Суббота, 28 Дек 2024, 09:12
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51655


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Мировая Экономика

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИРОВОГО РЫНКА И СТАДИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
Известные американские экономисты Макконнелл и Брю
пишут, что «рынок — всякий институт или механизм, который сводит
вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)
конкретного товара или услуг»1. Рынок есть система
обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами
труда как товарами. Продукты передаются поставщиками покупателям
не бесплатно, а на возмездной основе. Значит, рынок предполагает
наличие как разных по своим потребительским свойствам
продуктов труда, так и их разных собственников.
Определения содержания рынка встречаются разные. Поэтому
приведем еще одно из них, которое, по нашему мнению, отражает
наиболее адекватно его содержание. Так вот, рынок — это способ
или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором
участвуют продавцы и покупатели, т.е. он представляет собой систему
соотношения предложения и спроса разных собственников. Короче
говоря, рынок — это стоимостная система обмена разными
продуктами труда. Поэтому ье относитесь скептически к базару, как
некоторые это делают, ибо базар и супермаркет — это всего лишь
разновидности все той же системы товарного обмена разными продуктами
труда. В то же время народное толкование рынка отличается
от его научного содержания. В обыденном обиходе под рынком
понимают место, где продаются и покупаются товары. В действительности
же рынок не сводится к месту. Рынок это не место, а
определенный механизм товарного производства.
Возникновение и становление рынка обусловлено развитием
общественного разделения труда и товарного производства. С рос-
1 Макконнелл К, Брю С Экономикс М , 1992 С 396
60
том товарного производства развивается и рынок — способ обмена
продуктов, которые предназначены для продажи, а не потребления
самими производителями.
При рабовладельческом строе товарное производство и товарное
обращение внутри отдельных стран были развиты слабо. В соответствии
с этим на внешний рынок отправлялась лишь незначительная
часть продукции. И все же при рабовладельческом способе
производства возник мировой рынок. В то время он носил преимущественно
внутриконгинентальный масштаб. Финикия, Древний
Египет, Греция, Рим вели торговлю как между собою, так и с многочисленными
городами Средиземноморья и Черного моря. Но рабство
по самой своей природе не было товарным производством и
потому лишь частично могло служить основой развития внешней
торговли. Его более прочной основой было ремесленное производство.
Поэтому сложившийся в эпоху рабства мировой товарный
рынок по своему социально-экономическому характеру был ремесленно-
рабовладельческим рынком.
В течение долгого времени и при феодализме также не наблюдалось
широкого распространения товарного производства, поскольку
господствующим было натуральное хозяйство. В силу этого
в обмен поступала незначительная часть продукции сельского хозяйства
и мелких ремесленных предприятий. Дифференциация общественного
производства почти отсутствовала. Товарный обмен между
отдельными товаропроизводителями охватывал лишь небольшие
районы. Купеческий капитал, выступая посредником между товаропроизводителями,
постепенно вовлекал в обмен все новые районы и
области. Но в условиях их политической и производственной разобщенности
товарный обмен носил нерегулярный характер: отсутствовал
единый национальный рынок, общественные потребности
удовлетворялись преимущественно продукцией местного производства.
Слабое развитие общественного разделения труда внутри отдельных
стран препятствовало установлению регулярных торговых
связей между ними. Внешняя торговля еще не получила значительного
развития и не имела существенного значения в удовлетворении
потребностей феодального общества в целом.
Тем не менее именно при феодализме древний мировой внутри-
континентальный рынок перерос в межконтинентальный. В самом
деле, средневековый Китай торговал не только в Индией, но и с
Аравией и Южной Африкой. Венеция и Генуя вели торговлю как с
феодальными странами Европы, так и с Египтом и государствами
Ближнего Востока. Путешествие Васко да Гама соединило эти два
61
региональных международных рынка, а открытие Америки Колумбом
и кругосветное путешествие Магеллана объединило все региональные
рынки в единую цепь. Так что мировой рынок возник не в
XIX в., а значительно раньше. Конечно, прочность его была слабой,
а масштабы невелики. И все же он существовал. Основными поставщиками
товаров на внешний рынок были феодалы и ремесленники.
Поэтому сложившийся в эпоху феодализма товарный рынок по своему
социально-экономическому содержанию был ремесленно-феодальным.
Способ обмена продуктов труда как товаров, производимых
обособленными друг от друга собственниками, в конце эпохи феодализма
стал развиваться под воздействием возникновения капиталистических
предприятий, отделения промышленности от земледелия,
по мере специализации сельского хозяйства в разных районах на
производстве определенных видов товаров, в силу расчленения про-
мышпенного производства на все большее число отраслей.
В условиях развивающегося капиталистического товарного производства
каждая из отраслей промышленности и сельского хозяйства
постепенно становится рынком друг для друга. Дифференциация
производства на специализированные отрасли представляет
собой процесс углубления и расширения общественного разделения
труда. Чем глубже становится разделение труда, тем больше развивается
товарное производство, тем все более расширяется сфера
обмена товаров, т.е. возникает национальный рынок. Когда же процесс
специализации капиталистического производства выходит за
рамки отдельных стран, тогда она дополняется международным обменом
и на этой основе развивается новый мировой рынок. Таким
образом, мировой рынок представляет собой совокупность рынков
отдельных стран, которые связаны между собой товарообменом.
Мировой рынок базируется на международной производственной
специализации отдельных стран и является сферой, где в целях
обеспечения расширенного воспроизводства осуществляется замещение
изделий, произведенных одной страной, продуктами другой.
Обмен товаров на мировом рынке представляет собой процесс, обеспечивающий
непрерывность расширенного воспроизводства. Поэтому
связи между товаропроизводителями разных стран, осуществляемые
через обмен товаров, расширяется по мере увеличения
масштабов производства.
Следует подчеркнуть, что решающее влияние на формирование
единых национальных рынков, а затем и дальнейшее развитие мирового
межконтинентального рынка оказала крупная капиталистическая
промышленность. В результате промышленного переворота, со-
62
вершившегося в Англии в последней трети XVIII в., а затем в течение
XIX в. и в других странах Европы и Америки, стала быстро развиваться
крупная промышленность, что и ускорило формирование
национальных рынков и привело к образованию мирового капиталистического
рынка. Эта творческая роль крупной промышленности
обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, капиталистическому производству свойственно
ст ремление к получению высокой нормы прибыли. В погоне за ней
предприниматели не довольствуются существующим уровнем прибыли,
а ищут оптимальных условий реализации своей продукции за
пределами своей страны. И не случайно XIX в. стал временем политического
раздела мира между крупными промышленными державами.
Помимо политических интересов правительства этих стран
обеспечивали своим предпринимателям высокодоходные рынки
сбыта их продукции. Таким путем расширяются экономические
связи одних сгран с другими.
Во-вторых, в отличие от ремесла и мануфактуры крупная машинная
промышленность дает возможность производить огромные
партии товаров для продажи. В погоне за массой прибыли предприниматели
стремятся расширить продажу своих товаров не только
внутри страны, но и за рубежом. Это также приводит к расширению
внешней торговли, т.е. к развитию емкости мирового рынка.
В-третьих, погоня за прибылью внутри страны происходит в
>словиях острой конкурентной борьбы между предприятиями. В
целях получения высоких прибылей отдельные отрасли расширяют
объем производства за пределы потребностей других национальных
о граслей, служащих для них рынками сбыта. Эта неравномерность
роста разных национальных отраслей оказывает влияние на состояние
внутреннего рынка. Те отрасли, которые в своем развитии опережают
технологически связанные с ними другие отрасли, стремятся
реализовать свою продукцию на внешних рынках.
В-четвертых, массовое производство товаров на базе крупной
машинной промышленности вызывает огромный спрос на сырьевые
товары. В процессе развития промышленности главными поставщиками
сырья стали страны, находившиеся в колониальной зависимости
от более развитых в промышленном отношении государств, принуждавших
их экономическими и внеэкономическими методами к
специализации экономики в определенном направлении. Как видим,
крупная машинная промышленность с момента своего возникновения
втягивает в мировой рынок различные страны не только как
покупателей ее продукции, но и как поставщиков сырьевых товаров.
63
Мировой рынок мог достичь своего полного развития лишь при
капиталистическом машинном производстве и вызванном им широком
международном разделении труда. Только в условиях капиталистического
способа производства мировой рынок становится
вполне развитой экономической категорией, создается почва для
широкого развития регулярного и всестороннего международного
товарооборота, опирающегося на постоянное и массовое производство
товаров для продажи на мировых рынках, на развитую сеть
международных средств транспорта и связи.
Хотя мировой рынок возник на основе развития национальных
рынков, тем не менее он не тождествен им. По крайней мере можно
отметить наличие следующих отличительных свойств:
некоторые товары, участвующие в обращении внутри стран,
совсем не выходят на мировой рынок;
движение товаров на национальном рынке обусловлено экономическими
факторами, т.е. производственными связями между предприятиями
и другими организациями, а на мировой рынок огромное
влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Например,
на пути иностранных товаров государство воздвигает высокие
барьеры, а при движении национальных товаров между своими
областями, провинциями, штатами оно этого не делает;
наконец, на мировом рынке существует особая система цен —
мировые цены.
Мировой капиталистический рынок проходит в своем развитии
три стадии, определяемые развитием капиталистического способа
производства: стадию подготовки капиталистического способа производства
(эпоха мануфактуры), стадию машинного производства
отдельных предприятий и корпоративную стадию капитализма.
Каждая стадия развития мирового капиталистического рынка имеет
свои особенности, определяемые самим капиталистическим способом
производства.
Мировой рынок на стадии подготовки капиталистического способа
производства находился еще в зачаточном, неразвитом состоянии.
Определяющей чертой внешней торговли на этой стадии была
преобладающая роль купеческого капитала, выступавшего в качестве
посредника в процессе обращения товаров, производимых преимущественно
мелкими товаропроизводителями и частично капиталистическими
мануфактурами.
Мировой рынок на второй стадии капитализма охватывает период
от промышленного переворота в Англии в конце XVIII в. до
конца 70-х гг. XIX в., когда мировая капиталистическая торговля
приобрела вполне развитые черты. Для этого этапа характерна по-
64
беда крупной машинной промышленности в Англии и установление
ею промышленной и торговой гегемонии. Мировой рынок выходит
из своего начального состояния и начинает складываться как категория
капитализма. Решающую роль на мировом рынке начинает
играть промышленный капитал, который подчиняет себе торговый
капитал. Основой международного товарооборота становится вывоз
изделий крупной капиталистической промышленности Англии и
ввоз ею сырья и продовольствия. В 60—70-е гг. XIX в. определяющим
признаком мирового рынка является окончательное закрепление
господствующей роли промышленного капитала в хозяйственной
жизни главных развитых капиталистических стран, прежде всего
США и Германии, промышленность которых по уровню своего развития
стала догонять Англию.
Корпоративная стадия капитализма охватывает период с 80-х гг.
XIX в. и до наших дней, когда осуществился переход от капитализма
свободной конкуренции отдельных предприятий к разным формам
господства корпораций. На этом этапе завершилось формирование
всеохватывающего мирового рынка на основе образования единой
капиталистической системы хозяйства и всемирного господства финансового
капитала.
Более всего нас интересует развитие мирового капиталистического
рынка в XX в. Рассмотрим наиболее характерные черты мирового
рынка на этом этапе его развития.
Категория: Мировая Экономика | Добавил: Wrecker (15 Мар 2012)
Просмотров: 2639 | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
28 Дек 2024
09:12


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz