Общее управление финансами в Республике Беларусь осу-ществляют высшие законодательные и исполнительные органы го-сударственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство. В частности, Палата представителей Националь-ного собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвра-щает закон или отдельные его положения на доработку в парла-мент. Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Обязанность правительства – принимать постановления финан-сового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Мини-стерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, ут-вержденную парламентом, Президентом и Правительством Рес-публики Беларусь. Основными задачами Министерства финансов являются: » обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур; » разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государ-ством и по обеспечению роста финансовых ресурсов; » эффективное проведение бюджетно-финансовой и нало-говой политики; » участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задол- женности; » проведение государственной политики в области стра-ховой деятельности, надзор за страховой деятельностью на тер-ритории страны; » регулирование и управление деятельностью других рес-публиканских органов государственного управления в финансо-вой сфере и др. В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции: » осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы от-раслей, разрабатывает предложения по совершенствованию фи-нансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; » организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на оче-редной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны; » участвует в составлении кратко- и долгосрочных про-гнозов экономического развития государства, его платежного ба-ланса; » разрабатывает и определяет порядок и сроки формиро-вания и исполнения федерального (республиканского) бюджета; » ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны, а также подготовкой проек-тов международных соглашений по вопросам налогообложения; » определяет порядок финансирования расходов, преду-смотренных бюджетом; » обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей; » управляет средствами, находящимися на счетах казна-чейства; » участвует в составлении проекта бюджета Союзного го-сударства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение; » определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений; » осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представи-тельств, а также контроль за соответствием изменений и допол-нений, вносимых в их учредительные документы, законодатель-ству и др.Министерство финансов Республики Беларусь имеет право: » ограничивать и приостанавливать финансирование рас- ходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного полу-чения указанных средств либо использования не по целевому на-значению; » вкладывать свободные средства республиканского бюд-жета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бу-маги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организа-циям в соответствии с законодательством; » давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета; » взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, а также задол-женность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам; » расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах по-ступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год; » проводить проверки соблюдения порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуаль-ного предпринимательства, и аудиторскими организациями; » осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др. Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Ос-новными его задачами являются: » контроль соблюдения законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспече-нием правильного исчисления, полнотой и своевременностью уп-латы налогов, сборов и иных платежей в бюджет; » разработка предложений по совершенствованию нало-гового законодательства и работы налоговых органов; » подготовка налоговых соглашений с другими государ-ствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изу-чение опыта их работы; » принятие нормативных правовых актов о порядке ис-числения и уплаты (взыскания) налогов в бюджет. В соответствии с данными задачами Министерство по нало-гам и сборам осуществляет следующие функции: » контролирует соблюдение налогового законодательства; » организует деятельность инспекций, входящих в его структуру; » разрабатывает в пределах своей компетенции предло-жения по совершенствованию налоговой политики, законода-тельства о налогах и предпринимательстве; » проводит разъяснительную работу по применению за-конодательства о налогах и предпринимательстве, издает норма-тивные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций: входящих в его структуру; » обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и пере-подготовку кадров и др. Управление финансами в отраслевых министерствах, госу-дарственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как: » составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией; » проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению де-нежных накоплений на подведомственных предприятиях; » контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях; » контроль за состоянием расчетов в целом по министер-ству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служа-щими; » финансирование подведомственных предприятий и уч-реждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п. В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на пред-приятиях и других структурах, управление финансами, как пра-вило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии – другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управле-ния (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.