В настоящее время конкуренция, как неотъемлемая часть мирового рынка и как форма рыночных процессов, характеризу-ется значительной масштабностью и динамизмом. Ее масштаб-ность обусловлена ростом числа участников внешнеторговых операций, которые вовлечены в обмен под воздействием между-народного разделения труда в самых различных областях. Интер-национализация и либерализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями в рыночную борьбу вступают средние и мелкие компании. К соперничеству стран с развитым экспортом присоединяются новые страны, которые стремятся к изменению ситуации на мировом рынке в свою пользу. Кроме того, в поддержке национальных экспортеров и фор-мировании внешнеторговых операций принимают активное уча-стие правительства и региональные экономические объединения. Т.о., конкуренция является движущей силой развития обще-ства, основным инструментом экономии ресурсов, повышения ка-чества товаров и уровня жизни населения. Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – пони-мается соперничество на каком-либо поприще, между от-дельными юридическими или физическими лицами (конкурен-тами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения функциональной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей [23 с.14]. На современном этапе мирового развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, по-вышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей това-ров за счет упрощения конструкции и повышения качества това-ров. По степени интенсивности конкуренция может быть: » привлекательной, когда в данном сегменте субъект ка-чественнее удовлетворяет свои потребности или получает при-были больше, чем в предыдущем сегменте; » умеренной, когда действия субъекта конкуренции под-держивают конкурентную среду в данном сегменте рынка; » ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента; » ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента [18 с.153]. Основные виды конкуренции Понятие рыночной конкуренции является более узким по сравнению с понятием «конкуренция», но не менее многозначным. Различают множество видов рыночной конкуренции, которые можно выделить по следующим основным признакам: » По сфере действия выделяют: внутриотраслевую; межотраслевую конкуренцию; конкуренцию на локальных рынках; конкуренцию в общенациональном масштабе; внут-ринациональную; международную конкуренцию. Каждый из названных видов может быть разделен на под-виды. » По субъектам конкурентных отношений различают: конкуренцию между покупателями, конкуренцию между про-давцами, конкуренцию между продавцами и покупателями. В свою очередь, каждая из них может включать в себя осо-бые виды конкуренции – конкуренцию между покупателями от-дельных видов товаров или отдельных видов ресурсов и др. От-дельным и очень важным видом рыночной конкуренции является конкуренция между производителями, включающая в себя множество подвидов. Например, конкуренция производителей может быть разделена на конкуренцию между крупными пред-приятиями; малыми предприятиями; крупными и мелкими предприятиями. » По соответствию правовым нормам конкуренцию можно делить на: добросовестную (честную) и недобросовестную (нечестную), а также конкуренцию на «черном» или «те-невом» рынке и конкуренцию на легальном рынке. » В соответствии с методами ведения конкурентной борьбы конкуренция бывает: ценовой и неценовой (названные уже виды добросовестной и недобросовестной конкуренции тоже могут быть выделены по данному признаку). Разновидностью це-новой конкуренции является демпинг. В современных условиях особо выделяют такую разновидность неценовой конкуренции, как конкуренция качества. Другими ее подвидами являются конкуренция по условиям продажи, по послепродажному об-служиванию, конкуренция с помощью рекламы и др. » По проявлению следует выделить: реально сущест-вующую конкуренцию; потенциальную конкуренцию. » По возможности влияния на рынок конкуренцию делят на таких два вида, как совершенная и несовершенная. » По влиянию государства на конкурентный механизм говорят о: конкуренции свободной; конкуренции в условиях ре-гулируемого рынка Формы конкуренции: 1. предметная – конкуренция между товарами одной ас-сортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность; 2. функциональная – конкуренция между товарами (объ-ектами) – заменителями. Методы конкуренции: 1. на основе критерия повышения качества товара или ус-луги (неценовая); 2. на основе критерия повышения качества сервиса потре-бителей товара; 3. на основе снижения цены (ценовая); 4. на основе снижения эксплуатационных затрат у потре-бителя товара и услуг; 5. на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления – факторов времени (продолжительность, скорость, ускорение), синер-гетичность, организованность, адаптивность и др.; 6. на основе использования нескольких или всех пяти предыдущих методов конкуренции (интегральная). Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном (в группе, отделе, организации и т.п.); региональном (районе, городе, области и т.п.); национальном (в стране); меж-национальном (в нескольких странах); глобальном (в миро-вом масштабе, без конкретно определенных стран). Факторами, влияющие на конкурентную борьбу являются: размер рынка; темпы роста рынка, мощности, препятствия для входа или выхода из рынка, цена, уровень стандартизации товаров, мобильные технологические модули, требования к размерам необ-ходимых капитальных вложений, экономия на масштабе, быстрое об-новление ассортимента выпускаемой продукции и т.д.