Основные черты и история экономического развития За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе. Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития. В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина работающего населения. В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики. В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%. В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее “золотые” годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости. В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности. В 1977 г. (впервые за 25 лет ) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин. С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как “валютная змея”. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность. С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон. В целом в 1980-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой. Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 1980-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий. Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий и всеобъемлющего социального обеспечения. Страна обладает современной инфраструктурой, превосходными внутренними и внешними коммуникациями и высококвалифицированной рабочей силой. Главными ресурсами экономики являются лес, гидроэнергия и железная руда. Экономика ориентирована преимущественно на внешнюю торговлю. Около 90 % продукции производится частными компаниями, такими как Ericsson AB , Alfa Laval Group, IKEA, из них примерно половину составляет машиностроение. В сельском хозяйстве производится лишь 2% ВВП. Стремление правительства к строгой финансовой дисциплине привело к профициту бюджета в 2001 г., в 2002 г. он сократился вдвое по причине глобального экономического спада, уменьшения доходов и увеличения расходов. Центральный банк Швеции (Riksbank) стремится к поддержке стабильного курса валюты и удержанию инфляции на уровне 2%. Рост ВВП в 2005 составил 2,7% (в 2004 г. — 3,7%). Начиная с 2001 г. в стране растёт безработица, которая в марте 2010 составила, по официальным данным, 9,1 %. Связь и транспорт являются наиболее важными составляющими общей инфраструктуры страны.