1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ Понятие личности является одной из фундаментальных проблем философской антропологии. Вопросы, рассматривающиеся в рамках данной темы, в той или иной мере затрагивают каждого человека: что такое человеческое «Я»; является ли личность врожденной характеристикой или она формируется в процессе развития индивида; когда происходит «рождение личности» в человеческом обществе; можно ли объективно познать самого себя и как развивается самосознание личности; каковы ее основные характеристики и можно ли создать теоретическую модель структуры личности; какова диалектика личности и общества; чем определяется степень свободы и мера человеческой ответственности? Ответы на данные вопросы на уровне обыденного сознания существенно отличаются от научного подхода к проблеме личности. В практике повседневного общения понятие «личность» используется неоднозначно. Наиболее часто оно характеризует либо отдельного человека, индивида, либо человеческую индивидуальность. Своими корнями этот термин восходит к слову «личина», т. е. маска, которую надевал древнегреческий актер. Позднее им стали именовать самого актера или его роль. Теоретически загадкой человеческого «Я» занимается множество областей знания: философия, социология, психология, физиология, медицина, педагогика. Чрезвычайная сложность и многогранность личности как объекта исследования породила не только целый «букет» наук о человеке, но и многообразие подходов к проблеме в сфере философского знания. В истории философии можно обнаружить самое разное понимание личности: как сознания и самосознания человека, его души, индивидуальности, воплощения субъективности, микрокосма, совокупности социальных ролей, субъекта деятельности, «единицы» в системе общественных отношений и т. д. Наблюдается и терминологическое разнообразие. При характеристике человека наряду с термином «личность» используются и такие абстракции, как «индивид», «Я», «эго», «самость», «индивидуальность», «душа», зачастую в тождественном понятию личности значении. Все многообразие философских подходов к данной проблеме можно сгруппировать в четыре основных трактовки личности, которые условно обозначаются как антропологическая, социологическая, экзистенциально-психологическая и религиозно-персоналистическая. Названные подходы отражают ведущие тенденции в интерпретации человеческой личности, но не являются жесткой классификацией, так как многие философские системы сочетают в себе несколько перечисленных позиций. Антропологический подход представляет собой сведение понятия личности к индивиду – отдельному представителю человеческого рода Homo sapiens. В истории философии данная трактовка связана с именем Л. Фейербаха, который в работе «Основы философии будущего» (1843 г.) утверждал, что человек есть прежде всего часть природы, т. е. существо биологическое, и свойства его неизменны. Поэтому сущность человека не есть его самосознание, как считал Гегель. Фейербах игнорировал также связь личности с социальной средой, абсолютизируя в человеке его родовую сущность, «немую всеобщность» (Маркс). В современной философии в чистом виде взгляд на человеческую личность с позиций абстрактного антропологизма встречается крайне редко. Социологический подход акцентирует внимание на социальной обусловленности личности, характеризуя ее как продукт и объект общественных отношений и при этом зачастую противопоставляя социальную и психологическую характеристики человеческого «Я». Полемизируя с Фейербахом, К. Маркс определил сущность человека как «совокупность всех общественных отношений» [6. С. 3]. Марксистская социология и философия и сегодня рассматривают человеческую личность прежде всего в контексте ее поведения в обществе, исполнения ею ряда социальных ролей. К этому же подходу можно отнести и социологическую школу Э. Дюркгейма, сформировавшуюся во Франции в конце Х1Х в. Представители данного направления в своих трудах исходили из принципа социальной детерминации человеческой психики. Например, сам Дюркгейм в работе «Самоубийство» (1897 г.) стремился показать зависимость поведения отдельно взятой личности от коллектива даже в таком сугубо индивидуальном феномене, как факт лишения себя жизни. Экзистенциально-психологический подход абсолютизирует уникальность и неповторимость психического мира каждого человека, его сознание и самосознание, отождествляя понятия личности и индивидуальности. Личность выступает здесь как совершенно самостоятельная духовная целостность, рассматриваемая безотносительно к ее общественному статусу и социальным функциям. Э. Фромм выразил данную позицию в работе «Человек для самого себя» следующим образом: «Под личностью я понимаю целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным» [14. С. 53]. Наиболее ярко и выразительно идея уникальности человеческого «Я» отражена в трудах экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю). Признавая важнейшей характеристикой «самости» свободу, философы существования выступили против «овеществления», объективации человека в мире, создающих «неподлинность» его бытия: поступая «как все», он растворяется в толпе, утрачивает свою индивидуальность. Религиозно-персоналистический подход есть понимание личности как центрального онтологического элемента мира, основного бытия («субстанциального деятеля»). Все остальное: и отвлеченные идеи, и реальные процессы – есть «нечто производное от активности потенциально-личных и действительно-личных деятелей» [5. С. 284]. По мнению Н. А. Бердяева, личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование сверхличных ценностей, духовного мира, т. е. Бога. Поэтому личность стоит выше государства, нации, человеческого рода или природы. «Личность создана Божьей идеей и свободой человека», – писал философ в работе «О назначении человека» [1. С. 63]. Это понятие аксиологическое, оценочное, т. е. можно говорить, что один индивидуум есть личность, а другой – нет. Представители западноевропейского персонализма уделяли большое внимание вопросу развития личностного начала в человеке, его нравственного воспитания, рассматривали личность как главную «заботу» человеческой цивилизации. Каждый из перечисленных подходов абсолютизирует какую-либо одну сторону проблемы личности и, следовательно, ограничен, но одновременно по-своему правомерен. В связи с этим при характеристике понятия личности целесообразно совместить некоторые из них (например, социологический и психологический подходы) и рассмотреть личность как единство сознания и поведения каждого конкретного человека, включающее в себя индивидуально-неповторимые, социально-специфические и общечеловеческие характеристики. «Человек» – понятие, характеризующее биологический вид Homo sapiens, в целом, с точки зрения его необходимых и существенных свойств в отличие от других биологических видов (наличие сложно организованного мозга, общественный образ жизни, способность к творческой деятельности, функционирование сознания, самосознания и членораздельной речи); термин «индивид» обозначает конкретного представителя человеческого рода; «личность» – это свойство индивида, приобретаемое им в процессе его взаимодействия с социальной средой и человеческой культурой. Как замечал академик А. Н. Леонтьев, индивид рождается, а личность формируется, т. е. личность – продукт более позднего развития, причем и в онтогенетическом, и в филогенетическом отношении [см. 4. С. 93]. После появления на свет индивид приобретает разнообразные навыки практической деятельности, знания и убеждения, ценностные ориентации, умение общаться и критически оценивать самого себя, включается в общественные отношения, приспосабливается к многообразным социальным функциям и т. д. Иными словами, у индивида формируется «общественное лицо». Личность – это социально-психологическая характеристика человека, отражающая особенности его сознания и характер его деятельности. Психологическое и социальное в человеке неразрывны: с одной стороны, поведение, как правило, носит осознанный характер, с другой – сознание социально обусловлено и само является особого рода деятельностью. Процесс интеграции индивида в общество, вхождения в социальную среду, в результате которого им приобретаются различные социальные роли и функции, усваиваются элементы культуры, нормы и ценности, называется социализацией индивида. Фактически это есть процесс формирования личности. Социализацию человека можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В первом случае речь идет о становлении человека в филогенетическом аспекте, т. е. в ходе его исторического развития, всего процесса «очеловечения человека», во втором – о формировании каждой отдельной личности. Эти процессы взаимосвязаны между собой, поэтому изучение исторического развития человечества, имеющее огромное самостоятельное значение, важно и для понимания процесса социализации индивида. В теории социализации (в узком смысле), которая начала разрабатываться в отечественной философской и социально-психологической литературе в 70-е годы нынешнего столетия, выделяют следующие аспекты проблемы: содержание процесса социализации: что такое социализация индивида, каковы ее важнейшие составляющие; этапы социализации: последовательность, стадиальность и временные рамки данного процесса; механизмы и факторы социализации: как и под воздействием чего формируется личность. С точки зрения содержания, процесс овладения индивидом всем многообразием социального опыта можно свести к следующим моментам: социальное познание: освоение предметной культуры человечества, навыков практической деятельности, приобретение профессии; социальное общение: овладение способами межличностного общения, приспособление к ролевым функциям, поиск своего места в социуме; духовное становление: гармоничное развитие всех способностей личности, формирование системы ценностей, жизненных установок. Одним из существенных аспектов теории личности является вопрос о последовательности и стадиальности процесса социализации, возможности установления его временных рамок. Наиболее распространенной является точка зрения, что процесс социализации нельзя ограничить какимлибо возрастом, ибо с социальной средой человек взаимодействует на протяжении всей своей жизни и, следовательно, в той или иной мере испытывает на себе ее влияние. Что касается этапов социализации, то большинство исследователей подчеркивают последовательность данного процесса, но понимают ее по-разному. Некоторые авторы выделяют три этапа формирования личности: освоение системы социальных отношений и норм, установление межличностных связей, духовное обогащение [см. 9. С. 169–170]. Другие, также говоря о трех периодах социализации, формулируют их несколько иначе: усвоение правил социального поведения, нахождение своего места в социальной реальности, активное и творческое взаимодействие с социальным миром [см. 8. С. 205] Однако попытки выстроить временную последовательность социализации индивида выглядят искусственно. Все перечисленные аспекты являются не ступенями процесса социализации, а показывают ее важнейшие содержательные компоненты, формирование которых происходит более или менее одновременно и представляет собой единый процесс становления личности как социальной единицы, субъекта общественной деятельности. Социализация осуществляется под воздействием общества в соответствии с нормами и эталонами, заданными человеку извне. Факторами социализации, под влиянием которых осуществляется названный процесс, выступают различные социальные институты: семья, система образования, государство, армия, различные общественные организации, формальные и неформальные группы, средства массовой информации. К механизмам социализации можно отнести соци- альную адаптацию, т. е. приспособление человека к внешним условиям его жизнедеятельности, и интериоризацию – включение социальных норм, ценностей, эталонов человеческого поведения во внутренний мир личности. И в том и в другом случае работает множество психологических механизмов, осуществляющих процесс овладения социальным опытом: подражание, убеждение, заражение, обучение, идентификация, мода, внушение, лидерство и т. п. Подчеркивая социальную обусловленность личности, следует отметить, что в процессе социализации индивид не является лишь пассивным объектом внешнего воздействия. Человек активен и относительно автономен, иными словами личность не растворяется в общественной среде, а существует в ней как самостоятельная единица. Характер включения социальных норм во внутренний мир человека (какие ценности культуры усваиваются или отвергаются, как и какие социальные роли и функции выполняются, какая выбирается профессия, каким образом и с кем осуществляется общение) зависит не только от социальной среды и генетически унаследованных особенностей индивида, т. е. внешних и внутренних обстоятельств, в равной мере не подвластных желаниям индивида. В значительной мере формирование личности определяется свободным и сознательным выбором того или иного варианта поведения, системы ценностей, стиля общения, что позволяет говорить о самодетерминации и, следовательно, ответственности личности. Таким образом, личность связана с обществом противоречивым взаимоотношением обусловленности и автономности, она есть и объект, и субъект социального взаимодействия. Поэтому как известная марксистская формула «Человек – это то, что из него делает общество», так и экзистенциалистское положение «Человек – это то, что он делает из себя сам», представляются односторонними. Фактически одновременно осуществляется два взаимосвязанных процесса – социализации и индивидуализации. Наряду с формированием «социального лица» индивида, происходит процесс обособления человека, развития у него индивидуально-личностных начал. Индивидуальность – свойство личности, характеризующее то специфическое, что отличает одного человека от другого, включая как биологические, так и социально-психологические особенности, унаследованные или приобретенные. Это своеобразный комплекс способностей и жизненных установок человека. Индивидуальность является общеисторическим свойством личности. Рост индивидуальной вариативности психики и поведения является объективной филогенетической тенденцией. Уже в ходе эволюции биосферы возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Чем выше уровень организации живого существа, тем сложнее его жизнедеятельность и сильнее различаются особи одного и того же вида. У человека индивидуально-природные различия дополняются социальными, а затем и индивидуальноличностными различиями. Другими словами, исторически человек сначала выступает как особь, затем – как соци- альный индивид и, наконец, как личность [см. 3. С. 38–39]. В онтогенетическом плане он в определенной мере повторяет эту эволюцию. Процесс индивидуализации внутренне противоречив. С одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность вне общества, помимо социокультурной среды, в этом смысле он не свободен от общества, в котором живет. С другой – он не сможет развить индивидуальные черты, если будет слепо приспосабливаться к требованиям культуры, в таком случае формируется конформист, т. е. человек, подобный другим, лишенный индивидуальности. Противоречие разрешается, если вспомнить, что личность есть и объект, и субъект общественных отношений. Именно через многообразные виды социальной деятельности общество детерминирует личность, формирует социально-значимые характеристики человека, а личность проявляет свою неповторимость и социальную ценность. Таким образом, личность – это понятие, которое характеризует каждого человека как систему социально-психологических качеств, формирующихся на протяжении всей жизни индивида под воздействием социальной среды и реализуемых в различных видах общественной деятельности. Важнейшими среди этих качеств являются: разумность (сознание и самосознание), индивидуальность, система ценностных ориентаций и жизненных установок, занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли, свобода и относительная самостоятельность по отношению к обществу, ответственность за свои поступки.