Философия(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия —это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философиюможно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии —увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится:на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: — учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); — о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); — учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); — теорию познания; — проблемы теории познания и творчества; — этику; — эстетику; — теорию культуры; — свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии. Предмет философии— все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение— это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. Функции философии: — мировоззренческая функция(связана с понятийным объяснением мира); — методологическая функция(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); — прогностическая функция(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); — критическая функция(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); — аксиологическая функция(от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); — социальная функция(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия — это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: — философия— это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; — философия— это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; — философия— это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение— это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение может быть: — идеалистическим; — материалистическим. Материализм— философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи). Идеализм— философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества. Ценностные ориентации— система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей. Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической. Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий. Вера— один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку. Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу. Идеал— это мечта: — о совершенном обществе, в котором все честно; — гармонически развитой личности; — разумных межличностных отношениях; — нравственном; — прекрасном; — реализации своих возможностей на благо человечества. Убеждения— это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Убеждения составляют: — духовное ядро личности; — основу мировоззрения. Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле. Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании. Философия зародилась в очагах цивилизации: — Древней Индии; — Древнем Китае; — Древней Греции; — Древнем Риме. Родоначальниками философии принято считать: — Лао-цзы (Китай); — Кун-цзы (Китай); — Шакьямуни (Индия); — Заратустра (Персия); — Иеремия (Палестина); — Аввакум (Палестина); — Даниил (Палестина); — Фалес (Древняя Греция); — Анаксимен (Древняя Греция); — Анаксимандр (Древняя Греция). Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления. Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков: — от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика; — с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования. Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое. Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир. В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека. Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель. С самого начала в философии были заложены основы гуманизма— учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития. Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости. Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания. Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Философия — это учение о всеобщих принципах и законах развития природы, общества, познания и мышления. Философия в буквальном переводе — любовь к мудрости. Впервые слово «философия» употребил Пифагор, а ввел в общественное употребление Платон. Первые древнегреческие мыслители предметом изучения философии сделали природу — исследовали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку сделал Сократ, поставивший проблемы смысла человеческой жизни, смерти и др. После этого переворота у философии появилась двуединая задача — исследование мира и человека в их взаимоотношении, взаимосвязи. Философия: — теоретическое выражение получили в ней социальное самосознание людей, их общие ценности и идеалы; — явилась интегрированным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса цивилизации и культуры. Назначение философии: — создание целостного мировоззрения; — объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий; — учение об общих принципах бытия; — познание сущего; — исследование отношений человека к объективному миру и его места в этом мире. Отличительные особенности философии: — она является всеобщей и абстрактной; — в ней присутствует значительный ценностный компонент; — она призвана утверждать гуманистические идеалы (истину, добро, справедливость); — она рефлексирует духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности; — она является результатом самосознания всей культуры. Философия с точки зрения своего назначения является рефлексией. Рефлексия— своеобразное явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает ни с познанием, ни с самопознанием. Одной из самых важных особенностей философии является ее универсализм.Это означает, что лишь в философском анализе возможно фиксировать существование разных способов духовного освоения человеком мира, учитывать специфику каждого из них, сопоставлять категории добра и зла, истины и пользы и др., ставить вопрос об их природе. Основные проблемы философии: — объекта и предмета философии (объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве); — первоосновы мира (первая сторона главного назначения философии); — развития мира (диалектический и метафизический способы познания); — познания мира (определение объекта и субъекта познания, решение проблемы истины, роли практики); — человека и его места в мире (изучение мироздания, развития человеческой культуры). Структура философского знания: — онтология (философия бытия); — гносеология (теория познания); — логика (познание принципов мышления); — аксиология (учение о ценностях); — эстетика (изучение прекрасного); — антропология (исследование проблем природы, сущности человека); — праксеология (социальная философия).
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ Философия(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мифология —система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф— образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. Структура мифа: — познавательный компонент— миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.; — предписательно-побудительный компонент— принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы; — практический компонент— миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: — как возник мир; — как он развивается; — что такое жизнь; — что такое смерть и др. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение— система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное. Религия— мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание. По Канту, религия— это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Вера дается Богом человеку: — через воспитание в условиях религиозной семьи; — обучение в школе; — опыт жизни; — силу разума, постигающего Бога через проявление его творений. Свобода религиозных убеждений— одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.
6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК Язык —это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык— символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка— это слова и предложения, а также составленные из них тексты. В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции: — первая — философия имени(вещь — сущность (идея) — имя (слово), слово именует вещь и сущность); — вторая — философия предиката (предикат— языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката— это философия высказываний, обладающих функцией истинности); — третья — философия ценностных установок(предполагает ценностные установки личности). Язык обладает: — обозначающей функцией— слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет; — коммуникативной функцией— предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию; — общественной природой— это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык— это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме — индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом. Метаязыкомназывается язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком.Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация.Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера. Язык философии —это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди. Философия языка —исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры. Философия языка охватывает:историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка. Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями: — возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка; — стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: — служить средством общения; — служить орудием мышления. Логику языка образует его грамматика, смысл языка — его семантика, а практическое значение языка — прагматика. В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира. Кроме естественных, в мире есть и искусственныеязыки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто. В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки. Формализованные языки —это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.
7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Наука— это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философияявляется учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: — является ли философия наукой; — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; — соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философиинельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук— конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: — на первоначальные позиции ученого; — его отношение к миру и познанию; — на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Философия и вненаучное знаниеВненаучное знание можно разделить: — на заблуждения,связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; — отношение философии и паранауки,некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают: — эмпирический уровень исследования —направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; — теоретический уровень исследования —сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки— это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура— совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: — нравы и обычаи; — язык и письменность; — характер одежды, поселений, работы; — постановка воспитания; — экономика; — военное дело; — политическое и государственное устройство; — наука; — техника; — искусство; — религия; — все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.). В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон: — как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества; — как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация— это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры. Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны. Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности. В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык. Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий). Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности: — духовнойкультуры (мифологии, религии, искусства, философии); — социальнойкультуры (нравственной, правовой, политической); — технологическойкультуры (технической, научной, инженерной). Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру.Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия— одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века. Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия. С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия. В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например: — конечен или бесконечен мир; — существует ли абсолютное, окончательное знание; — в чем человеческое счастье; — какова природа зла. К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные: — какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации; — как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля; — как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы; — как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества; С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией. Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения: — для лучшей ориентации в своей специальности; — для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей. Предметом философских размышлений всегда были: — природный и общественный мир; — человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом. Своеобразие философии сказалось в характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей. Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии: — обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний; — открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия; — прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.