Возможно, наиболее кардинальное описание экзистенции должно быть предпринято с позиции упорядочивающих (организующих) информационных структур. Во всяком случае, - как это пока видно, - верховный субъект (различимый в саморефлексии) имеет дело не с прямым управлением, а с информационными структурами. Т.е. управление осуществляется посредством языка высокого уровня, причём "интерпретация" и "компилирование" производятся автоматически (без участия субъекта), так что субъекту достаточно лишь генерировать тексты на каком-либо языке высокого уровня.
Язык вовсе не обязательно должен иметь чисто вербальную природу; как правило, он смешанный: в него вкраплены идеографические, образные фрагменты, которые замещают обширные (даже бесконечные, в силу конечной неразложимости синтетических отображений в вербальный ряд) дескриптивные логические тексты.
Тексты генерируются в процессе обработки входного потока. Входной поток – это информационный поток в системе аутомониторинга реализации, т.е. отслеживающего отображения Реализации на одну из своих компонент. Слово "тексты" выбрано в паре со словом "управление" и в рамках одного из планов дескрипции высвечивает момент процедурности (т.е. последовательного разворачивания) самоорганизующего действия.
В плане же организующего акта точнее было бы говорить о генерации не текста, а символьной модели Всеобщей Экзистенции в системе отсчёта, связанной с субъектом генерации.
Причинно-следственное описание - это логика, порождающая такой тип моделей, в котором отображается лишь явленное, т.е. "терминальная" реализация в её системной связности, или динамическом единстве различённого. Простое структурно-динамическое описание терминальной реализации, конечно, не является замкнутым в экспланативном аспекте, т.к. не указывает источника движения или механизма самодвижения.
Экспланативное замыкание достигается введением причинно-следственной гипотезы, по которой отдельные различимые компоненты "терминальной" реализации взаимно вызывают движение друг друга. О слабости этой модели, приводящей к бесконечной сети причинно-следственных связей, которую невозможно объять, говорить излишне.
В отличие от каузальной логики феноменальная логика порождает модели, в которых отображается не только терминальная реализация, но и весь вакуум. Причём именно вакуум является центральным объектом отображения, а терминальная реализация - лишь одно из множества возможных его проявлений. Если представить себе вакуум как тело сложной конфигурации в многомерном пространстве, то, перефразируя Платона, можно сказать, что терминальная реализация – тень этого тела, отброшенная на одну из бесчисленного множества трёхмерных гиперплоскостей, могущих быть выделенными из многомерного пространства, содержащего отбрасывающее тень тело.
Здесь, видимо, уместно определить понятие терминальной реализации, которое было введено без определения. Если квантифицировать поток Реализации, т.е. представить его пошаговым, то структура потока на каждом шаге предстаёт бесконечно ветвящимся деревом, и следующий шаг реализуется по одной из бесконечного множества возможных ветвей. Точки на концах этих ветвей представляют множество состояний квантифицированного потока, могущих быть порождёнными в результате одного или нескольких шагов из исходного фиксированного состояния потока. Состояния на концах ветвей - это терминальные состояния. Реализуется, т.е. становится проявленным лишь одно из них, - его мы и называем терминальной реализацией.
В феноменальной логике динамика явленного предстаёт как результат перманентной выборки из Вакуума, а связность явленного обнаруживает связность Вакуума.
Таким образом, в феноменальной логике генерируемая с субъектом существования модель есть, в основном, модель Вакуума.
Бесспорно, что и каузальная модель представляет собой отображение Вакуума, но не столь адекватное. По крайней мере, тот класс каузальных моделей, которые служат предугадыванию последующего развития событий, в какой-то форме отображают структуру Вакуума, иначе такое предугадывание было бы невозможным. Типичными моделями структуры Вакуума являются всякого рода эволюционные модели. Они отображают наиболее вероятные траектории перемещения терминальной реализации по дереву возможностей.
После такого длинного отступления от основной темы, вызванного потребностью определиться в терминах, мы можем вернуться к вопросу самоорганизации.
Мы уже сказали, что для акта организации собственного существования субъекту высшего эшелона достаточно генерировать модель Всеобщей Экзистенции на языке высокого уровня. Акт такой генерации является и актом управления, - значит и актом порождения на всех эшелонах существования.
Реализация организующего акта на самом высшем уровне достаточна для акта творения на всех уровнях существования. Но чаще мы наблюдаем, что акт творения не проходит под непрерывным управлением высшего уровня. Мы видим вырождение организующего акта в виде последовательной передачи управления на низшие эшелоны существования. Высший уровень оказывается, с одной стороны, недостаточно стабилен, а с другой стороны, генерируемая модель и язык высшего уровня недостаточно разработаны для автоматической интерпретации.