ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
В современных условиях формы борьбы за внешние рынки разнообразны. Компании вступают в активную борьбу за сохранение своих позиций при поддержке национального госу-дарства. Обычно конкурентная борьба сводится к двум ос-новным формам: ценовым и неценовым, хотя это деление ус-ловно. При продаже продукции компании ориентируются на уро-вень мировых цен, в то время, когда цены и условия конкретных сделок могут быть различными. Т.о. установление на внешнем рынке цен, более низких, чем у конкурентов является важным орудием в борьбе за покупателя. Факторы, определяющие уровень экспортных цен: » более низкие издержки производства (1. техника и орга-низация производства на предприятии; 2.национальные условия производства (уровень заработной платы, расходы на социальное страхование и т.п.); » уровень производительности труда. Ценовая стратегия фирмы направлена, во-первых, на за-воевание большей доли на мировом рынке и, во-вторых, на полу-чение по возможности больших доходов, особенно на этапе вне-дрения новой продукции. Такие пионерские стратегии, как «снятие сливок», «что рынок вынесет» и другие, предполагают установление относи-тельно высоких цен на новую продукцию, пока на рынке нет кон-курентов. Пионерская ценовая стратегия «постепенное проник-новение», наоборот, предполагает установление компанией изна-чально низких цен на внешнем рынке. Стандартные стратегии («первоклассный имидж продукта», «целевая доля рынка», «це-левой объем продаж», «входной билет на зарубежный рынок», «договорная цена с правительством») направлены на поддержание первоклассного имиджа продукта, целевой доли рынка или целевого объема продаж. Адаптационные стратегии (конку-рентная и «проб и ошибок») проводятся фирмами, не имеющими возможности самостоятельно проводить ценовую политику и вы-нужденными ориентироваться на цены лидеров на соответст-вующем рынке. В целях гибкого отношения к разным покупателям фирмы применяют скидки с цены, а в отдельных случаях прибегают к демпингу [12 с.203]. На смену почти полному доминированию ценовым формам и методам конкуренции в последние годы все чаще стали приходить комбинированные методы, включающие как ценовые, так и неценовые методы борьбы или даже чисто неценовые методы та-кой борьбы. Совокупность неценовых методов обширна и про-должает увеличиваться, к ним относятся [23 с.17-21]: » методы, основанные на создании дополнительной мате-риальной заинтересованности; » методы, построенные на исследовании потребительской мотивации и использовании нюансов потребительских предпоч-тений: эргономических, возрастных, сезонных, национальных, региональных, зависящих от уровня дохода и потребления, элит-ных, исторических и бытовых традиций, моды и т.д.; » психологические методы, которые в первую очередь на-целены на индивидуальную настройку экономических и челове-ческих отношений при продаже товаров покупателям. Можно выделить также в отдельный класс или в отдельную группу методы недобросовестной и криминальной конкуренции, но при этом деление конкуренции на ценовую и неценовую по признаку наличия ценового мотива становится не совсем понят-ным. Куда логичнее отнести ситуацию борьбы за товарные рынки и потребителей, когда сама эта борьба становится нецивилизо-ванной, без каких либо правил и ограничений. Классификация форм и методов, в соответствии с выше сказанным представлена следующим образом: » конкурентные преимущества, обусловленные повышен-ным качеством продукции и услуг; » преимущества, основанные на использовании потреби-тельских предпочтений и индивидуальных особенностей потре-бителей; » конкурентные преимущества, основанные на лоббиро-вании при получении льгот и преимуществ для реализации своей продукции; » методы недобросовестной и криминальной конкуренции. Суммарная неценовая конкурентоспособность может быть выражена суммой дополнительных потребительских предпочте-ний по качеству продукции и услуг по национальным, региональ-ным и иным признакам потребительских предпочтений отдельных групп населения. Преимуществ, получаемых в результате эффек-тивного применения административно и нормативно-правовых рычагов, лоббирования и конкурентных преимуществ, получае-мых в результате применения методов недобросовестной и кри-минальной конкуренции.