Международные корпорации характеризуются большим разнообразием. Тем не менее, возможна и их типология. Этноцентрический тип. Компании этого типа создают фи-лиалы за рубежом для обеспечения поставок сырья или обеспе-чения рынков сбыта, но зарубежные рынки для них остаются, прежде всего, продолжением главного рынка – рынка страны. Более зрелыми типами считают полицентрический, регио-центрический и геоцентрический. Для полицентрического типа ТНК характерно то, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор их деятельности по сравнения с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию родительской компании, сколько производят ее на месте за рубежом. Следующий тип ТНК – региоцентрический – ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на целые регионы, например на всю Западную Европу, а не на Германию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в от-дельных странах, но они ориентируются на весь регион или, по крайней мере, подчиняются региональным штаб-квартирам. Этот тип ТНК особенно популярен в интеграционных группировках. Наиболее зрелый тип ТНК – геоцентрический – характерен для тех ТНК, которые являются как бы децентрализованной фе-дерацией региональных филиалов. Родительская компания рас-сматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одно из подразде-лений [12 с.474]. Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечи-вать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом спе-цифики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей стороны. Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретение новых фирм и ликвидация неэффективных подраз-делений; формирование долгосрочной производственной, инве-стиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов. Основные организационный формы зарубежных филиалов: » дочерняя компания (subsidiary) – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руко-водителей этого предприятия; » ассоциированная компания (associate) – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором го-ловная компания владеет не менее 10, но не более 50% акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием; » отделение (branch) – вид зарубежного филиала, кото-рым головная компания владеет полностью или он является ча-стью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; парт-нерства, в т.ч. с местными предпринимателями; движимого иму-щества, принадлежащие головной компании и функционирующего за границей не менее одного года [12 с.281-282]. Если судить по американским ТНК, то их организационная структура представлена следующими основными видами: функ-циональная, дивизиональная, матричная, смешанная. Функциональная структура сложилась к середине XX в. и характеризуется тем, что у руководителя корпорации и его замес-тителями являются руководители крупных функциональных еди-ниц. Обычно они имеют статус вице-президентов по производству, маркетингу, НИОКР, финансам и т.д. Внешнеэкономическими связями занимаются все структурные единицы (Приложение Б). Функциональная структура до сих пор используется в США небольшими ТНК, преимущественно в обрабатывающей про-мышленности. Пока фирма остается в основном монотоварной, монорыночной и небольшой, функциональная структура обладает высокой производственной реакцией (ведь фирма построена на узкой специализации производства и узкой квалификации ее спе-циалистов) и высокой конкурентной реакцией (из-за тесной связи с главным рынком и продуктом). Однако эта реакция начинает ослабевать по мере роста самой компании, расширения ассорти-мента ее продукции и увеличения числа рынков, ибо функцио-нальная структура обладает слабой инновационной и предприни-мательской реакциями. Дивизиональная структура возникла во многом как реакция на недостатки функциональной структуры. Она базируется на подходе к организации деятельности компании не по функциональному признаку, а по четко различным товарным рынкам (Приложение В). Каждое подразделение (division) ориентируется на одну группу товаров или даже один товар и имеет внутри собственные функциональные единицы. Подразделения работают по принципу хозрасчет, а остальная часть родительской компании – центральный аппарат – лишь контролирует и координирует работу, а также разрабатывает общую стратегию корпорации. Внешнеэкономической деятельностью занимается специальное международное подразделение, которому подчиняются и все зарубежные филиалы корпорации. Главным достоинством дивизиональной структуры считают децентрализацию (такая структура помогает приблизить руководство компании к проблемам рынка), а ее недостатком – невысокую координацию деятельности подразделений. Матричная структура – это результат наложения функ-циональной структуры на дивизиональную (Приложение Г). Применяется компаниями, стремящимися совместить дивизио-нальный подход с товарным и, часто, с функциональным. Обра-зуется как бы двойная структура (матрица). К ее недостаткам от-носят сложность, в ней нередко исполнители отвечают перед двумя, а иногда и большим числом руководителей. Смешанная структура отличается от предыдущих тем, что, стремясь построиться под конкретную компанию, она содержит в себе элементы всех вышеописанных организационных структур, т.е. является как бы ее смесью