АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
Основными инструментами административного управ-ления являются: • формирование структуры управления; • формирование законодательства; • формирование энергетических стандартов и нормативов; • организация энергетического менеджмента; • проведение энергетических аудитов; • энергетическая паспортизация; • лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии; • целевые программы в области энергосбережения. Рассмотрим более подробно, как эти инструменты админи-стративного управления реализуются в нашей республике. I. Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах струк-туре управления энергосбережением: • Государственный комитет по энергосбережению и энер-гетическому надзору; • Областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ре-сурсов; • Координационный межведомственный совет по энерго-сбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов; • Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору; • Государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение». II. Основное место в административном управлении энерго-сбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процес-сов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют зако-нодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы: • Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года; • Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административ-ных правонарушениях», определяющий ответственность должно-стных лиц за нерациональное использование топлива и энергии. После вступления в силу Закона «Об энергосбережении» Правительством были приняты постановления определяющие механизмы реализации основных положений данного Закона, ос-новные из которых следующие: • Постановление №1582 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»; • Постановление №1583 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций»; • Положение о республиканском фонде «Энергосбереже-ние», утвержденное постановлением Совета Министров Респуб-лики Беларусь от 05.11.1998 г. №1703; • Положение о порядке разработки и выполнении респуб-ликанских, отраслевых и региональных программ энергосбере-жения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 №1731; • Постановление № 965 от 19 июня 1998 г. «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в Республике Беларусь»; • Положение о порядке использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению от 30.12.1998, №8/65; • Постановление № 153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 «Об утве6рждении соглашения о сотруд-ничестве государств-участников Содружества независимых госу-дарств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбе-режения»; • Постановление № 189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 «Об утверждении положения об аккуму-лировании и использовании организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от вне-дрения энергосберегающих мероприятий»; • И целый ряд других правовых документов.В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регла-ментирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Респуб-лики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нор-мировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (ра-бот, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впо-следствии доводятся до всех субъектов хозяйствования. В Беларуси также разработаны и действуют нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и строительстве новых зданий. IV. В нашей республике разработана и действует стройная система энергетического менеджмента, о которой более подробно рассказывается в § 7.1. V. Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обяза-тельному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер. VI. В республике многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно следует уточ-нять перечень лицензируемых видов деятельности. VII. В Беларуси разработана и действует Государственная программа энергосбережения на 2001-2005 годы. В ней содер-жатся перспективные направления в области энергосбережения на заданный период времени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают свои отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отраслевых программах энергосбережения, могут получить льготное финансирование своих энергосберегающих мероприятий.