Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Оно означает как условие реализации товаров и услуг, так и, например, оценку инвестиционного климата для привлекаемого ино-странного капитала. Если рассматривать конкурентоспособность, как важнейший фактор реализации товаров и услуг на мировом рынке или способность сохранять за собой часть внутреннего рынка в усло-виях притока товаров извне, можно выделить четыре уровня кон-курентоспособности, которые все вместе и определяют, в конеч-ном счете, конкурентоспособность товара на мировом рынке. Первый уровень – это конкурентоспособность самого товара, второй – конкурентоспособность фирмы, третий – конкурен-тоспособность отрасли и четвертый уровень – конкуренто-способность страны [12 с.155-156]. Конкурентоспособность товара Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам поку-пателей в сравнении с другими аналогичными товарами. Кон-курентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товаров его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами то-варов. Кроме того, на конкурентоспособность влияют: мода, предпродажный и послепродажный сервис, реклама, имидж про-изводителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность продукции – способность про-дукции отвечать требованиям данного рынка в рассматри-ваемом периоде. Факторы конкурентоспособности: » технические (прочность, безопасность, эстетические характеристики, безопасность, функциональность); » технико-экономические (надежность, материалоем-кость, энергоемкость, удобство монтажа); » организационно-коммерческие (цена, условия платежа, сроки поставки, Incoterms, эффективность маркетинга и рекламы, уровень допродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара); » деловая репутация изготовителя. Т.о. конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию про-изводства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от органи-зации всей деятельности фирмы – от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М.Портер на-звал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поста-вок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных и связанных с этим операциях по маркетингу и по-слепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ – важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров [12 с.201-202]. Главное в поддержании конкурентоспособности – сохра-нение преимуществ в техническом уровне производства, а это оз-начает постоянный поиск путей совершенствования продукции, технологии ее производства, стремление найти новые изделия, в производстве которых фирма будет опережать своих конкурентов [12 с.157]. Конкурентоспособность фирмы Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстро-развивающихся рыночных условиях. Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы. Факторы, влияющие на конкурентоспособности фирмы, можно условно разделить на две группы [9 с.124-126]: » Макроэкономические факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конку-рентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.; » Микроэкономические факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру. Характер стратегии фирмы определяется спецификой про-дукции. Сбыт одних товаров в большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как других – на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение произ-водства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инве-стирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах – потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной ко-ординации деятельности фирмы [12 с.202]. Конкурентоспособность отрасли Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией. Если два первых уровня конкурентоспособности – конку-рентоспособность товара и фирмы – имеют значение для борьбы не только за внешний, но и за внутренний рынок, конкурентоспо-собность отрасли есть фактор, влияющий на успешность борьбы компании данной отрасли на мировом рынке. Исходным для конкурентоспособности отрасли является на-личие в стране тех или иных факторов производства. Конкуренция – это не равновесное состояние, а процесс, в ходе которого влияние факторов производства может меняться. Конечно, для отдельных отраслей природные ресурсы остаются важным фак-тором развития (например, полезные ископаемые – обязательное условие для добывающих отраслей промышленности, значитель-ные массивы плодородных земель в США позволяют сохранять положение крупного экспортера сельскохозяйственной продук-ции) [12 с.162]. Конкурентоспособность отрасли во многом обуславливается традициями производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и приемлемые цены (например, производство часов в Швейцарии или парфюмерно-косметической продукции во Франции). Однако в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса положение отрасли в национальной экономике, да и в мире быстро изменяется. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конку-рентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В на-стоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собст-венная научно – техническая база. Хотя совершенствование тех-нологии осуществляется первоначально в рамках отдельных ком-паний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе. [12 с.168]. Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутст-вующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции [12 с.202]. Национальная конкурентоспособность Конкурентоспособность национальной экономики озна-чает способность страны, как геополитического субъекта, обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперниче-стве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутрен-нем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объ-ему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни.Понятие «конкурентоспособности государств» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М.Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стра-тегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции [20 с.8-9]. Национальная конкурентоспособность, конкурентоспособ-ность страны имеет огромное значение для конкурентоспособно-сти всех ее товаров, фирм, отраслей на мировом рынке. Факторы, определяющие конкурентоспособность страны, можно разбить на ряд групп. Первая группа – наделенность страны факторами производ-ства: землей (природными ресурсами), рабочей силой и капиталом. Вторая группа – технический уровень производства и на-циональный уровень производительности труда, который связан как с общей технической культурой в стране, так и квалификацией работников. Третья группа, роль которой значительно повысилась в со-временных условиях, – национальный уровень подготовки кадров и научно-технический потенциал страны. Четвертая группа – общеэкономическая ситуация в стране, средняя норма прибыли как главный источник финансирования развития, система аккумуляции сбережений в стране и их исполь-зования для капиталовложений, эффективность функционирова-ния банковской системы и других финансовых институтов, по-зволяющие компаниям использовать для совершенствования производства и организации выпуска новых изделий привлеченные средства, и т.д. Пятая группа – связана со сложившимся в стране уровнем жизни, что определяет средний уровень заработной платы и дру-гих социальных выплат населению, а также общих расходов на социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.). Шестая группа – связана с деятельностью национального государства (государство стимулирует капиталовложения в стра-не, совершенствует налоговую систему, способствует развитию научных исследований (фундаментальные и прикладные), финан-сируя программы развития новых отраслей, государственные во-енные заказы. Государство стимулирует развитие новейших тех-нологий, совершенствует систему образования в стране, поощряет сотрудничество между национальными фирмами, развитие кооперации между ними, а также слияния и поглощения в целях укрепления их международных позиций и т.д.) [12 с.169-170]. Конкурентоспособность страны в соответствии с теорией М.Портера в своем развитии проходит ряд стадий [12 c.202-203]: » на основе имеющихся в стране факторов (природные ре-сурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы); » на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже по-лучившей развитие в других странах, формирование инфраструк-туры); » на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей); » на основе богатства, когда конкурентоспособность под-держивается за счет созданного ранее, а страна утрачивает спо-собность к совершенствованию производства, развитию нововве-дений. Важную роль в обеспечении устойчивых позиций нацио-нальной экономики и ее хозяйствующих субъектов на мировых рынках играет государство. По сути, вся экономическая политика государства направлена на повышение национальной конкурен-тоспособности. Государство стимулирует инвестиционный про-цесс в стране; совершенствует налоговую систему; финансирует не только фундаментальные, но и прикладные исследования; под-держивает и повышает национальную конкурентоспособность че-рез регулирование валютного курса; осуществляет импортозаме-щение и стимулирование экспорта