15 млн. ГДж энергии и обеспечивающих 70% потребности в горячей воде.
В последнее время в мире повысился интерес к установкам, непосредственно преобразующим солнечную радиацию в электроэнергию. В этом отношении интересен опыт Японии,
где в настоящее время сооружается фотоэлектрическая установка (ФЭУ) мощностью 750
кВт. В США 90 энергетических компаний создали фотоэлектрическую группу, которая
в течение ближайших 5 лет планирует ввести в эксплуатацию ФЭУ общей мощностью 47
кВт.
Ветроэнергетические установки (ВЭУ) достигли сегодня уровня коммерческой зрелости и в местах с благоприятными скоростями ветра могут конкурировать с традиционными
источниками энергии. Так, в США установлено более 1,5 млн кВт ВЭУ, в Дании ВЭУ производят около 3% потребляемой страной энергии, велики мощности установленных ВЭУ в
Швеции, Голландии и Германии.
В последнее время повысилось внимание к использованию биомассы в энергетических
целях. Это вызвано тем, что использование растительной биомассы при условии ее непрерывного восстановления (новые лесные посадки после вырубки леса) не приводят к увеличе-
нию концентрации СО2 в атмосфере; созданные технологии позволяют использовать биомассу значительно более эффективно, чем раньше.
Категория: Основы энергосбережения | Добавил: Wrecker (22 Мар 2012)
Просмотров: 4236 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
30 Апр 2024
17:35


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz