Экологические проблемы, связанные с работой ТЭС, ГЭС, транспорта Традиционные способы выработки тепло- и электроэнергии в котельных и на ТЭС из первичных источников энергии, использование топлива в топливопотребляющих технологи- ческих установках сопряжены с разносторонним локальным и глобальным воздействием на окружающую среду: Для обеспечения работы ТЭС привлекаются значительные природные ресурсы (топливо, вода, реагенты, строительные материалы). Через технологические (топливоснабжение) и естественнее (сток рек, воздушные течения, подземная фильтрация) связи их влияние передается на значительные расстояния и должно быть учтено, локализовано и максимально ней- трализовано. Размеры площадок ТЭС достигают 3-4 км. На этой территории полностью изменяется рельеф местности, характеристики и распределение воздушных течений и поверхностного стока, нарушается почвенный слои, растительный покров, режим грунтовых вод. Эти изме- нения также производственные шумы и освещенность в ночное время приводят к нарушению экологического равновесия. Выброс больших масс теплоты и влаги вызывает снижение солнечной освещенности, образование низкой облачности и туманов, моросящих дождей, инея, гололеда, обледенения дорог и конструкций. В теплое время года в результате испарения капель, достигших земли, возможно засоление почв. Создание водохранилищ - охладителей для мощных электростанций с поверхностью 20–30 км2 приводит к перераспределению стока, изменению режима паводков, разливов, восполнения запасов грунтовых вод, условий разведения рыбы. Сточные воды и ливневые стоки с территории ТЭС загрязняются отходами технологических циклов энергоустановок (нефтепродукты, шлаки, обмывочные воды). Их сброс в водоемы может оказаться гибельным для водных организмов, снижает способность водоема к самоочищению. Отрицательное влияние на природные условия оказывают золоотвалы – зем- ля исключается из сельскохозяйственного оборота. Пыление золоотвалов приводит к гибели растений. В технологических циклах электростанций более 95% охлаждающей воды нагревается на 9-10°С, в водоемы сбрасывается большое количество теплоты, которая нарушает естест- венные условия существования экологических систем. Газопылевые выбросы ТЭС загрязняют атмосферу углекислотой, золой, оксидами азо- та, сернистой и серной кислотой, что вызывает коррозию сооружений и оборудования, уменьшает солнечное облучение территории. Среди основных направлений охраны окружающей среды от вредного воздействия ТЭС следует отметить применение природосберегающих технологий при генерации энергии. К их числу относятся технологии, которые увеличивают коэффициент использования топлива (ТЭЦ вместо КЭС, АЭС вместо ТЭС на органическом топливе) и соответственно уменьшают количество прямых (зола, шлак) и вторичных (обмывочные воды) загрязнений. К ним отно- сятся различные способы деструктивной переработки топлив (получение метанола, синтез- газа, водорода и т.д.), позволяющие более полно произвести выделение потенциальных за- грязнителей (серы) на ранних стадиях использования топлива. Сюда же относится примене- ние замкнутых технологических циклов: полное использование золы ТЭС, получение из ды- мовых газов азота и технической серной кислоты, улавливание и последующее сжигание нефтемаслопродуктов из отходящих вод. Эти методы относятся к активным способам защиты окружающей среды. Пассивные способы предусматривают применение устройств, улавливающих загрязне- ния на конечных стадиях технологического процесса (золоуловители, очистные сооружения) или способствующих их разбавлению до концентраций, меньших предельно допустимых 204 (высокие дымовые трубы, шумопоглотители). ГЭС также отрицательно воздействуют на окружающую среду. Плотины малых ГЭС Беларуси сооружаются в равнинных местностях, при этом значительные площади земли за- нимают мелководные водохранилища. Вода в них интенсивно прогревается солнцем, созда- вая условия для роста сине-зеленых водорослей, которые гниют, заражая воду и атмосферу. Это отрицательно влияет на судоходство, рыбное хозяйство. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды также является авто- транспорт. Он использует 96 % всех производимых нефтепродуктов и выбрасывает затем в атмосферу тысячи тонн оксида углеводорода, оксида азота и других вредных веществ. Кроме того, эти вещества вместе с выбрасываемыми в атмосферу вредными веществами промыш- ленных предприятий и при горении древесины содержат частицы размером менее 25,5 мик- рон, которые проникают в легкие и другие ткани, вызывая воспаление и формирование тромбов, которые оказывают крайне неблагоприятное воздействие на работу сердца, прово- цируя развитие сердечных приступов: инфаркта и повышения давления. Автомобиль - самый крупный генератор шума и вибрации. Автомобиль, являющийся символом современной цивилизации, принес не только благо для людей, но и неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Но оно может быть уменьшено, если начнут выпускать автомобили с малым удельным расходом топлива, таким, например, как представил концерн «Volkswagen» - новый прототип самого экономичного ав- томобиля в мире, потребляющего лишь один литр дизельного топлива на 100 км пути. Ныне в мире эксплуатируется около 600 млн. автомобилей, которые ежегодно потреб- ляют свыше 1 млрд. т моторных топлив, в том числе более 600 млн. т автомобильных бензи- нов. К 2010 году прогнозируется увеличение числа автомобилей до 800 млн. - 1 млрд2. Эко- логическая нагрузка на окружающую среду и человека от такого количества автомобилей окажется очень ощутимой. И поэтому во многих странах ведется большая работа не только над снижением расхода топлива на 100 км пробега, но и по использованию для автомобилей вместо бензина в качестве топлива альтернативных источников энергии, в том числе газа и энергии солнца. Вместе с разрабатываемыми в мире мерами по замене жидкого топлива из нефтепро- дуктов, используемого ныне в автомобилях, на альтернативные вилы топлива из раститель- ного сырья, снижению удельных норм расхода топлива на 100 км пробега, во многих странах проводится большая работа по переводу автомобилей на газ в качестве моторного топлива. И если вдаваться в историю вопроса, то первый в мире двигатель внутреннего сгорания рабо- тал на газе. С изобретением бензина он вытеснил газ на полторы сотни лет. Но человечество за это время пришло к мысли о пагубности для себя технологии сжигания моторного топлива из нефтепродуктов и превращения его в газ, в результате чего происходит колоссальное за- грязнение окружающей среды, и начало возвращаться к использованию газа в качестве мо- торного топлива. В настоящее время в мире на метане работает порядка 1 млн. автомобилей, число которых стремительно растет и в скором времени обещает достигнуть 6,5 млн. В горо- дах США, Канады и Западной Европы планируют в самые сжатые сроки полностью перевес- ти муниципальный транспорт на газ. 36 регионов России заключили договоры с «Газпро- мом», в которых предусмотрен специальный пункт о переводе автотранспорта на газомотор- ное топливо. Активно работают в этом направлении и страны Азии: Южная Корея, Китай, Пакистан, Индия. В Беларуси в настоящее время насчитывается не более 6 тыс. газоболонных автомоби- лей, что составляет немногим более 0,2 % от их общего количества (2800 тыс.), хотя постав- ки газа стабильны и цены более постоянны. При этом следует заметить, что 1 л бензина по своей теплотворной способности практически равен 1 м2 газа. По данным Института энерге- тических исследований Российской академии наук к 2010 г. стоимость 1 т традиционного топлива будет в 2-3 раза выше 1 тыс. м природного газа. Вместе с тем загрузка 24 автозаправочных компрессорных станций, расположенных в 17 городах на основных транспортных направлениях республики, не превышает 25 %. При- 205 чин этому несколько: отсутствие у предприятий денег на переоборудование транспорта, не- понимание отдельными руководителями преимуществ газомоторного топлива и др. А ведь материальные затраты на топливо при эксплуатации автомобиля на бензине составляют 25- 30 % от себестоимости перевозок, а с использованием компримированного природного газа- не более 10-15 %. Кроме экономической выгоды, работа автомобилей на компримированном природном газе сокращает выброс наиболее вредных компонентов в 1,5-5 раз по сравнению с бензином и в 10 раз по сравнению с дизельным топливом. Но транспортные организации не заинтере- сованы в использовании более дешевого топлива, поскольку затраты на него входят в себе- стоимость транспортных услуг, которые затем в виде тарифа ложатся в себестоимость про- дукции заказчика транспорта, и в конечном итоге, в розничную цену, по которой отпускается продукция потребителям. Переоборудование легкового транспорта типа ГАЗ-3110 окупается через 30 тыс. км пробега, грузового, как ГАЗ-3307 и ГАЗ-3302 - через 21,6 тыс. км, а для ЗИЛ-138А еще меньше. При условии, что в среднем за рабочий день автомобиль преодолевает расстояние в 100 км, установка на него, казалось бы, дорогостоящей аппаратуры полностью окупается че- рез год для легковых автомобилей и через 6-6,5 месяцев - для грузовых. Ссылка отдельных руководителей на утяжеление автомобиля после переоборудования его на газомоторное топливо является несостоятельной, поскольку коэффициент использо- вания грузообъемности автотранспорта составляет 0,5-0,6. В Беларуси разработана комплексная программа использования газа в качестве альтер- нативного моторного топлива для автотранспортной техники. Мировой опыт показывает, что наиболее приемлемым и реально ощутимым шагом к уменьшению вредных выбросов в атмосферу от автомобилей может стать глобальный пере- ход автомобильной техники на природный газ. Он экологичен, дешев, безопасен в эксплуа- тации. К настоящему времени во многих странах производителями автомобилей проводятся испытания различных типов электромобилей с запасом хода 60-100 км и максимальной ско- ростью до 80 км/ч. Ведущие в мире авгомобилестроительные компании США, Японии и дру- гих стран проводят испытания или работают над созданием электромобилей со скоростью до 120-140 км/ч и пробегом не менее 225 км. Тяговым электродвигателем такого солнцемобиля является батарея аккумуляторов, заряжаемых на гелио-станциях (гелиозаправочных станци- ях). В последние годы все большее распространение в мире получают электровелосипеды и электромопеды под общим названием «легкие транспортные средства», использующие также солнечную энергию в виде аккумуляторных батарей или солнечных панелей. Из всех загрязняющих веществ в Республике Беларусь 70 % приходится на так назы- ваемые трансграничные переносы и 30 % - на собственные, из которых львиную долю со- ставляют передвижные источники загрязнения, в основном автомобили, число которых в на- стоящее время составляет 2,6 млн. единиц. Особенно большое количество выбросов в атмо- сферу от автомобилей происходит в момент неустойчивой работы двигателей (во время тор- можения и начала движения). Основным нейтрализатором этих вредных выбросов в атмосферу являются леса, зани- мающие 35 % территории Республики Беларусь, и болота, которые в 7 раз эффективнее, чем лес, поглощают углекислый газ. В городах основным очистителем воздуха являются тополи- ные насаждения: один тополь очищает воздух так, как делают это 4 сосны или 7 елей, или 3 липы. Для поддержания нормальной экологической обстановки в городах необходимо иметь на каждого жителя 16 м2 зеленых насаждений общего пользования - парков, скверов, бульва- ров, лесопарков. В некоторых городах, например в Витебске, этот показатель составляет 12 м2. Существует проблема и авиационной экологии. Самолет воздействует на атмосферу не только механически, направляя поток импульса воздуха вниз на Землю, но и энергетически, 206 физически, химически и оптически. При сжигании топлива в атмосферу выделяется тепловая энергия, а вместе с ней образуется большое количество оксидов и кислот (азота, серы, угле- рода, хлора), происходит конденсация водяного пара в струйно-вихревом следе, легко на- блюдаемым с Земли в виде белых шлейфов. Помимо перечисленных существует и проблема звукового удара. Современные технологии оказывают негативное воздействие на здоровье людей. Со- гласно докладу группы экспертов, опубликованных в 1997 г., воздействие продуктов сжига- ния только твердого топлива в период до 2020 г. может обернуться ежегодной смертью 700 тыс. человек. Сокращение же выбросов на 10-15 % спасло бы жизнь 8 млн. человек. Из ска- занного следует вывод: обеспечивая повышение жизненного уровня населения, в каждом го- сударстве необходимо стремиться к разработке таких предметов потребления и технологий их производства, которые потребляли бы меньшее количество энергии, обеспечивая пара- метры их, выше параметров своих предшествующих аналогов, и тем самым уменьшая вред- ное воздействие на окружающую среду. 11.2. Специфические экологические проблемы ядерной энергетики Дешевизна ядерного топлива в сравнении с обычным и необычайная простота физиче- ских и технических принципов реакторов деления позволяли рассчитывать на экономиче- скую выгоду АЭС, а опыт реактора военного назначения и первых АЭС указал на их безо- пасность, достигаемую достаточно простыми инженерными мерами и высокой квалифика- цией персонала. Однако эта уверенность была поколеблена большими авариями на АЭС в 70-е и 80-е годы и особенно Чернобыльской АЭС, что подчеркнуло вероятную природу проблемы безо- пасности. Поэтому некоторые страны или отказались от атомной энергии, или объявили мо- раторий на строительство новых АЭС (Австрия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Шве- ция). Перестали строить АЭС США, Канада, Англия, Германия. После Чернобыля Россия тоже заморозила реализацию практически всех своих «атом- ных» проектов. Но в 2000 г. действующие АЭС Российской Федерации выработали 130,7 млрд. кВт • ч электроэнергии – значительно больше, чем в благополучном 1990 г. Темп роста выработки электроэнергии на АЭС в 3 раза выше, чем на тепловых станциях. Выдержав «атомную паузу», в России решено достроить последний энергоблок на Ка- лининской АЭС, расконсервировать незаконченное строительство всех 10 АЭС, начатое в годы советской власти, В ближайшее время эти объекты должны быть введены в эксплуата- цию. И роль атомной энергетики в этой стране будет возрастать, что подтверждено на засе- дании Совета Министров Российской Федерации, прошедшем в середине мая 2001 г. К 2020 г. ее доля составит треть общего производства. Принятые меры по совершенствованию конструкции и эксплуатации АЭС позволили снизить вероятность тяжелых аварий и продолжать эксплуатацию и строительство АЭС тра- диционных типов. Реально общая мощность всех АЭС в мире поставляет 352 ГВт. В настоящее время строительство АЭС продолжают топливодефицитные Япония и Южная Корея, а также многие развивающиеся страны. К концу 2010 г. в Японии планирует- ся построить от 16 до 25 АЭС. В настоящее время суммарная электрическая мощность всех энергоблоков АЭС Японии составляет около 45 000 МВт. Продолжают ранее начатое строи- тельство и установку новых реакторов в Аргентине, Бразилии, Чехии, Украине, Иране, Сло- вакии. Во Франции первый ядерный реактор был сооружен в 1958 году, а в настоящее время эксплуатируется 58 ядерных энергоблоков, суммарная мощность которых достигла 63 ГВт. На них производится 76 % всей вырабатываемой во Франции электроэнергии. Все ядерные реакторы имеют запланированный срок службы на менее 40 лет. Атомная энергетика Фран- ции обеспечила стране около 100 000 рабочих мест, а при проведении планово- предупредительных работ на АЭС привлекаются еще примерно 100 000 специалистов из других отраслей. 207 Всего в мире по состоянию на I января 2001 года эксплуатировалось 436 ядерных энер- гоблоков на 247 АЭС, которые вырабатывали 17 % электроэнергии в мире. В некоторых странах АЭС составляют основу национальной энергетики. Это обусловливает тот факт, что ядерная энергетика обладает техническим и топливно-ресурсным потенциалом для внесения значительного вклада в ограничение выбросов, загрязняющих атмосферу, при выработке электроэнергии и энергообеспечении производства и быта людей. В процессе работы АЭС образуются жидкие, газообразные, аэрозольные нетвердые радиоактивные отходы. Присутствие в этих отходах долгоживущих изотопов продолжи- тельное время сохраняет их активность на достаточно высоком уровне. При эксплуатации АЭС осуществляется тщательный контроль за образованием радиоактивных отходов, а перед поступлением их во внешнюю среду устанавливается многобарьерная система фильтров и защитных устройств. Твердыми отходами являются детали загрязненного радиоактивными веществами де- монтированного оборудования, отработанные фильтры для очистки воздуха, сорбенты, спец- одежда, мусор. Их захоронение осуществляется в специальных траншеях. Объем их может быть уменьшен прессованием или сжиганием при соответствующей очистке продуктов сго- рания. Радиоактивные воды АЭС перерабатываются с помощью спецводоочисток. Их принцип работы – испарение воды, осаждение твердой фазы и ионный обмен. Образующиеся концен- траты и растворы реагентов направляются в хранилище жидких отходов. Газовые и аэрозольные отходы подвергаются очистке на многоступенчатых фильтрах, выдержке в очистных устройствах и выбрасываются в атмосферу через высокие трубы (100– 150м). Возможна также сорбция радиоактивных газовых составляющих активированным уг- лем. Для АЭС основным фактором радиационной опасности является внешнее ионизирую- щее излучение. С точки зрения радиационного загрязнения окружающей среды АЭС – более чистые по сравнению с угольными электростанциями: в угле содержатся естественные ра- диоактивные элементы – радий, торий, уран, полоний и др., которые вместе с золой выбра- сываются в атмосферу (пылеугольная ТЭС мощностью 1200 МВт, потребляя 3,4 млн т угля в год, выбрасывает в атмосферу ежегодно 130 тыс. т золы). Их активность составляет 100 мбэр/год, для АЭС аналогичной мощности величина радиоактивных выбросов – 0,5–1 мбэр/год. Основной принцип при переработке и захоронении радиоактивных отходов заключает- ся в их концентрировании в малых объемах с последующим вечным захоронением в таких местах, где обеспечивается полный радиоактивный распад вне контакта с биосферой (600 лет). Отходы отверхдаются (битумируются и остекловываются) для связывания радиоактив- ных веществ. Последующее хранение – в герметических железобетонных емкостях или ме- таллических контейнерах. Лучшими местами для захоронения являются заброшенные соля- ные копи (отсутствие воды, спокойные в сейсмическом отношении районы, большие объемы подземных пустот). Исходя из экономической целесообразности, в настоящее время потребность республи- ки в электроэнергии удовлетворяется на 77 % за счет выработки на собственных электро- станциях (в основном на импортном газе) и 23 % за счет импорта электроэнергии. Если учесть, что импорт электроэнергии, по оценкам специалистов из России к 2015 г. будет сни- жен, то большая часть электроэнергии должны покрываться за счет собственного производ- ства. Кроме того, велика изношенность энергетического оборудования. В перспективе за счет всех местных видов топлива и возобновляемых источников энергии с учетом выбы- вающих запасов нефти, попутного газа и торфа и увеличением использования возобновляе- мых источников их объем в топливном балансе может составить 5-6 млн. т. у. т. в год. Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость строительства в Республике Бела- русь АЭС. Сроки строительства АЭС будут определяться Правительством Республики Бела- 208 русь с учетом технических, экологических, социальных и экономических предпосылок. Строительство ее может осуществляться в течение 5-7 лет, а стоимость составит 3-4 млрд. долларов. 11.3. Парниковый эффект Глобальное потепление является твердо установленным научным фактом. За последние 20-25 лет зафиксированное потепление составило 0,35°С. По прогнозам пик глобального по- тепления будет зафиксирован на уровне 1,5°С выше современного примерно через 200 лет. Основной причиной глобальных процессов изменение климата на нашей планете явля- ются существующие технологии, оказывающие негативное воздействие не только на климат, но и на здоровье людей, выбрасывая в атмосферу парниковые газы, которые обусловливают парниковый эффект. Парниковый эффект – это свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но за- держивать земное излучение и тем самым способствовать аккумуляции тепла Землей, сред- няя температура которой в настоящее время составляет около 15°С. При данной температуре поверхность планеты и атмосфера находятся в тепловом равновесии. До вмешательства человека в глобальные процессы Земли изменения, происходящие на ее поверхности и в атмосфере, были связаны с содержанием в природе газов, которые и были названы «парниковыми». К таким газам относятся: диоксид углерода, метан, оксид азота и водяной пар. В настоящее время к ним добавились антропогенные хлорфторуглероды (ХФУ). Без газового «одеяла», окутывающего Землю, температура на ее поверхности была бы ниже на 30 ... 40°С, что обусловило бы проблематичность существования живых орга- низмов в таких условиях. В результате техногенной деятельности человека некоторые парниковые газы увеличи- вают долю своего участия в общем балансе атмосферы. Это касается прежде всего углеки- слого газа, содержание которого из десятилетия в десятилетие неуклонно растет. Углекис- лый газ создает 50 % парникового эффекта, на долю ХФУ приходится 15-20 % и на долю ме- тана - 18%. В приложении к климатической Конвенции ООН названы технологические процессы, приводящие к эмиссии парниковых газов: – в энергетике – сжигание топлива, энергетическая, обрабатывающая и строительная промышленности; – при добыче и транспортировке топлива – твердое топливо, нефть и природный газ; – промышленные технологии – горнодобывающая, химическая, металлургическая, про- изводство и использование галогенизированных углеродных соединений; – в сельском хозяйстве – интенсивная ферментация, хранение и использование навоза, производство риса, управляемый пал, сжигание сельскохозяйственных отходов; – отходы – хранение и сжигание отходов, обработка сточных вод. Основным загрязнителем атмосферы является СО2, образующийся при выработке элек- троэнергии в основном огневым способом, то есть путем сжигания добываемого органиче- ского топлива. Практически весь используемый Европой газ применяется в огневых техно- логиях. Евросоюз с населением 16 % от общего населения в мире является в настоящее вре- мя одним из загрязнителей мировой атмосферы (26%). На США приходится 20 % мировой эмиссии парниковых газов. Выброс парниковых газов при огневом энергопроизводстве со- ставляет около 1,4 кг на 1 кВт*ч. Производство же электроэнергии на основе безэмиссион- ных технологий связано с их высокой стоимостью. Большинство энерготехнологий, основанных на возобновляемых источниках, требуют больших затрат, в том числе и материальных. А они, в свою очередь, обусловливают повы- шенные энергозатраты, а значит, сопряжены с дополнительной эмиссией тех же парниковых газов. Прекращение ввода в эксплуатацию АЭС в большинстве стран мира в связи с аварией на Чернобыльской АЭС резко увеличило нарастание эмиссии парниковых газов. А между 209 тем, страны, производящие 19 % электроэнергии на АЭС, предотвращают эмиссию 540 млн. т СО2 в год. Поэтому на конференции в Киото подчеркивалось, что только страны, имеющие ядерно-энергетические программы и поддерживающие их, располагают большими возмож- ностями сокращения выброса парниковых газов. И в некоторых странах Европы пересматри- вают свое отношение к ядерной энергетике. В Англии обсуждается план удвоения мощностей АЭС, а Франция продолжает лидиро- вать в наращивании АЭС. Считается возможным увеличение производства электроэнергии с нынешних 2 300 млрд. кВт∙ч в год (18 % мирового энергопроизводства 444 атомными энергоблоками) до 12 000 млрд. кВт • ч в первой половине XXI века и до 50 000 млрд. кВт - ч - во второй половине. Среди стран мира самым крупным загрязнителем окружающей среды являются США, эмиссия диоксида серы у которых составляет около 7,7 млн. т, т. е. более 20 % от суммарной общемировой эмиссии СО2. В Китае выбросы в атмосферу этого вредного соединения со- ставляют 7,6 млн. т, а в России - 6,2 млн. т. По относительным показателям эмиссии СО2 (выбросы в тоннах на 1 МВт установлен- ной электрической мощности ТЭС) крупнейшим загрязнителем воздуха можно считать Рос- сию (87 т/'МВт), затем следует Индия и Великобритания (по 65 т/МВт), Китай (61 т/МВт). В Германии и Японии этот показатель составляет всего 7 т/МВт . Одним из самых загрязненных городов-столиц государств является Пекин с его 12- милионным населением. Основной причиной загрязнения его являются промышленные предприятия, густо разбросанные по городу. Во многом способствует загрязнению Пекина и отопление домов углем. За последние 5 лет по «экологическим» причинам в Китае было закрыто 73 тыс. пред- приятий. К 2001 году более 90 % производств, которым были предъявлены претензии со сто- роны государства, выполнили необходимые мероприятия и теперь соответствуют государст- венным экологическим стандартам. В результате за годы бурного экономического роста за- грязнение окружающей среды удалось сократить на 10 % по сравнению с1995 годом. В тече- ние ближайших 5 лет Китай намерен снижать количество вредных выбросов на 10 % еже- годно. Достигаться это будет путем внедрения новых технологий и экологически чистых процессов производства. Наиболее высокие уровни выброса СО2 имеют электростанции, ра- ботающие на угле. Выбросы СО2 зависят от уровня содержания углерода в топливе (наи- высшего – для угля, низшего – для природного газа). В результате антропогенной деятельности человечества за последние 30-40 лет плане- тарная температура поднялась на 0,6-0,7°С и является наиболее высокой за последние 600 лет. Поднялся средний уровень моря по сравнению с прошлым столетием на 10-15 см. За это же время отступили все зарегистрированные горные ледники. Научные оценки в основном совпадают в констатации усиления тенденции к потепле- нию климата. Средняя температура на планете к 2010 году может повыситься на 1,3°С. Спектр пагубных тенденций может быть очень широким - от повышения мирового океана на 0,3-1,0 м до изменения климатических систем перераспределения осадков. Осознание необходимости принятия конкретных мер по уменьшению воздействия на климат пришло к мировому сообществу уже давно, и в середине 70-х годов XX в. начались активные работы в этом направлении: в 1978 г. Климатическую программу приняли в США; в 1979 г. на Всемирной климатической конференции в Женеве заложены основы Всемирной климатической программы; в 1988 г. Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде (UNEP) учреждена Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК); 9 мая 1992 г. в Нью-Йорке в соответствии с ре- золюцией Генеральной Ассамблеи ООН об охране глобального климата в интересах нынеш- него и будущего поколений принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Развитием ее является известный Киотский протокол 1997 года. Это первый в истории человечества случай, когда практически все мировое сообщество подключилось к решению такой сложной научной задачи, как охрана климата. Основным содержанием Киотского про- 210 токола является обязательство 35 стран мира по сокращению эмиссии парниковых газов, в первую очередь СО2, к концу 2012 г., по сравнению с базовым 1990 г., от 92 до 100 %. Со- гласно протоколу промышленно развитые страны должны снизить такие выбросы на 5,2%. Киотским протоколом (1997 г.) закреплены количественные обязательства как развитых стран, так и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению поступления пар- никовых газов (прежде всего СО2) в атмосферу. Но этот протокол начнет действовать только после его ратификации в тех странах, которые дают 55 % всех выбросов СО2 Протокол под- писан 84 государствами, а по состоянию на середину 2001 г. его ратифицировали 29 разви- вающихся стран и Франция – единственная из стран «восьмерки». Подтверждением несостоятельности Протокола Киото стала 6-я конференция стран, подписавших Рамочную конвенцию ООН по проблеме изменения климата (13-24 ноября 2000 года). Семь тысяч участников представляли 182 правительства, 323 межправительст- венные и неправительственные организации и 443 органа средств массовой информации. Предполагается, что к 2020 г. мировое потребление электроэнергии вырастет на 60 % по сравнению с 1967 г. При этом в развивающихся странах прирост потребления энергии со- ставит 121 %. Вероятно, более быстрым, чем ожидалось ранее, окажется рост эмиссии СО2: на 40 % - с 1990 по 2010 гг. и на 72 % - с 1990 до 2020 гг. 11.4. Экологические эффекты энергосбережения Как правило, любое энергосберегающее решение влечет за собой положительные эко- логические эффекты. Поэтому при принятии решений о целесообразности затрат на энерго- сберегающие мероприятия и определении их приоритетов необходимо производить количе- ственную оценку экологических эффектов. Рассмотрим, в чем заключается значение энерго- сбережения для сохранения здоровья и среды обитания человека. Первый эффект энергосбережения связан с возможностью не сооружать новые топ- ливные базы, инфраструктуры топливообеспечення, энергопроизводящие источники, сети транспорта и распределения энергоносителей. Вторым важнейшим экологическим эффектом энергосбережения является снижение антропогенных выбросов парниковых и загрязняющих газов за счет экономии энергии, вне- дрения новых энергосберегающих технологий и оборудования в производствах указанных отраслей экономики. Третьим эффектом энергосбережения является сохранение гидросферы. Беларусь имеет густую речную сеть, десятки тысяч водоемов: озер разной величины, прудов, водохра- нилищ. Однако водообеспеченность общим стоком на одного жителя в республике составля- ет 6,4 км что в 3 раза ниже, чем в целом по СНГ. Использование воды на производственные и хозяйственно-бытовые цели неуклонно растет. Основными источниками загрязнения водо- емов и водотоков вредными веществами и избытками тепла являются энергоёмкие производ- ства предприятий черной, цветной металлургии, химической, нефтехимической, целлюлоз- но-бумажной, легкой промышленности, бытовые сточные воды. Экономия сжигаемого топ- лива, энергоносителей приводит к уменьшению загрязнения гидросферы. Большое значение имеет повышение уровня очистки воды на предприятиях, но даже очищенные сточные воды ухудшают качество природных вод. Самостоятельный аспект влияния энергетики на эколо- гическое равновесие естественных водных систем – охрана водоемов от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при их транспортировке и хранении. Потребление ископаемых видов топлива в мире возрастает. В XXI в. в технически раз- витых странах потребление энергии возрастет в 6-7 раз, каждый человек будет потреблять 15-20 тут. в год. Поэтому необходимо решать проблему компенсации или устранения эколо- гических последствий энергоиспользования. Основные направления решения этой пробле- мы: 1. Снижение доли энергоемких технологий во всех отраслях экономики, внедрение энер- госберегающих технологий и оборудования. Кроме указанных экологических эффектов более совершенные энергосберегающие технологии обеспечивают качество, конкурентоспособ- 211 ность продукции, лучшие условия труда на производстве, комфортные условия быта населе- ния. Обеспечивая лучший режим энергопотребления во времени, уменьшая риск аварийных ситуаций, переход на новые технологии способствует экологическому равновесию. 2. Безотходное и малоотходное производство, утилизация вторичных энергетических ресурсов. Безотходное производство предполагает такую организацию, при которой цикл «первичные сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные сырьевые ресур- сы» построен с рациональным использованием всех компонентов сырья, всех видов энергии и без нарушения экологического равновесия. Безотходное производство может быть создано в рамках предприятия, отрасли, региона, а в конечном счете – для всего народного хозяйства. Она предусматривает вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов. Причем использвание ВЭР обеспечивает тройной экологический эффект: – сохраняются органические энергоресурсы Земли для следующего поколения, которое сможет их использовать по назначениям, где им нет пока альтернативы (химическая продук- ция, транспорт); – не нужно строить новые энергетические объекты, которые будут оказывать загряз- няющее воздействие; – очищается биосфера за счет сокращения или отсутствия антропогенного воздействия на нее. 3. Широкое использование возобновляемых источников энергии, спектр и значимость которых для каждой страны и региона определяется местными условиями, 4. Изменение топливного баланса – максимальное применение местных видов топлива. Для нашей республики речь может идти о древесине, прежде всего отходах деревообрабаты- вающей промышленности, лесозаготовок, санитарных рубок леса, а также о городских отхо- дах. Использование древесины в энергетических целях не влияет на газовый и тепловой ба- ланс Земли. По прогнозу Европейской экономической комиссии, к 2000 г. доля древесины и нелесной биомассы в структуре энергопотребления стран, входящих в ЕЭК, повысится до 29,5 и 12% соответственно. Кроме замещения угля, нефти, газа и устранения вредного влия- ния продуктов их сжигания на биосферу, применение древесных и городских отходов в каче- стве топлива решает проблему их утилизации и, следовательно, ликвидации источников за- грязнения лесов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений. 5. Поиск новых, альтернативных видов топлива, новых принципов получения, передачи, преобразования энергии, при которых полезный эффект достигался бы при минимальном загрязнении биосферы. 6. Международное нормативно-правовое регулирование пользования природными ресурсами, в том числе энергетическими, и мониторинг энергетического загрязнения биосферы.