ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (cus-toms tariff) – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Под таможенным тарифом понимается: » систематизированный перечень ставок таможенных по-шлин; » инструмент торговой политики и государственного ре-гулирования внутреннего рынка; » ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) [19 с.53]. Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что не-зависимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка.Развитие тарифа происходит путем увеличения номенкла-туры товаров. Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) [12 с.256]. Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тариф-ная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки. В настоящее время таможенные тарифы строятся таким об-разом, что уровень налогообложения увеличивается одновремен-но с увеличением степени обработки товара (удерживает разви-вающиеся страны в монокультуре). Например, средний уровень ставок таможенных тарифов в США, ЕС и Японии составляет в % соответственно: сырьевые товары - 1,8; 1,6; 1,4; полуфабрикаты - 6,1; 6,2; 6,3; готовые изделия - 7,0; 7,0; 6,4. Источник: Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с. Таможенные тарифы строятся на основе товарных класси-фикаторов, которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty) – государственный де-нежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин: » фискальная, относится как к импортным, так и экс-портным пошлинам, поскольку они являются одной из статей до-ходной части государственного бюджета; » протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; » балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам: 1. По направлению движения товара (по объекту об-ложения): » экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экс-портные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экс-портных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко; » импортный тариф – пошлина, накладываемая на им-портные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции; » транзитный тариф – пошлина, накладываемая на то-вар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих по-шлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет. 2. По способу установления (взимания): » адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанав-ливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили ад-валорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалор-ных пошлин составляет около 4-6%; » специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вы-возе сырьевых товаров; » комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше; » альтернативный тариф – применяется согласно ре-шению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая. 3. По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара): » автономный тариф устанавливается страной незави-симо от других субъектов мировой торговли; » конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений; » преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тари-фом, которые накладываются на основе многосторонних согла-шений на товары, происходящие из развивающихся стран. Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике раз-личают три вида торговых режимов: режим наибольшего бла-гоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспо-шлинный режим.Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, ко-гда существуют торговые договоры о введение режима наиболь-шего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран. 4. Классификация тарифов по направлению действия: » сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, пре-жде всего сельскохозяйственной; » преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. об-легчить экспорт или импорт товаров этой страны; » дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из опре-деленной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: от-ветный, компенсационный, антидемпинговый. В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты. Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференци-ального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово-политическим инструментом комбинированного харак-тера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО