Воскресенье, 27 Ноя 2022, 17:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51581


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Мировая Экономика

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ЭВОЛЮЦИЯ
На начало XXI века в мировой экономике насчитывалось около 65 тыс. международных корпораций и более 850 тыс. их зарубежных филиалов и компаний. В настоящее время корпорации контролируют более половины промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Без учета материнских компаний на зарубежные филиалы ТНК приходится одна десятая мирового валового внутреннего продукта и одна треть мирового экспорта, На предприятиях, контролируемых иностранными инвесторами, работают около 54 млн. человек. Наиболее значительный вклад в хозяйственных показателях ТНК принадлежит крупнейшим компаниям, входящим в список ста нефинансовых ТНК по объемам зарубежных активов. Большин-ство из них базируется в США, Канаде, странах Европейского союза и Японии [21 с.15].
Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производство в стране базирования с широко раз-ветвленной системой функционирования за рубежом. Страна базирования – это страна, в которой располагается головное под-разделение международной корпорации. Принимающая стра-
на – это страна, в которой международная корпорация размещает подразделения различного характера, созданные в результате прямого инвестирования. На практике различают три основных вида международных корпораций.
Транснациональные корпорации (ТНК), к которым относятся компании с использованием преимущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интерна-циональной сферой деятельности. ТНК организует головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон» (США, нефтедобыча и переработка), «Нестле» (Швейцария, пищевая). Транснациональные корпо-рации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной какой-либо страны при нали-чии ее филиалов во многих странах мира.
Многонациональные корпорации (МНК), которые интерна-
циональны по своему капиталу, контролю и сферы деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичные представителями данной группы являются «Роял датч – Шелл», «Юнилевер» (Нидерланды – Великобритания, пищевая), «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения. Многона-циональные корпорации (МНК) – корпорации, головная ком-пания которых принадлежит капиталу нескольких стран при наличии ее филиалов во многих странах.К тому же следует отметить, что различия между ТНК и МНК не являются сколько-нибудь существенными: эти различия не оказывают серьезного воздействия на характер деятельности со-ответствующих корпораций. Главным является глобальность их стратегий, инвестирования и извлечения прибыли.
Международные корпоративные союзы, которые пред-ставляют собой специальные объединения промышленных, бан-ковских и других концернов в целях расширения крупных эконо-мических задач. Данные союзы в большей степени орга-
низуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, западноевропейский концерн «Эйрбас индастри».
В последнее время в экономической литературе стали ис-пользовать термин «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не су-ществует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и вышерассмотренные типы в большей или меньшей степени являются глобальными. Так, «Экссон» имеет филиалы в 100 странах, «Кока-кола» – в 190 странах [2 с.362-363,
11 с.57-58].
Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознать ТНК. К ним относят-ся:
» годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд. долл.;
» наличие филиалов не менее чем в 6 странах;
» доля зарубежных активов должна составлять 25-30% в общей стоимости всех активов компаний;
» 1/5-1/3 всего объема оборота компании должна прихо-диться на внешние операции, т.е. реализовываться за пределами страны резиденции [2 с.363-364].
Кроме того, для измерения вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используют индекс транснационализации (или транснациональности – ИТН), который основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании в стране базирования и за рубежом. ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как сумму трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов компании, доли продаж за рубежом в общем объеме продаж, доли персонала за рубежом к общей численности персонала.
ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно: интернационализация производства и капи-тала на основе развития производительных сил; экспансия капи-тала за границей, создание собственных отделений; стремление к получению сверхприбылей; жесткой конкуренцией, ведущей к концентрации производства и капитала в международном мас-штабе; снижения значения геоэкономических границ.
Международные корпорации в своих интересах могут ис-пользовать в принимающих странах их природные, производст-венные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внут-рифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или соз-даваемых за рубежом узкоспециализированных производств.
Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, кото-рые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где распо-ложены филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся: различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортиза-ционных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартов, квалификации ра-бочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организа-ционная структура дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции – это позволяет сохранять монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избе-гать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, т.к. внутренние трансфертные цены в 3-4 раза ниже мировых цен.
Со времени возникновения в конце XIX в. ТНК существенно эволюционировали.
ТНК первого поколения действовали в границах существо-вавших колониальных империй конца XIX – начала XX вв. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), ос-новной целью которых было получить доступ к дешевым источ-никам сырья.
ТНК второго поколения существовали в период между двумя войнами начала и середины XX в. Это военные ТНК, дея-тельность которых была связана главным образом с производст-вом вооружения, боеприпасов, амуниции.
ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса – это технико-потребительские компании. Их целями являлись завоевания рын-ков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов, они широко используют достижения НТР и преимущества межстра-новой кооперации предприятий Становление данных ТНК про-исходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни за-ставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок.
ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов – это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инно-вационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноот-раслевой структуры, постоянным совершенствованием внутри-корпоративной структуры, нацеленность на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйствнных по-зиций в производстве и реализации продукции
Категория: Мировая Экономика | Добавил: Wrecker (13 Мар 2012)
Просмотров: 2503 | Рейтинг: 1.7/ 14 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
27 Ноя 2022
17:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz