МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ЭВОЛЮЦИЯ
На начало XXI века в мировой экономике насчитывалось около 65 тыс. международных корпораций и более 850 тыс. их зарубежных филиалов и компаний. В настоящее время корпорации контролируют более половины промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Без учета материнских компаний на зарубежные филиалы ТНК приходится одна десятая мирового валового внутреннего продукта и одна треть мирового экспорта, На предприятиях, контролируемых иностранными инвесторами, работают около 54 млн. человек. Наиболее значительный вклад в хозяйственных показателях ТНК принадлежит крупнейшим компаниям, входящим в список ста нефинансовых ТНК по объемам зарубежных активов. Большин-ство из них базируется в США, Канаде, странах Европейского союза и Японии [21 с.15]. Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производство в стране базирования с широко раз-ветвленной системой функционирования за рубежом. Страна базирования – это страна, в которой располагается головное под-разделение международной корпорации. Принимающая стра- на – это страна, в которой международная корпорация размещает подразделения различного характера, созданные в результате прямого инвестирования. На практике различают три основных вида международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК), к которым относятся компании с использованием преимущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интерна-циональной сферой деятельности. ТНК организует головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон» (США, нефтедобыча и переработка), «Нестле» (Швейцария, пищевая). Транснациональные корпо-рации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной какой-либо страны при нали-чии ее филиалов во многих странах мира. Многонациональные корпорации (МНК), которые интерна- циональны по своему капиталу, контролю и сферы деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичные представителями данной группы являются «Роял датч – Шелл», «Юнилевер» (Нидерланды – Великобритания, пищевая), «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения. Многона-циональные корпорации (МНК) – корпорации, головная ком-пания которых принадлежит капиталу нескольких стран при наличии ее филиалов во многих странах.К тому же следует отметить, что различия между ТНК и МНК не являются сколько-нибудь существенными: эти различия не оказывают серьезного воздействия на характер деятельности со-ответствующих корпораций. Главным является глобальность их стратегий, инвестирования и извлечения прибыли. Международные корпоративные союзы, которые пред-ставляют собой специальные объединения промышленных, бан-ковских и других концернов в целях расширения крупных эконо-мических задач. Данные союзы в большей степени орга- низуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, западноевропейский концерн «Эйрбас индастри». В последнее время в экономической литературе стали ис-пользовать термин «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не су-ществует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и вышерассмотренные типы в большей или меньшей степени являются глобальными. Так, «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, «Кока-кола» – в 190 странах [2 с.362-363, 11 с.57-58]. Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознать ТНК. К ним относят-ся: » годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд. долл.; » наличие филиалов не менее чем в 6 странах; » доля зарубежных активов должна составлять 25-30% в общей стоимости всех активов компаний; » 1/5-1/3 всего объема оборота компании должна прихо-диться на внешние операции, т.е. реализовываться за пределами страны резиденции [2 с.363-364]. Кроме того, для измерения вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используют индекс транснационализации (или транснациональности – ИТН), который основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании в стране базирования и за рубежом. ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как сумму трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов компании, доли продаж за рубежом в общем объеме продаж, доли персонала за рубежом к общей численности персонала. ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: интернационализация производства и капи-тала на основе развития производительных сил; экспансия капи-тала за границей, создание собственных отделений; стремление к получению сверхприбылей; жесткой конкуренцией, ведущей к концентрации производства и капитала в международном мас-штабе; снижения значения геоэкономических границ. Международные корпорации в своих интересах могут ис-пользовать в принимающих странах их природные, производст-венные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внут-рифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или соз-даваемых за рубежом узкоспециализированных производств. Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, кото-рые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где распо-ложены филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся: различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортиза-ционных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартов, квалификации ра-бочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организа-ционная структура дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции – это позволяет сохранять монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избе-гать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, т.к. внутренние трансфертные цены в 3-4 раза ниже мировых цен. Со времени возникновения в конце XIX в. ТНК существенно эволюционировали. ТНК первого поколения действовали в границах существо-вавших колониальных империй конца XIX – начала XX вв. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), ос-новной целью которых было получить доступ к дешевым источ-никам сырья. ТНК второго поколения существовали в период между двумя войнами начала и середины XX в. Это военные ТНК, дея-тельность которых была связана главным образом с производст-вом вооружения, боеприпасов, амуниции. ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса – это технико-потребительские компании. Их целями являлись завоевания рын-ков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов, они широко используют достижения НТР и преимущества межстра-новой кооперации предприятий Становление данных ТНК про-исходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни за-ставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок. ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов – это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инно-вационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноот-раслевой структуры, постоянным совершенствованием внутри-корпоративной структуры, нацеленность на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйствнных по-зиций в производстве и реализации продукции