Проблема соотношения движения и покоя у досократиков
Эгейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс (флотоводец). Идея о первоначальной сублимации. Бытие едино и неделимо. Выступают против множественности вещей. Идея об иллюзорности движения. Мир неподвижен в своей основе. Бесконечная делимость пространства и времени. Движение в принципе невозможно. Рассматривали понятие бытия как такового. (Мыслить бытие нельзя, нельзя мыслить вообще). Мысль атенциальна, всегда на что-то направлена. Можно представить мир как что-то являющееся в единственном экземпляре, единственное. Существует два принципиальных вида знания. Есть знание на уровне мнения - докса (истин столько, сколько людей). Эпистеме - знание на теоретическом уровне (с этим согласны все, если приобщиться). Эгейская школа противостоит Гераклиту (понимание движения), Милейской школе (множественность движения), системе Демокрита. Парменид. Делает весьма резкое различие между подлинной истиной, являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением. Из действительного мира Парменид полностью исключает движение. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. Зенон. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Он однозначно отстаивал позиции единства, целостности и неизменности сущего. Движение не может ни начаться, ни закончиться. Апории Зенона: 1. Апория дихотомии - неподвижность и неделимость бытия. 2. Апория “Ахил и черепаха”. 3. Апория “стрела” - невозможность движения в принципе. Движение рассматривается не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения. Мелисс. Бытие является не только единым и не ограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным (никакого движения в принципе нет). Пифагорейцы: акусматики (послушники, бездоказательное обучение), математики (вторая ступень, дозволена аргументация). Обpаз жизни определялся традициями. Пpинцип всех вещей - числа. Евклид: единица есть то, через что каждое сущное считается единым. Начало числа - единое или единица (монада). Единое выше множественности, оно начало определенности. Неопределенное непознаваемо. Сама вещь - это материалистическая оболочка. Попытки связать геометрию и арифметику. Пpи движении планеты издают звуки. Гипотеза о геоцентрическом строении Вселенной. Земля и Луна все вpемя движутся. Все вращается вокруг центрального мирового огня. Пифагорейцы верили в переселение душ. Отличительная особенность этих школ - это их стремление найти первоначало, аpхе. У пифагорейцев идеальное начало число. Эгейцы: статичность мира. Школа Эмпедокла. Hаличие нескольких равноправных аpхе: земля, воздух, вода, огонь. Сами первоначала - материальные. Движущие силы - любовь, вражда - идеальные начала. В зависимости от того, какое начало доминирует, то и происходит. Любовь объединяет землю, воду, огонь, воздух - космос. Равновесие динамическое. Когда любовь достигает высшей точки, начинается спад и нарастает ненависть - коллапс, разброс - мир распадается на первоначала. Развитие идет путем мягких переливов. Анаксагор. Анаксагор: небесные светила являются кусками камня и железа. Светила - естественные объекты. Изобрел мысленный эксперимент (необходимо создать самые правдоподобные абстракции из всех возможных). Частицы материи делимы до бесконечности, из них состоит все многообразие вещей. Их нельзя пощупать, понюхать. Идея: нет ничего элементарного, но есть имена - (гомеомерии), о них можно говорить как об исходных объектах. Все многообразие вещей проявляется на макроуровне, на микроуровне все есть во всем. Соединение осуществляет мировой разум - нус. Нус действует только в исключительных случаях (приближается к идее первоначала).