ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются: • формы и инструменты финансирования энергосбере-гающих мероприятий; • кредитный механизм энергосбережения; • режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования; • тарифы на энергию • энергетические налоги. Реализация финансово-экономического механизма энерго-сбережения в Беларуси, призванного создать систему экономиче-ской заинтересованности в реализации мероприятий по энерго-сбережению, осуществляется следующим образом: 1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адрес-ную поддержку юридическим и физическим лицам при осущест-влении ими мероприятий, направленных на повышение эффек-тивности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению. 2. Разработаны и приняты нормативные документы, регули-рующие вопросы финансирования энергосберегающих меро-приятий, такие как: • Постановление о мерах по экономическому стимулиро-ванию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий от 31.03.1998, №504; • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.1996, №85 «Об утверждении порядка премирования ру-ководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов; • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.1998, №58 «О внесении изменений и дополнений в По-рядок премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения меро-приятий по экономии топливно-энергетических ресурсов»; • Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов; • Приказ об утверждении порядка выдачи и возврата кре-дитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению в 1999 г. от 12.04.99, №83/31; • Порядок выдачи и возврата кредитов субъектам хозяй-ствования на выполнение мероприятий по энергосбережению; • Письмо Госкомэнергосбережения от 25.05.99, №04-11/132 о финансировании программ энергосбережения в 1999 го-ду; • Письмо Госкомэнергосбережения от 13.12.99, №04-11/309 о разработке и финансировании программ энергосбереже-ния; • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.1998, №1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнении республиканских отраслевых и регио-нальных программ энергосбережении»; • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.1999, №1150 «О проведении государственной комплекс-ной экспертизы инвестиционных проектов». 3. В 1996 году была введена система определения и кон-троля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена го-сударственная статистическая отчетность о выполнении меро-приятий по энергосбережению. Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению на 1996–2000г.г., такими как: • модернизация и повышение эффективности котельных; • внедрение парогазовых и газотурбинных установок; • оптимизация режимов и схем теплоснабжения; • перевод паровых котлов в водогрейный режим; • замена электрокотельных на более экономичные тепло-источники; • внедрение систем учета и регулирования электроэнергии; • использование вторичных энергоресурсов; • уменьшение потерь при передаче электроэнергии; • внедрение частотно-регулируемых приводов; • установка энергоэкономичных осветительных устройств; • внедрение новых энергосберегающих технологий, обо-рудования, материалов; • внедрение нетрадиционных и возобновляемых источни-ков энергии; • реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению. 4. Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996–2000 годах осуществлялось в рамках Перечня энергосбере-гающих мероприятий республиканского значения, Государствен-ной научно-технической программы «Энергосбережение», регио-нальных и отраслевых программ энергосбережения по приори-тетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь №391 от 13.06.96 и №965 от 19. 06.98. Источниками финансирования мероприятий по энерго-сбережению являются: • собственные средства предприятий; • средства инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов; • средства целевого бюджетного фонда «Энергосбереже-ние»; • средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»; • республиканский и местный бюджет; • средства займа Всемирного банка. На протяжении 1996–2000 годов финансирование меро-приятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составило 42–44% от общего объема. Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и составили 42–45% от общего объема финансирования. Использование средств бюджетного фонда «Энергосбере-жение» осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и уч-реждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предпри-ятия. 5. С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость про-дукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосбере-гающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, воз-врат банкам, полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премиро-вание. Часть средств местных бюджетов использовалась на финан-сирование установки приборов группового учета топливно-энергетических ресурсов, замену неэкономичных котлов, тепло-вую реабилитацию зданий (8–9% от общего объема финансиро-вания). 6.Кроме перечисленных выше инструментов финансово-экономического регулирования энергосбережением, одним из важнейших инструментов такого управления является тарифооб-разование в энергетике, речь о котором пойдет в теме с соответ-ствующим названием.