Социальная философия.Тема: политическая сфера жизни общества.
I. Понятие политической сферы жизни общества. Функции политической сферы. II. Государство, его признаки и роль. III. Политическая сфера Российской Федерации.
Актуальность проблемы политической сферы обусловлена следующими обстоятель-ствами: 1) Ее научной и практической значимости. На протяжении ряда столетий люди пытались теоретически осмыслить политическую форму управления обществом и найти идеальный тип государственного устройства. 2) Решением проблемы реформирования политической системы Российской Федерации соот-ветствующей экономическому развитию. До настоящего времени не найдена структура госу-дарственной власти. 3) Существует необходимость повышения эффективности государственной власти в России, создание новых государственных институтов.
Понятие политической сферы жизни общества. Функции политической сферы. Политика - отношения между классами, государствами, нациями. Государства и нации соотносятся через определенные организации и учреждения, совокупность которых получило название политической сферы общества. Политика является отражением экономических отно-шений. К этому тезису не сводится вся диалектика отношения экономики и политики. В некото-рых ситуациях политика оказывает влияние на экономику. Правильные политические отноше-ния стимулируют экономику. Политическая сфера общества существует не всегда. Например, в первобытном обществе существовала общинная форма управления. Политическую сферу общества рассматривают в 3-х аспектах: 1. Политическая сфера отдельно взятого государства - совокупность организаций и учре-ждений, выражающих и защищающих интересы классов и наций. Все организации и учре-ждения подразделяются на государственные (ВУЗы, армия, милиция и т.д.) и негосудар-ственные: политические (политические партии...) и общественные (спортивные общества, молодежные и т.д.). Государственные организации существуют на основе закона, негосударственные существуют на основе устава. Все организации в обществе носят политический характер. Выделяют следующие организации: ярко выраженный политический характер (политические партии); невыраженный политический характер. В классовом обществе не может быть организаций не политических. 2. Международная политическая сфера - сложившаяся система государственных границ, со-вокупность договоров, союзов, блоков, организаций, призванных упорядочить отношения между государствами на основе международного права, всю систему международных него-сударственных организаций. Отношения между государствами строятся как по государ-ственной линии (по дипломатическим каналам) так и по партийной линии и линии обще-ственной организации. Все эти организации политической системы взаимодействуют между собой. Важнейшими элементами политической сферы являются государства, политические партии и профсоюзы. Функции политической сферы. Основные функции политической сферы заключаются в выявлении существующих в обще-стве конфликтов и разногласий, в их разрешении и в определении стратегии развития. Органи-зации политической сферы общества обязаны обеспечить бесконфликтное существование общества (классов, наций). Должны обеспечить условия для созидательного процесса. 3. Отдельные организации как внутри страны так и на международной арене. Государство, его признаки и роль. Государство является важнейшим институтом политической системы, носителем власт-ных функций. Политическая власть - способность класса, нации приводить в жизнь свою во-лю. Государство представляет собой единство материальных и духовных элементов с помощью которых осуществляется управление обществом, охраняется его территория, экономическая, социальная и т.д. целостность. Государство обладает легитимным правом на принуждение и насилие. Государственное управление от других форм управления (негосударственных) отличается тем, что представляет собой некую силу, стоящую над обществом. Признаки государства: 1. Общепризнанным, в соответствии с международным правом, элементом государства являет-ся территория. Государство обладает определенной частью земного шара, находящегося в его исключительном владении, размеры территории не играют роль. (Ватикан 0,44 км2). Тер-риториальная определенность является важнейшим атрибутом государства. 2. Для управления обществом необходим специальный аппарат - особая группа людей профессиональная занятых политико-управленческой деятельностью, публичная власть. Управлении немыслимо без соответствующего аппарата принуждения: армия, карательные органы, разведка и т.д. Без материального обеспечения политическая власть не может функционировать. Сюда же относится налоговая система. Политическая власть имеет три ветви: законодательная; исполнительная; судебная. Все эти ветви органически взаимосвязаны между собой каждая из ветвей выполняет свои функции. Каждая ветвь власти представлена соответствующими организациями и учреждениями. Высшим законодательным органом является парламент. В России он называется федеральным собранием. Каждый субъект федерации имеет законодательную власть (городской, областной, районный совет депутатов) Исполнительная власть представлена институтом президентства и правительства. 1. Идеологическая программа политической власти. Для осуществления политического управления одной материальной силы недостаточно, требуется идеологическая сила. Ее предназначение: совместно с материальными факторами обеспечить стабильность социокультурной общности в ее развитии. Идеология дополняет материальное обеспечение политической власти. В средневековье мощным фактором идеологического управления обществом выступал религия. Царь, король являлся наместником бога на Земле. Развитие государства определяется духом нации, ее культурой, историей, сформиро-вавшейся на протяжении многих столетий. Без национальной идеи не существует государства. Национальная идея - совокупность воззрений, объединяющих людей на созидательные творче-ские процессы. Для Российской цивилизации на протяжении многих веков в качестве идеологи-ческой программы выступали идеи православия, самодержавия и т.д. Политическая стабильность ряда стран Европы (Германии, Швеции, Франции и т.д.) обеспечиваются социал-демократической идеологией: ориентация на демократический социа-лизм; требования социальной защищенности трудящихся. Приверженность принципа политиче-ского консенсуса (договоренность) как во внутренних так и международных делах. Прочная связь с профессиональным национальным движением Для социал-демократической идеологии характерна идея государственного регулирования экономики в интересах всего общества. Наряду с социал-демократической идеологией существует демократическая идеология, суть которой заключается в отрицании какого - либо вмешательства в экономику. 2. Система права. Только государство обладает исключительным правом издавать законы обязательные для всего населения с правом взыскания налогов и т.д. Законы необходимы для осуществления государственной власти. С их помощью регла-ментируются общественные отношения в экономической, социальной и т.д. сферах. К наруши-телям законов государство применяет различные формы насилия. Человечество не смогло стать свободной от политического насилия территориальной ассоциацией. Различные проекты создания самоуправленческой ассоциации, основанной на свободе объединения и разъединения и добровольном подчинении, не увенчались успехом. Объединение ряда современных государств в какие-то политические ассоциации (ЕС - Европейское сообщество) хотя и ослабляют национальную государственность, но не отменяют государственность вообще, поэтому нет основания говорить об отмирании государства. Возникновение государства. Существует множество теорий о возникновении государства. Рассмотрим две из них: Концеп-цию английского мыслителя Т. Гоббса и марксизма. По Гоббсу государство возникло на основе общественного договора когда люди нахо-дились в состоянии войны “всех против всех”. Оно было учреждено в целях обеспечения внеш-него мира . В результате общественного договора отдельные граждане добровольно ограничи-вали свою свободу, были перенесены на государственные органы, предназначенные для охраны мира и благоденствия. Согласно марксистской теории государство возникает одновременно в разделении тру-да, появлении частной собственности и классов, т.е. его появлении обусловлено экономически-ми факторами. Экономически господствующий класс для защиты своих интересов создает специаль-ный аппарат, который представляет собой силу, стоящую над народом. При помощи государства господствующий класс держит в подчинении угнетенный класс. По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса над другим. Государство - это “машина” с помощью которой меньшинство осуществляет насилие над большинством. (В этих концепциях характеризуется общий момент. Государство рассматривается как орган управления, но на первом плане у Маркса экономические концепции у Гоббса экономические концепции на втором плане). Государство и экономика. Государство и экономика взаимодействуют между собой. Возможны следующие вари-анты этого взаимодействия: 1. Государство оказывает прямое воздействие на экономику. Автономного государ-ственного общества не существует. Нет сфер независимых от контроля и приказа государства. В этом упрощенном понимание взаимодействия государства и экономики состоит суть тоталитаризма. 2. Государство не вмешивается в экономику (в этом состоит суть монетарийской док-трины или суть либерально-демократической идеологии. 3. Политическая и другие системы взаимодействуют в одном отношении и обособлены в другом. Это означает, что государство должно оказывать влияние на экономику в одном отно-шении, а в другом предоставить свободу (не вмешиваться). Влияние государства на экономику должно происходить в следующих аспектах: 1. Государство должно обеспечит широкими правами все организации общества. Только в этом случае оно в состоянии наладить их созидательное сотрудничество. 2. Государство должно контролировать и направлять на процесс взаимодействия все элементы политической системы. 3. Государство обязано оказывать влияние на выбор стратегии и тактике проведения экономи-ческих реформ, защищать интересы своих производителей, отечественный рынок через налоги, квоты, пошлины. 4. Государство должно поддерживать высокотехнологичное производство, сельское хозяйство, культуру.