Воскресенье, 12 Май 2024, 09:36
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Философия

Социальная философия.Тема: формации и цивилизации.
Общество - сложный социальный организм, который в самом себе содержит источник своего развития. Таковым является материальное производство и деятельность людей. Оба эти момента органически взаимосвязаны между собой: материальное производство совершается потому что есть человеческая трудовая деятельность. Раскрыть движущие силы общественного развития это значит показать факторы, вызывающие развитие материально производственной сферы и причины человеческой деятельности. Люди начинают свое историю не с выработки того или иного представления о мире, не с сознания, а с производства, добывания средств существования. Прежде чем создавать определенные представления о мире, люди должны есть, пить, одеваться и т.д. только вслед за производством развивалось сознание людей, формировалось их представление об окружающей природе. Маркс отмечал, что структура материальной деятельности определяет структуру сознания. Производство материальных благ является ведущим, определяющим начало в жизни человека. К нему, однако, нельзя свести все явления общественной жизни.
I. Развитие общества начинается с совершенствования орудий труда. Действительного материального костяка производства. Развитие орудий труда происходит по следующим причинам:
1. Стремление людей выжить, приспособиться к среде, сначала к природной, затем к социальной. Без совершенства орудий труда эти задачи нельзя решить. Борьба за существование (нужда) позволяют изготовлять новые орудия труда.
2. Экономической, политической и т.д. конкуренциям. Решение этой проблемы толкает общество вперед с помощью орудийной системы производства.
3. Саморазвитие общества связано с ростом научных исследований с материализацией их результатов в технике. Этот момент связан с конкуренцией. В соответствии с учением марксизма движущими силами развития являются противоречия в способе производства, т.е. противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Развитие орудий труда вызывает изменение в других сферах жизнедеятельности людей. На базе новых орудий труда складывается новый тип производства, новые порядки на производстве, появляются новые социальные слои.
Новые слои (классы) ведут борьбу не только за экономическое, но и политическое господство. В недрах феодального общества возникают два класса: буржуазия и пролетариат. Буржуазия ведет борьбу за обретение политического господства, за власть, в результате чего происходят буржуазные политические революции.
II. В процессе развития материального производства человеку принадлежит активная творческая роль. Во имя чего человек действует? Многие мыслители правильно отмечали, что человека к действию побуждает интерес. Гегель: “интересы двигают жизнью народов”. Долгое время мыслители не могли ответить откуда у человека берется интерес. И только диалектический материализм обстоятельно доказал, что интересы обусловлены экономическими факторами людей. Различные отношения собственности на средства производства обуславливают собственные интересы людей. Интересы существуют объективно, независимо от того знают о них или нет.
Тема: формации и цивилизации.
В настоящее время при исследовании общественных явлений широко используется формационный и цивилизационный методы или подходы.
Суть формационного подхода заключается в признании:
1. В качестве основы общественной жизни способа производства.
2. Однолинейности общественного прогресса движение от простого к сложному)
Суть цивилизационного подхода:
1. Основы общественного развития признается культура.
2. Допускается многовариантность общественного развития или прогресса - все цивилизации имеют собственный путь развития.

С точки зрения формационного подхода все формации - ступени развития, развиваются в одном направлении.

Формационный и цивилизационный подходы дополняют друг друга. Каждый из них дает упрощенную картину мира.

Понятие “общественно - экономическая формация”
Теории общественно - экономической формации создал Маркс (1818-1883гг.) при этом он опирался на конкретный исторический материл западных стран. Он отмечал, что история развития стран востока отличается, имеет специфические характеристики. Общественно - экономическая формация - общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Одна ступень отличается от другой прежде всего по способу производства. Маркс выделял первобытнообщинный, рабовладельческий и коммунистический способ производства и ставил им соответствующие формации.


Однолинейность - все страны придут к коммунистической формации. Каждая формация отличается по ряду признаков или структурных элементов:
1. Производительные силы;
2. Производственные отношения;
3. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис -основа (экономическую сторону общества);
4. Надстройка - политические правовые отношения.
5. Духовная жизнь общества - общественное сознание, совокупность различных идей.
1 -ая формация - низкий уровень производительных сил, отсутствие частной собственности.
Согласно формационной концепции история общества представляет собой смену общественно - экономических формаций. Эта смена происходит объективно, т.е. независимо от желания и воли людей. Здесь имеют место определенные элементы фатализма (фатом - судьба). Причиной смены одной общественно - экономической формации другой выступают противоречия между производительными силами и производственными отношениями. История развития восточных цивилизаций не укладывается в отмеченную “пятичленку”. Это обусловило появление цивилизационного метода.
Понятие “цивилизация”.
Это понятие было введено в научный оборот шотландским ученым Фергюссоном (1723-1816гг.) В настоящее время существуют несколько интерпретаций содержания понятия “цивилизации”:
1. Цивилизация понимается как капиталистическая стадия общественного развития, такого взгляда придерживается американский этнограф, крупный специалист по первобытному обществу Морган (1818 - 1884 гг.). Вслед за Морганом всю историю человеческого общества делили на три части:
1) Дикость - период присвоения готовых продуктов.
2) Варварство - эпоха скотоводства и землевладения.
3) Цивилизация - стадия капиталистического развития.
2. Цивилизация рассматривается как крупное социокультурное образование, образующееся рядом признаков. В данном случае цивилизация отождествляется с культурой.
Н. Л. Данилевский (1822 - 1885 гг.) все культуры подразделял на несколько культурно - исторических типов (цивилизаций). Выделял 10 цивилизаций: Египетская, Китайская, Индийская, Греческая, Еврейская и т.д. Славяне, по его мнению, должны образовывать собственную цивилизацию.
Английский историк Тойнби (1889 - 1975 гг.) всемирную историю представил как единство 21 - ой цивилизации: Эллинская, Западная, Египетская, Христианская (основная), Христианская (Россия) и т.д. Согласно учению Тойнби все цивилизации проходят ряд стадий рождения: рост, надлом, распад и гибель.
3. Цивилизация понимается как заключительная стадия любой культуры. В этом случае цивилизация отождествляется с техническим прогрессом.
Ее основные признаки:
1) Наличие индустрии, техники.
2) Деградация искусства, литературы.
Технический прогресс (цивилизация) оказывает гибельное на культуру. Основоположником такой интерпретации является немецкий ученый Шпенглер (1880 - 1936 гг.), автор знаменитого труда “Закат Европы” - 1918 - 22 гг. Со взглядами Шпенглера были согласны русские религиозные мыслители (Бердяев и другие). Шпенглер выделял следующие виды цивилизаций: Египетская, Индийская, Китайская, Западная, культура Майя. В прошлом и настоящем нет единого мнения о количестве цивилизаций. Каждая из цивилизаций является специфическим социокультурным образованием, которое основывается на некой общности системы ценностей: язык, традиции, привычки, религия, философия, искусство, менталитет. По этим ценностям цивилизации отличаются друг от друга. Довольно часто при характеристики цивилизаций используют религиозный фактор. Говорят о христианской, буддийской, мусульманской и т.д. цивилизациях. Цивилизация, как общность, может выделять огромное количество людей (Китай, Россия) или небольшое количество людей. Цивилизации могут объединять ряд стран. Так под Западной цивилизацией понимают Канаду, Австралию, США, страны Западной Европы.
Все виды цивилизаций подразделяются по типу социальности:
1) Индивидуалистический (Западная цивилизация)
2) Коллективистский (Восточная цивилизация, Египетская, Российская).
Каждый тип цивилизации абсолютизирует какой-то отдельный аспект диалектики индивид-коллектив. В индивидуалистических цивилизациях фундаментальной ценностью признается индивид. Фундаментальной ценностью в коллективистских цивилизациях считается коллектив. Индивидуалистические и коллективистские цивилизации имеют как сильные так и слабые стороны.
Индивидуалистической цивилизация.
Достоинства.
В индивидуализме нашли свое отражение исключительное право индивида: на свободу, творческую активность, его стремление быть самим собой, жить по своей воле и разумению. Результатом этой свободы являются человеческие достижения в науке, технике и т.д. В этом заключается привлекательная сторона индивидуалистической цивилизации.
Недостатки.
1) Индивидуализм преувеличивает роль отдельного индивида в общественной жизни и отражает тем самым аспект диалектики “индивид-коллектив”.
2) Свобода самовыражения индивида часто приходит в противоречие со свободой самовыражения коллектива.
Коллективистская цивилизация.
Достоинства.
Понятие “коллективный” широко используется для характеристики многих сторон человеческой жизни. С коллективизма началась, шла и буде идти вся человеческая история.
Недостатки.
Коллективизм утверждает насилие над человеческой личностью, выступает орудием господства одной группы людей над другой. Он всегда авторитарен и на этом основании игнорирует ценность личности.
Индивидуализм и коллективизм в чистейшем виде не проявляется. Индивидуализм и коллективизм это две взаимнообуславливающие и взаимноисключающие черты человеческой сущности. Человек с одной стороны эгоист, поскольку выступает обособленным от других объектов создания природы, нуждающийся в пище, жилище и т.д. А с другой стороны является социальным существом, т.к. для своего бытия он нуждается в существовании себе подобных.
Из всего сказанного следует, что вопрос о том какой тип цивилизации лучше (индивидуалистический и коллективистский ) или хуже является некорректным.
Идея общечеловеческой цивилизации.
Эта идея появилась давно. Еще Данилевский указывал на ее несостоятельность. Всегда существовало и будет существовать множество различных цивилизаций. Многообразие является необходимым признаком бытия. Многообразие проявляется в живописи, языках и т.д. Многообразие является одним из признаком бытия, другим признаком является единство многообразия. Тезис о единстве многообразия был сформулирован довольно рано в духовной культуре людей. (Бог - отец, сын и святой дух).
Согласно идеи общечеловеческой цивилизации, все многообразие цивилизаций развивается так, что со временем все цивилизации достигнут одного общего состояния - общечеловеческой цивилизации. ЗЦ ЗЦ - Западная цивилизация
РЦ - Российская цивилизация
РЦ ВЦ ВЦ - Восточная цивилизация

На базе какой современной цивилизации происходит формирование общечеловеческой цивилизации. Некоторые авторы прямо отождествляют из-за политических соображений общечеловеческую цивилизацию с Западной цивилизацией, как наиболее развитой в настоящее время.
Идея общечеловеческой цивилизации несостоятельна:
1. Предполагает, допускает исчезновение многообразий цивилизаций. На философском языке это означает игнорирование диалектики единого и многого.
2. Все цивилизации зарождаются и достигают расцвета в разное время. Западная цивилизация начала расцветать в 16 веке. В 17 веке она достигла определенных результатов в связи с техническим прогрессом.
Арнольд Тойнби считал идею общечеловеческой цивилизации несостоятельной в научном плане.
Категория: Философия | Добавил: Wrecker (10 Мар 2012)
Просмотров: 1374 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
12 Май 2024
09:36


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz