Четверг, 28 Мар 2024, 16:24
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Философия

Тема: Дофилософские исторические типы мировоззрения: миф и религия
ПЛАН

1. Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

2. Происхождение и сущность мифов, их основные социальные функции.

3. Религия как форма мировоззрения, ее происхождение и сущность. Основные функции религии в обществе.

4. Конкретно – исторические формы религиозных верований:

а) ранние формы: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.

б) национально – государственные религии: зороастризм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм.

в) космополитические мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Философия представляет собой одну из древнейших и интереснейших областей человеческого знания, являя собой неиссякаемый духовный источник человеческой цивилизации. Гегель определил философию как «эпоху, схваченную в мысли», подчеркнув тем самым ее огромное мыслительное содержание, в котором отражается многообразная и противоречивая палитра социокультурного пространства той или иной исторической эпохи.

Философия прошла непростой путь своего становления и дальнейшего развития от первых предфилософских учений на Древнем Востоке (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон, Древний Египет) к упорядоченной, концептуально теоретической системе знания наших дней. «Философия» (с греч. Phileo – любовь, Sophia – мудрость), дословно означает «любовь к мудрости»), т.е. Эллада подарила миру такую систему философского любомудрия, которая несет в себе особый, возвышенный смысл, отличный от обыденных представлений о мире. Так, древнегреческий философ Платон устами Сократа задает сакраментальный вопрос: «Чего желает человек, стремящийся к мудрости?» И отвечает на него так: «Он хочет освободиться от того, что в повседневном наблюдении предлагают ему чувства. В чувственном мире он хочет найти дух. Философ, абстрагируясь от чувственно преходящего ради познания истинного, подходит к тому вечному, что живет в нем». И заключает: «Когда же мы погружаемся в Дух, то вполне живем в истинном». Конечно, это «погружение» в Дух или духовность в высшем смысле этого слова и овладение ею в полном объеме возможно только с помощью философии. Хотя это не простая задача, тем не менее она направлена на особую, всеобщую устремленность в бесконечный поиск истины; это требует напряжения ума, интеллекта, да и вообще всех духовных сил человека.

Решение этой задачи невозможно без индивидуальных, самостоятельных усилий каждого человека, особенно студента, в его приобщении к философскому наследию мыслителей как прошлого, так и настоящего времени. Немецкий философ Гегель в философии видел особую, аристократическую форму осознания истины, которая носит уединенный характер.

В конечном счете, постижение философии как мудрости раздвигает горизонты мышления, интеллекта студента, способствуя его «выходу» за пределы того, что скрыто за внешней оболочкой явлений, обеспечивая при этом своеобразное «трансцендирование» во вне своей собственной человеческой природы и сущности.

Философия появляется на определенном этапе развития человеческой цивилизации, в условиях зарождения первого классового общества – рабовладельческого. Возникает, в этой связи, вполне уместный вопрос: до возникновения классового общества у людей сложилось определенное представление о мире? Думаю, что на этот вопрос мы можем дать ответ положительный. Почему?

Дело в том, что первой общественной системой был первобытно – общинный строй или как его называет К. Маркс «первобытно – общинная экономическая формация». Само становление человека как homo sapiens проходило в границах определенного отношения его к миру, в котором он жил и действовал, т.е. происходил процесс его мировоззренческого становления.

По сути дела, возник необходимый и непременный атрибут человеческого существования – мировоззрение, как самая общая форма проявления человеческого интереса к миру и к самому себе.

Что же такое мировоззрение? Какова его природа и сущность? Может ли быть какое - либо знание не мировоззренческим?

Основным недостатком всех встречающихся в учебниках и словарях определений этому понятию является то, что, как правило, указывается на «обобщающий характер» мировоззренческих представлений человека о мире. Так, в одном из словарей мы обнаруживаем: «Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей».

Полагаю, что это не так, ибо палитра обобщающего отражения мира в сознании человека возникла гораздо позже, в период становления рабовладельческого общества и появления философии. А до этого, в родовом обществе, отсутствовали соответствующие условия или основания для подобного обобщенного миропонимания, тем более в рациональной или логико – понятийной форме. Из того, что было мной сказано, мировоззрение представляет собой необходимую, неотъемлющую составляющую человеческого бытия, его сознания и самосознания, всей познавательной деятельности.

Из этимологии самого слова «мировоззрение» ясно, что это понятие состоит из трех частей – «человек» – «мир» – «воззрение о мире».

Достаточно ли этой, простой констатации, чтобы разобраться с сущностью мировоззрения? Думаю, что нет. Дело в том, что жизнь человека в обществе всегда носила и носит конкретно – исторический характер. А само общество представляет собой не абстрактное образование, а сложный продукт взаимодействия людей, принадлежащих к различным, социальным образованиям или общностям людей (в первобытном обществе – это род, племя, семья, община; в классовых обществах – появляются классы, народности, нации и т.д.). И таким образом получается, что мировоззрение у людей бывает неоднородным, многоуровневым, «многошерстным», «подвижным»…

Само становление человека и превращение его в homo sapiens было связано, в первую очередь, с практическим отношением человека к миру, без которого было невозможно не только формирование ранних форм мировоззрения, но и существование самого человека. В основе этого практического отношения человека к миру «лежали» и «лежат» человеческие потребности и интересы людей, без удовлетворения которых их жизнь просто не возможна.

Значит, человек должен был каким - то образом это все осознать. Наличие сознания у человека не дает еще оснований, даже в биологическом смысле, говорить о существовании мировоззрения у человека. Должна была пройти определенная, исторически временная ступень осознания человеком как своего отношения к миру, так и самого себя в этом мире, что привело к появлению самосознания, а значит - различных аспектов осознания человеком мира – на обыденном (стихийном) уровне, мифологическом, религиозном, научном или философском.

Итак, какие здесь можно сделать краткие выводы?

1. Мировоззрение возникает на определенном, конкретно – историческом этапе развития цивилизации, а именно в первобытном обществе.

2. Основной причиной возникновения мировоззрения явилось практическое отношение человека к миру, сердцевину которого составили человеческие потребности и интересы.

3. Кроме того, возникновение, становление и развитие мировоззрения было невозможно без рефлексивного развития мысли от сознания к самосознанию в психике людей.

4. Историческими формами мировоззрения являются миф, религия, философия.

Дефиницию мировоззрения, которую мы сейчас обозначим, необходимо выучить, чтобы затем, при характеристике тех или иных форм мировоззрения, четко представлять, о чем должна идти речь. Только при этом условии станут понятными не только сущность исторических форм мировоззрения, но и их отличие друг от друга.

Мировоззрение – это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает и оценивает окружающий его мир, определяет свое место в нем и выражает при этом свое специфическое отношение к миру и к самому себе. Из данного определения следует, что любая историческая форма мировоззрения дает ответ на следующие вопросы: 1) какова природа и сущность человека? 2) что собой представляет мир? 3) какой фактор является связующим звеном между миром и человеком? 4) каковы особенности восприятия, осмысления и оценки мира? 5) какое место занимает человек в мире? 6) какова специфика выражения отношений человека к миру? Другими словами, мы должны четко дать ответы на поставленные вопросы при характеристике любой исторической формы мировоззрения. Тем более, когда мы говорим о мире, то мы имеем в виду не только окружающий и видимый нами мир природы или других людей, но и мир невидимый (понятийный, сверхчувственный, сверхрациональный), внутренний и внешний, материальный (вещественный) и нематериальный (идеальный – в смысле философском – невидимый, но каким-то образом, существующий мир).

Кроме того, мы должны понять, на чем зиждется связь между человеком и миром в любой форме мировоззрения?

А поскольку мир и человек постоянно изменяются, то очевидно, что происходят изменения и развитие в человеке новых форм или уровней мировоззрения, т.е. получается, что само мировоззрение носит подвижный характер.

Наша с Вами задача и состоит в том, чтобы разобраться не только с особенностями таких конкретно – исторических форм мировоззрения как миф, религия, философия, но и понять, как эта «подвижность диалектическая» находит в них свое проявление и отражение.

Задача нашего курса философии и состоит в том, чтобы Вы, прилагая свои собственные, самостоятельные усилия, смогли перейти от обыденных, житейских, поверхностных представлений о мире к более глубоким, основательным – научным и философически – концептуальным представлениям о мире и о самих себе. Конечно, эта задача не из легких, но решаемая при условии дихотомического единства преподавателя и студента.

В содержательном отношении мировоззрение носит интегральный характер: в него входят эмоции, чувства, настроения, ощущения людей; их знания (как повседневные, так и научные, философские и в целом – профессиональные). Кроме того, в структуре мировоззрения важное место занимают ценности, идеалы, вера и убеждение людей.

В каждой форме мировоззрения эти элементы представлены по - разному в том смысле, что одни из них являются ведущими, основными, определяющими, а другие - занимают второстепенную, не основную, определяемую роль. Это надо обязательно иметь ввиду.

Кроме того, в различных формах мировоззрения, а точнее, в мироощущении, мировосприятии, миропонимании по - разному представлены эмоционально – чувственный и рационально – теоретический опыт людей.

Так, 1) эмоционально – чувственный опыт людей, в основе которого лежат настроения, чувства, эмоции, составляет содержание мироощущения;

2) опыт, в основе которого лежат познавательные образы, основывающиеся на наглядных представлениях о мире, составляет содержание мировосприятия;

3) рационально – теоретический опыт, основывающийся на сознательном, рефлексивно – теоретическом осмыслении мира, составляет содержание миропонимания.

В заключение этой части вопроса, хочу подчеркнуть, что все названные выше составляющие (рациональные или чувственно – эмоционально – психические компоненты) находятся не обособленно, друг от друга, а в различных сочетаниях по степени глубины и смены, основного или производного, элемента в структуре того или иного мировоззрения.

Первой исторической формой мировоззрения был миф, оформившийся в виде мифологических представлений о мире.

Мифология (от греч. mifos – предание, сказание, а logos – слово, понятие, учение), – форма мировоззрения, в которой через предания и сказания отражались представления людей на самой ранней стадии общественного развития, а именно: в условиях раннепервобытного общественного строя. Мифы имелись у всех народов мира, и они, как правило, носили многообразный характер – это были мифы о начале, происхождении и сущности мира, космоса, мировой гармонии; о будущем мира (эсхатологические), происхождении человека и т.д.

В мифологическом сознании первобытного человека не делались различия между деятельностью человека и окружающим его миром. Человек мыслит себя не столько как нечто самостоятельное существо, сколько как существо, всеми узами включенное, интегрированное в существующие общности людей – род, племя, община… Короче говоря, личностное, самостоятельное начало в нем отсутствовало; он не видел различия между «Я» и «Ты», между «Я» и «Мы». Все вещи и предметы представлялись в виде живых существ, включенных в родовые отношения. Он, человек, как бы переносил все свои первоначальные человеческие качества (эмоции, ощущения, чувства, настроения т.д.) на весь окружающий мир, т.е. фантазия человека в этот период творила мир по своему образу и подобию в виде некоторого человеческого идеала.

Мифология предлагала человеку самоопределиться в этом мире через привычки, традиции, базирующиеся на эмоционально – чувственных составляющих бытие человека. В конечном счете, 1) основной функцией мифа в обществе была функция сплочения коллектива или общностей людей. Кроме того, 2) мифы закрепляли принятую в данном обществе определенную систему ценностей и, тем самым, как бы регулировали отношения между людьми, т.е. выполняли регулятивно – ценностную функцию.

И, наконец, 3) мифы выполняли социально – диалектическую функцию, направленную на поиск единства человека и мира, природы и общества, т.е. гармонии, в том числе – внутреннего и внешнего согласия в человеческой жизни. Такого рода очеловечивание, одушевление мира имело огромный философский смысл: сегодня вполне уместны крылатые выражения: Ахиллесова пята, Нить Ариадны, Гордиев узел, Канул в Лету, Дамоклов меч и др. Какая здесь обнаруживается связь с мифологическими представлениями о мире? Чем сегодня нам интересны мифы? Почему современный человек обращается к мифотворчеству и отражает это в музыке, живописи, литературе, кино, архитектуре и т.д.?

В конечном счете, в мифе имеет место огромное преобладание коллективного над индивидуальным; здесь субъект как бы минимален, а мир – максимален.

Мифы обладали своей внутренней логикой и историей, в которой конкретно – эмоциональное преобладало над абстрактным, отвлеченным. Мифологическое сознание было устремлено на эмоционально – чувственное отражение мира. Дуальность здесь просто отсутствовала.

Итак, мифологическое мировоззрение – это эмоционально – чувственное восприятие и отражение мира, в котором человек не отделяет себя от мира, а, наоборот, сливается с ним, наделяя его общечеловеческими, родовыми качествами. По сути дела человек рассматривал мир по своему образу и подобию. Поэтому связующим звеном между миром и человеком здесь был сам человек как эмоционально чувствующее существо.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин, но главная из них была – экономическая, которая привела к расширению связей и отношений с другими народами. Это способствовало осмыслению сложной картины мира и самого человека, его внутренних и внешних состояний, изменчивой и в то же время достаточно постоянной природы.

Поэтому на смену мифу приходит религия как новая, дуальная форма мировоззрения (от лат. duo – два, двойственность).

Особенностью религии является то, что на место присущему первобытному мифологическому мировоззрению или осознанию убежденности в непосредственном тождестве человека и мира, человека и природы, появляется такая дуальная форма осознания мира, в которой противопоставляется естественный, природный, посюсторонний мир миру сверхъестественному, надприродному, потустороннему при определяющей роли второго. Таким образом, в религиозном сознании или мировоззрении, по сравнению с мифологическим, иначе предстал как сам человек, так и мир, а также их отношения между собой. В самом понятии «религия» (от лат. –religio набожность, святыня, связь) отразилось особое видение, особое ощущение и понимание мира, в котором культовая деятельность (или действия) опирается на веру в существование сверхъестественных сил, основной формой проявления которых является бог или боги.

В религиозном мировоззрении человек понимается двояко: с одной стороны, он существо земное, естественное, посюстороннее, а с другой, он является результатом акта божественного творения. Связующим элементом между миром и человеком выступает Бог. В религиозном мировоззрении имеют место как элементы рационального (например, моральные наставления), так и иррационального (фантастические образы надприродных сил)

Во всяком случае, религия является одной из древнейших форм общественного сознания, мировоззрения, в которой специфически фантастическим - для неверующего - образом отражается мир. Эти фантастические образы приобретают особую субъективную реальность через все элементы мировоззрения, хотя порой в учебной литературе трактуют «фантастическое отражение» как неправдивое, негативное мировосприятие и миропонимание.

Подобная трактовка не выдерживает никакой критики. Почему?

Дело в том, что как только мы поставим этот вопрос, то сразу обнаружим несостоятельность этой точки зрения. Почему она получила такую трактовку или интерпретацию?

А это было связано с той полемикой, которая возникла в 19в. между Ф. Энгельсом и Е. Дюрингом, немецким философом XIXв, который вообще предлагал «запретить» религию. Ф. Энгельс же, наоборот, утверждал, что ее устранить просто невозможно, потому что всякая религия является не чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые властвуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы приобретают форму «не земных» Далее он подчеркивал, что религия возникла в процессе осмысления человеком сил природы, а позже общественных сил; что она является одной из наиболее древних форм духовного освоения мира, которая вытекает из самих возможностей процесса познания.

Таким образом, фантастические образы религии – это особая форма отражения действительности, присущая всем народам мира. Она являет собой необходимую ступень в историческом восприятии и понимании мира, обусловленным как его неоднозначностью, сложностью, так и неоднозначностью и сложностью человека, его мозга.

Религиозно – фантастическое понимание мира обусловлено не просто верой как ее атрибутом, а религиозной верой в реальное существование надприродного, которое оказывает огромное влияние на жизнь человека. Кроме того, религиозная вера предполагает двойственное отношение между земными и надприродными силами, при определяющей роли последних.

Она, религия, возникла в сознании людей в силу различных: причин: это и проблемы социального бытия (трудности в его реализации в полном объеме, трудности познавательного процесса, потребности выхода из безвыходных ситуаций, эмоционального отношения к миру и.т.д.)

Кроме того, в религии (а это, может быть, самое главное) мы обнаруживаем попытку человека ответить на вопросы, возникавшие в процессе осмысления сложной, противоречивой картины мира и своего собственного бытии - вопросы вечности…

Одним словом, в религии отражается как реальный мир со своими проблемами, так и иллюзорный мир для неверующего (надприродный, сверхестественный).

Неотъемлемой частью любой религии является культ как форма реализации, в повседневной практической деятельности, символических действий в виде обрядов, ритуалов, богослужения, постов, молитв и т.д., через храмы, церкви, священные реликвии и т.д.

Какие же основные функции в обществе выполняет религия?

1. Основной функцией религии является иллюзорно – компенсаторная. Для верующего человека, хоть и в иллюзорной форме, она компенсирует тяготы земного бытия человека, что обеспечивает «выход» из тяжкой действительности на уровень райской жизни, где существует свобода и равенство для людей. Главная идея любой религии – идея Бога, через которого компенсируются идеи гуманизма, человеческих отношений к Богу и людей друг к другу.

2. Мировоззренческая функция религии состоит в том, что она, религия, стремится создать особую картину мира, картину мира особой социальной жизни, где подчеркивается место и роль человека в системе природы и общества, создать схемы разумного общественного бытия.

3. Регулятивная функция религии состоит в том, что она создает «свою» систему норм и ценностей , в которой вера в сверхестественное начало является абсолютной и незыблемой.

4. Интегративная функция религии нацелена на объединение в ней только одноверцев и единоверцев.

5. Коммуникативная функция религии означает поддержку связей между верующими через реализацию единства религиозных действий, особых отношений между верующими и.т.д.

Главное то, что роль религии в обществе неоднозначна. Но тем не менее, сегодня историческая миссия религии как формы мировоззрения - формирование единства рода человеческого, актуализация всеобщности непреходящих общечеловеческих ценностей, и прежде всего - моральных.

Одним словом, религия возникла как результат специфических закономерностей, возникающих в человеческой истории, она отразила и воплотила в себе всю эту специфику через конкретно – исторические этапы и формы своего существования и развития.

Поэтому, религия есть фантастически образное отражение мира в сознании человека, в котором происходит его удвоение на мир естественный, природный, посюсторонний и мир сверхестественный, надприродный, потусторонний. Связующим звеном между ними является Бытие Бога, формой реализации которого выступает система культов.
Категория: Философия | Добавил: intuicia (23 Мар 2012)
Просмотров: 6461 | Рейтинг: 1.8/ 21 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
28 Мар 2024
16:24


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz