Договор бытового подряда – это соглашение сторон, по которому подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, а заказчик — принять и оплатить работу.
Данный договор является публичным, т.е. должен заключаться с любым и каждым на одинаковых условиях.
Договор может заключаться как в устной, так и письменной форме. Устная форма обычно применяется, когда заказ выполняется в присутствии заказчика. Письменная форма предполагает как наличие одного документа, подписанного сторонами, так и квитанции, обязательные реквизиты которой предусмотрены Правилами бытового обслуживания.
Цена работы в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Работа оплачивается заказчиком после ее окончательной сдачи подрядчиком. С согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.
Подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять. Если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о работе, он вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора.
Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.
Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.
При обнаружении недостатков работы заказчик дополнительно приобретает право требовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков. Соответствующие требования заказчик вправе предъявить, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен — то в разумный срок, но в пределах шести месяцев (в отношении недвижимости — в пределах двух лет) со дня передачи результата работы. Если гарантийный срок менее шести месяцев (по недвижимости — менее двух лет) и недостатки работы обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев (двух лет) со дня принятия работы, исполнитель несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки появились до передачи результата работы или по причинам, возникшим до этого момента.
Заказчик вправе в любое время до окончания действия договора отказаться от его исполнения. При этом он должен заплатить подрядчику за выполненную часть работы и возместить понесенные расходы.
При неявке заказчика за работой подрядчик вправе продать ее по разумной цене после письменного предупреждения заказчика и по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения, а вырученную сумму внести в депозит.