Развитие международной торговли непосредственно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных го-сударств и международных организаций. С начала зарождения торговли между странами в мировой практике сложились два подхода к международной торговле. Первый подход – свободная торговля, которая осуществляется без всяких ограничений, вто-рой – протекционизм, обосновывается необходимостью вмеша-тельства государства в международный товарооборот с учетом интересов национальных хозяйств. Свободная торговля (фритредерство, от английского free trade) – принцип внешнеторговой политики государства, пре-доставление участникам внешнеторговых отношений полной свободы ведения всех операций. В чистом виде политика сво-бодной торговли сводится к тому, что основным регулятором яв-ляется рынок. Система свободной торговли означает свободный обмен товарами без всяких пошлин и ограничений или облагае-мого лишь незначительными пошлинами ввоза товара. Свободная торговля имеет некоторые преимущества. Во-первых, она приводит к положительным политическим последст-виям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимосвязанными, снижается опасность враждебных действий, по отношению друг к другу. Во-вторых, при свободной торговле в полной мере реализуется принцип сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Именно в этих условиях страны могут производить только те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, обменивать эти товары на те, издержки производства которых в данной стране выше относи-тельно других стран. Все это позволяет каждой стране специали-зироваться на производстве определенных товаров, свободно торговать ими, получать дополнительную прибыль. Т.о., свободная торговля позволяет получать наибольшую выгоду, особенно экономически развитым странам. Но практиче-ски свободная торговля нигде и никогда не применялась. История международной торговли – это одновременно и ис-тория развития и совершенствования государственного регули-рования международной торговли. В ходе развития внешнеторго-вых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внеш-неторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что за по-слевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаб-лению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеэкономическая политика по-прежнему остается одним из основных направлений государственного регулирования эконо-микой. Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отноше-ния с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики: » изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; » изменение объема экспорта и импорта; » изменение структуры внешней торговли; » обеспечение страны необходимыми ресурсами; » изменение соотношения экспортных и импортных цен [2 с.234]. Государственное регулирование международной торговли может быть: » Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в односто-роннем порядке без согласования или консультации с ее торго-выми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникно-вению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на им-порт и т.д.). » Двусторонним, когда меры торговой политики согласо-вываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр. » Многосторонним, когда торговая политика согласовы-вается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС) [8 c.198]. Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: » либерализации – связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей; » протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков [2 с.234]. Политика протекционизма, так же, как и политика либера-лизации, в чистом виде не проводится. Различные степени про-текционизма встречаются постоянно и зависят от уровня эконо-мического развития той или иной страны. Развитие протекциони-стских тенденций позволяет выделить несколько форм протек-ционизма: » селективный протекционизм – направление против отдельных стран или товаров; » отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего, сельское хозяйство в рамках аграрного протекционизма; » коллективный протекционизм – проводится объеди-нениями стран в отношении стран, в них не входящих; » скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики [8 с.199]. Объектами внешнеторговой политики страны являются: экспорт, импорт и транзит. Методы воздействия на внешнеэкономическую деятель-ность разделяются на две группы: экономические и администра-тивные. Под экономическими методами понимают все принимаемые меры, которые приводят к удорожанию импортного товара, снижают его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с отечественным товаром, так называемые тарифные барьеры. К административным методам относятся любые меры правительства, которые ограничивают экспорт и импорт това- ров – нетарифные барьеры. Государства, проводя свою политику, используют инстру-менты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам регулирования внешней тор-говли относятся: 1. тарифные методы государственного регулирования – методы, основанные на использовании таможенных тарифов (таможенный тариф, таможенные пошлины, тарифные квоты); 2. нетарифные – методы, связанные с установлением раз-личных запретов, квот, лицензий и ограничений в сфере внешне-торговой деятельности. Основная задача государства в области внешней торгов- ли – поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкуренто-способность иностранных товаров на внутреннем рынке.