Участники Бреттон-Вудской конференции создали Международный валютный фонд (МВФ) для того, чтобы помогать странам, столкнувшимся с трудно поддающимися решению проблемами платежного баланса. МВФ предоставляет краткосрочные кредиты странам, оказавшимся не в состоянии выплатить свои долги обычными средствами (в основном, путем наращивания экспорта, получения долгосрочных займов или использования резервов). МВФ, в который Соединенные Штаты внесли 25 процентов его первоначального капитала, составляющего 8 800 миллионов долларов США, часто требует от стран, являющихся хроническими должниками, проведения экономических реформ в качестве условия получения ими краткосрочной помощи этого фонда. В основном, страны нуждаются в помощи МВФ в связи с наличием у них диспропорций в экономике. Традиционно в МВФ обращаются страны, попавшие в трудное положение, которое создалось в результате появления у них большого дефицита государственного бюджета и чрезмерного роста их денежной массы. Короче говоря, эти страны пытались потреблять больше, чем могли себе позволить исходя из имеющихся у них доходов от экспорта. Стандартным средством исправления создавшегося положения, которым пользовался МВФ, было предъявление странам-должникам требования о соблюдении решительных макроэкономических мер оздоровительного характера, включая ужесточение налогово-бюджетной и денежной политики в обмен на предоставление краткосрочных кредитов. Однако в девяностых годах прошлого столетия возникла новая проблема. В условиях постоянного укрепления и роста взаимозависимости финансовых рынков некоторые страны столкнулись с серьезными проблемами выплаты своего иностранного долга не в результате неправильного ведения экономической деятельности, а в связи с резкими изменениями долларовых потоков частных инвестиций. Часто появление подобных проблем объяснялось наличием «структурных» недостатков в функционировании их экономики. Это стало особенно очевидно в период финансового кризиса, охватившего Азию в 1997 г. В начале девяностых годов XX века такие страны, как Таиланд, Индонезия и Южная Корея поразили мир своими темпами роста, которые с учетом инфляции составляли 9 процентов Иностранные инвесторы обратили внимание на это обстоятельство и вскоре наводнили экономику азиатских стран финансовыми средствами. Приток капитала в Азиатско-Тихоокеанский регион увеличился с 25 000 миллионов долларов США в 1990 г. до 110 000 миллионов долларов к 1996 г. Теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью утверждать, что эти страны были не в состоянии справиться с подобным наплывом капитала. С опозданием экономисты поняли, что значительная часть этого капитала направлялась в не приносящие дохода предприятия. По их мнению, проблема осложнялась тем обстоятельством, что во многих из азиатских стран был плохо организован надзор за деятельностью банков, которые часто подвергались давлению с целью заставить их кредитовать политически выгодные проекты, а не проекты, заслуживающие внимания с экономической точки зрения. Когда рост стал давать сбои, многие из этих проектов оказались экономически нежизнеспособными. Многие предприятия обанкротились. Следуя за развитием событий, вызванных азиатским кризисом, руководящие деятели Соединенных Штатов и ряда других стран увеличили объем имеющегося в наличии у МВФ капитала, с тем чтобы эта организация могла решать подобные международные финансовые проблемы. Признавая, что неопределенность и отсутствие информации способствуют изменчивости международных финансовых рынков, МВФ также стал предавать гласности свои действия. Ранее деятельность этого фонда во многом носила скрытый характер. Кроме того, Соединенные Штаты настаивали на том, чтобы МВФ потребовал от стран проведения структурных реформ. МВФ отреагировал на это тем, что начал требовать от правительств прекращения практики предоставления кредитов политически выгодным проектам, которые их инициаторам едва ли удалось бы осуществить своими силами. Фонд потребовал от стран реформирования законодательства о банкротстве с целью быстрого закрытия несостоятельных предприятий. Подобные действия не позволили бы им продолжать порочную практику выкачивания средств из экономики этих стран. МВФ поощрял приватизацию государственных предприятий. Кроме того, во многих случаях он настаивал на том, чтобы страны провели либерализацию своей торговой политики, в частности, с целью предоставления более широкого доступа на свои рынки иностранным банкам и другим финансовым институтам. В конце девяностых годов прошлого столетия МВФ также признал, что его традиционные предписания для стран, сталкивающихся с острыми проблемами своего платежного баланса, а именно проведение жесткой налогово-бюджетной и денежной политики, не всегда подходят странам, переживающим финансовый кризис. В некоторых случаях фонд смягчил свои требования о сокращении дефицита, с тем чтобы страны могли увеличить расходы на программы, имеющие своей целью уменьшение масштабов бедности и защиту безработных.