Суббота, 23 Ноя 2024, 06:11
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51646


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Мировая Экономика

Модель технологического разрыва
Основоположником этой модели стал английский экономист
М. Познер, опубликовавший свою работу в 1961 г. Позже идея технологического
разрыва разрабатывалась в произведениях американских
экономистов Хафбауэра, Вернона и др. По мысли Познера,
торговля между странами может быть вызвана техническими изменениями,
возникшими в одной из отраслей торгующих стран. Страна,
в которой впервые появились технические новшества, приобретает
сравнительные преимущества по производству традиционных товаров
с меньшими издержками. Если же страна первой открыла новый
продукт, то в течение определенного времени она обладает монополией
на рынке данного товара и обеспечивает как внутреннее потребление,
так и внешний спрос.
Вследствие введения технических новшеств между странами,
обладающими ими и не имеющими их, образуется технологический
разрыв. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться. При этом
производство нового продукта в других странах будет налажено не
сразу либо с помощью покупки лицензии, либо путем создания имитирующего
изделия. Период наладки будет тем короче, чем менее
сложен товар и ниже расходы на НИОКР для его производства.
Иногда этот так называемый имитационный разрыв может быть в
течение 10 лет1.
Модель Познера исходит из того, что после того, как техническое
новшество начинает производиться другими странами, исчезают
основания для внешней торговли рассматриваемым товаром. Таким
образом, технологический разрыв дает лишь временные преимущества
стране, которая первой применила техническое новшество. Но
поскольку технические новшества постоянно возникают в разных
странах и отраслях, т.е. идет «поток нововведений», то существуют
условия для постоянной торговли новыми продуктами.
Сторонники теории технологического разрыва объясняют его
существование различиями между странами в научно-техническом
потенциале, в уровне квалификации рабочей силы, в степени освоения
производственным аппаратом достижений научно-технического
прогресса. Иными словами, они расширительно толкуют такие факторы,
как капиталоемкость и трудоемкость, содержание которых,
конечно же, меняется по мере развития производительных сил. Поэтому,
строго говоря, модель «технологического разрыва» находится
в рамках теории Хекшера—Олина, где факторы предопределяют
уровень издержек производства.
Теория цикла жизни продукта
С технологической теорией тесно связана или близко примыкает
к ней теория цикла жизни продукта. Автором ее первого варианта
был профессор Гарвардского университета Р. Верной. После 1966 г.
эта модель разрабатывалась С. Уэллсом, Ч. Киндлебергером, Р. Сто-
баухом, 3. Хиршем и другими экономистами.
По версии Р. Вернона, новый продукт проходит цикл, состоящий
из нескольких стадий, или этапов, — введения, быстрого роста,
замедления и заката, которые соответствуют стадиям внедрения,
расширения, зрелости и старения.
На первой стадии новый продукт выпускается небольшими партиями.
Его технологическая разработка происходит в отраслях и
странах, которые занимают передовые позиции в области научно-
технического прогресса. Изготовление нового продукта требует
большого количества квалифицированного труда, нежели массовое
производство стандартных товаров. Реализуется новый продукт на
первой стадии в основном на внутреннем рынке страны, где он был
создан.
1 Hufbauer L С Synthetic Materials and the Theory of International Trade. London,
1966 P. 131—132.
140
На второй стадии возникает большой спрос на новые продукты
за рубежом и налаживается их выпуск в других странах. Как правило,
перемещение идет из развитых в менее развитые страны. Верной
утверждает, что этот процесс направляется из США в страны Западной
Европы и Японию, значительно уступающим по уровню расходов
на научные исследования, по численности научных работников
и инженеров. На стадии зрелости расходы на совершенствование
продукта сокращаются, увеличивается число конкурирующих аналогичных
изделий, международная торговля ими достигает пика.
Поддержание спроса на них идет в основном лишь с помощью снижения
цен, что неизбежно ведет к повышенному вниманию к стоимости
рабочей силы. В связи с этим производство начинает перемещаться
в развивающиеся государства.
Наконец, на четвертой стадии продукт перестает быть новым,
он стареет, его производство начинает сокращаться, так как не приносит
больше прибыли, и исчезает с рынка.
Таков общий порядок прохождения стадий цикла жизни продукта.
Сторонники рассматриваемой модели полагают, что они
могут указать конкретные страны, в которых условия полностью или
в наибольшей степени соответствуют производству новых товаров,
либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости. Так, Верной
утверждал, что только рынок США располагает огромными возможностями,
позволяющими производить новые товары, поскольку в
этой стране имеется больше покупателей с высокими доходами, чем
где-либо еще. Далее, условия рынка стран Западной Европы благоприятствуют
якобы производству товаров, находящихся на второй и
третьей стадиях, а развивающихся государств — на третьей и четвертой
стадиях «цикла жизни»1.
У этой модели имеется множество очевидных недостатков. Хотя
производство новых товаров дает определенные преимущества, позволяет
получать монопольно высокие прибыли, но эта монополия
носит временный характер, т.е. она связана не с концентрацией
производства и капитала, а с «использованием знания». Модель не
дает представления, в каких пределах может колебаться продолжительность
стадий цикла, измеряется ли она годами или несколькими
десятилетиями. «Жизненный цикл таких товаров, как шотландское
виски, итальянский вермут, французские духи тянется уже столетиями
», — справедливо отмечает американский журнал «Harvard Business
Review». He обязательно соблюдается последовательность пере-
' Иголкин А , Мотылев В Международное разделение труда' модели, тенденции,
прогнозы М , 1988. С 124.
141
дачи технологии от США странам Западной Европы, а затем развивающимся
государствам. Получила развитие и обратная передача
технологических новшеств через ТНК, имеющих лаборатории в развивающихся
государствах.
Неверно, чго движение цикла начинается с Соединенных Штатов:
они больше не являются единственным новатором в выпуске
новых продуктов. К примеру, видеомагнитофон изобрели голландская
фирма «Филипс» и японские фирмы «Сони» и «Мацусита».
Не только США, но и многие промышленно развитые страны завоевали
видное место на рынке высокотехнологических товаров. Так, в
80-е гг. доля США в мировой торговле такими товарами составляла
17,8%, Японии— 17,4% и ФРГ — 16,8%1.
Таким образом, все новые теории или модели МРТ, возникшие
на Западе в 70—80-е гг., в той или иной степени отправлялись от
теории Хекшера—Олина, а она, в свою очередь, отталкивалась от
теории сравнительных издержек производства Д. Рикардо. Особенность
же новых моделей международного разделения труда состоит
в том, что они в своеобразной форме отражают новые тенденции
видоизменения системы международной торговли, в частности, повышения
в ней доли высокотехнологичных, наукоемких и частичных
продуктов.
Категория: Мировая Экономика | Добавил: Wrecker (15 Мар 2012)
Просмотров: 5759 | Рейтинг: 1.2/ 16 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
23 Ноя 2024
06:11


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz