Школа: Левкип, Демокрит, Эпикур. Атомизм (неделимый). Принципиальное отличие: атомы являются качественно однообразными элементами, кроме того, далее неделимы. Атомы однородны, но могут отличаться формой (многообразие вещей). Отличие от элеатов: движение не только возможно, а по сути, атрибут атомов. Для движения атомам нужна пустота, абсолютная пустота. Атомы бесконечно движимы вверх и вниз (есть абсолютный верх и низ). Их траектории предопределены заранее. Атомы могут сталкиваться и менять траектории. Природа случайного. Что не имеет причин - чудо. Отсутствие цели (нет причинно-следственной связи). Случайность - пересечение причинно-следственных рядов. Левкипп Единственное, что существует, - атомы и пустота. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Существование пустоты делает возможным движение атомов. Эпикуp не согласен с тем, что все предопределено. Атомы могут свободно отклоняться от этой траектории. Таким образом, случайность внутренне присуща миру, мир построен вероятностным образом. Познание - понимание самого процесса. Демокpит отрицает за случайностью онтологический статус (мы не можем до конца вычислить траекторию – гносеологический феномен). Миp построен однозначным образом. К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов, и тяжесть. Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми. Материя, по Демокриту, бесконечна. Движение присуще атомам и передается столкновением, является основным источником развития. Движение никогда не было сообщено атомам, оно является основным способом их существования. Процесс начинается на основе органов чувств, поскольку все вещи состоят из атомов, даже души. Процесс познания связан с восприятием окружающего мира. Знания связаны с нашими органами чувств - мы воспринимаем лишь внешнюю сторону веществ, а не их структуру. Все определяется взаимодействием субъекта с объектом. Две степени познания: опытное (чувственное) знание и теоретическое знание. Этика Демокpита создает модели поведения человека на основе автономии. Дружба - главное, а любовь уже обременяет - детей лучше заводить по дружбе. Богатство и бедность (как бы ты не был богат, все богатство не соберешь, а если ты беден, то есть кто-то еще беднее).