Пятница, 08 Ноя 2024, 16:00
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Экономическая социология

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
В основе оборота громадной массы экономических ценностей в системе рыночного обмена (благ, услуг, информации и т.д.) и их трансформации друг в друга лежат многочисленные и раз-нокачественные по характеру и содержанию, циклично возобновляющиеся индивидуальные, групповые и массовые акты поведения. Они реализуются для удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей своей части, опосредованным образом .
Экономическое поведение – это система специализированных социальных действий, кото-рые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограничен-ных экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.
Как мы уже отмечали, экономическое поведение как социальный феномен является предме-том изучения, как экономической науки, так и социологии. Естественно, что ракурс теоретиче-ского и эмпирического анализа в первом и втором случае существенным образом отличается. В первом случае внимание акцентируется, прежде всего, на том, «какие из редких производитель-ных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия изби-рают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоя-щем и будущем...» . Другими словами, экономическая наука анализирует производство, мето-ды организации ресурсов и распределение богатства на основе объяснения влияния «чистых» экономических переменных друг на друга, вынося так называемые неэкономические компонен-ты за скобки .
В свою очередь социология, выходя за рамки строго заданных категорий экономической науки, акцентирует свое внимание на факторах, условиях, институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые тем или иным образом реализуют свои конкретные экономические интересы. Предметом внимания социолога являются модели социального поведения, связанные с реализацией принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, организационных, финансовых, информационных и других).
Каждый социальный субъект, независимо от статуса, постоянно (прямо или косвенно) включается в различные секторы хозяйственной жизни общества на различных уровнях его организации и в той или иной степени является активным или пассивным участником процессов движения и трансформации экономических ценностей. Последние он создает (производит), потребляет, присваивает, извлекая из этого конкретную пользу (выгоду) в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами. Реализуя множество циклично возобновляющихся социальных действий, он сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяет и оценивает свое участие в системе оборота экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывает и обосновывает свои затраты и выгоды.
Ожидаемым результатом экономического поведения являются различные выгоды (возна-граждения) за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономиче-ских ресурсов. Следует отметить, что множество других видов социального поведения также можно рассматривать в терминах затрат и возмещений (выгод), однако в строгом смысле они не могут относиться к категории экономических. Прежде всего, это связано с тем, что в их струк-туру и содержание не включены определяющие специфику экономического поведения так называемые простые и сложные элементы народнохозяйственной жизни. Они имеют стоимост-ное, натуральное и комбинированное (стоимостное и натуральное) выражение .
Еще раз подчеркнем, что довольно часто в силу тех или иных методологических ограниче-ний упускается из виду, что вышеуказанные простые и сложные элементы хозяйственной жизни включаются в систему рыночных связей и отношений через конкретные действия людей. Люди, если так можно выразиться, приводят рыночные элементы в активное состояние, инициируют их, преследуя при этом свои собственные намерения и интересы. Это с одной стороны. С другой – сама природа используемых людьми рыночных элементов, в том числе различных благ, услуг, средств достижения экономических целей, лимитирует, нормирует и алгоритмизирует специфику и порядок их социального поведения. Оно находится в более или менее строгой зависимости от: функционального назначения этих элементов; структуры их взаимосвязей; конкретных параметров той рыночной среды, в которой эти элементы функционируют; социальных механизмов и институтов, которые регулируют воспроизводство и трансформацию различных хозяйственных элементов друг в друга.
Таким образом, в основе социального поведения экономического типа лежат многообразные системы норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов и являющихся обязательными или желательными для всех легально действующих экономических субъектов. Эти нормы и правила могут быть закреплены: юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в обычаях и традициях обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов. Так закрепляются, например, нормы и правила обращения с деньгами (купли-продажи, инвестирования, кредитования, обращения ценных бумаг и др.).
Совокупность норм и правил экономического поведения в одних случаях может быть очень развита и закреплена во всей возможной полноте в специальных законодательных актах, в дру-гих – она может не регламентироваться актами государственно-юридического регулирования, а отражаться в обычном естественном праве, социальных привычках или стереотипах. Однако, независимо от степени развитости социально-экономических норм, они определяют исходный, стартовый порядок и допустимые пределы социального поведения (например, как в шахматной игре) для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально воз-можных и легально допустимых выгод. В пределах этих рамок и ограничений они, в зависимо-сти от своих целей, намерений, способностей, опыта и компетенции, могут строить многообразные комбинации рыночных элементов и связанных с ними решений и действий.
Таким образом, структура экономического поведения идентична структуре социального обмена, но, естественно, имеет свою специфику. К наиболее общим элементам, без которых экономическое поведение не может быть реализовано, относятся экономические субъекты, ис-пользуемые ими ресурсы, выгоды (предметы) от их использования, а также экономическая сре-да, определенные нормы и правила экономического поведения. При этом интересы субъектов лимитируются объективными функциями обращающихся ресурсов, а также правилами и нор-мами, закрепленными в соответствующих социально-экономических институтах и механизмах их реализации.
Универсальным ядром мотивации субъектов экономического поведения является формула – максимум вознаграждения путем минимума затрат. Очевидно, что любой рационально мыс-лящий экономический субъект ориентирован на выгоды (вознаграждения) в процессе затрат собственных ресурсов и на минимальные издержки, в противном случае инициация различных экономических действий была бы маловероятна. Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения на различных этапах реализации поставленных целей. К основным из этих ограничений относятся:
• качественные и количественные характеристики исходных экономических ресурсов, как материальных, так и нематериальных (информации, компетенций и др.), обусловливающих неравенство стартовых условий одних субъектов по отношению к другим;
• статусы субъектов экономического поведения (индивидуальных или институциональных), которые определяют возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, сек-торам рынка, услугам, информации, а также степень доверия потребителей;
• противодействие конкурентов, которые стремятся достичь аналогичных результатов. В связи с этим происходит столкновение их интересов: при распределении исходных ресурсов и контроля над ними, или доступа к ним; при формировании относительно самостоятельных секторов рынка, где эти ресурсы могут обращаться; при выборе партнеров и потребителей тех или иных товаров и услуг и т.п.;
• инфраструктурные, часто очень разнокачественные факторы, относящиеся к состоянию так называемой внешней среды и складывающихся внутри нее конъюнктурных ситуаций, кото-рые для одних субъектов могут быть благоприятными, а для других – нет;
• неопределенность в отношении путей и способов достижения успеха.
Сам факт неравенства экономических ресурсов, находящихся в пользовании тех или иных субъектов, обусловливает их отношение друг к другу. Неравенство порождает и предполагает стремление к выравниванию шансов, т.е. к минимизации преимуществ тех, кто ими в данный момент обладает, со стороны тех, кто ими не обладает, что является мощным мотивом экономи-ческой активности. Существуют различные варианты выравнивания шансов:
• форсирование личностных ресурсов, если для этого имеются потенциал, возможности и по-зитивная мотивация (например, повышение компетенции);
• создание нестандартных комбинаций и ситуаций, не учитываемых субъектом, обладающим временным преимуществом;
• получение нового шанса за счет доступа к редкому ресурсу, использование которого мини-мизирует преимущества других;
• привлечение на свою сторону партнеров, заинтересованных в объединении (интеграции) собственных ресурсов с целью их противопоставления более удачливому конкуренту и т.п.
Каждый в той или иной степени автономный субъект экономического поведения может реализовывать целый ряд функций, например, производителя и потребителя, кредитодателя и кредитора, арендодателя и арендатора. Он может быть относительным или абсолютным пользователем тех или иных экономических ресурсов, передавать их на договорной основе в возмездное или безвозмездное пользование и т.п. Однако отдельный субъект в сложившейся системе разделения труда, как правило, не может одновременно выполнять несколько функций воспроизводственного цикла с одинаковой компетентностью и интенсивностью и вынужден специализироваться. Эта специализация, в конечном счете, и определяет экономический, социальный, правовой и профессиональный статусы субъекта.
В свою очередь параметры экономического поведения в рамках какой-либо специализиро-ванной функции также варьируются в громадном диапазоне форм, что обусловливается:
• характером экономических ресурсов, запускаемых в рыночный оборот;
• способами получения выгоды от их обращения;
• степенью и факторами риска, которые оказывают воздействие на достижение положительного результата;
• длительностью циклов «затраты-возмещения»;
• точностью расчета (калькуляции) ожидаемого и планируемого результата;
• способами распределения дохода;
• числом участников, включенных в процесс обращения ресурсов;
• ареалами и границами их пространственно-временной локализации;
• степенью легальности совершаемых экономических операций и действий и т.д.
Раскроем некоторые из этих условий более подробно.
Особенности экономического поведения в зависимости от используемых ресурсов.
Как мы уже отмечали, функциональные, технологические и прочие характеристики эконо-мических ресурсов, находящихся в обороте, определяют режим и метод максимизирующих дей-ствий, в структуре которых они (ресурсы) выступают как средства достижения конкретного ре-зультата. Наметим основные направления «ресурсной» специализации экономического поведе-ния в основных фазах воспроизводственного экономического цикла и для наглядности более подробно раскроем ее на примере фазы обмена.
Применительно к фазе производства можно говорить, например, о технологической специализации материально-технических компонентов труда, которые детерминируют определенный метод их применения, отражающийся в специализации рабочей силы (ее квалификации и компетентности). Последняя сама по себе также является специфическим экономическим ресурсом, который определяет содержательные и функциональные характеристики трудового поведения, методы и режимы его максимизации.
Применительно к фазе распределения можно рассматривать такие ресурсы («невидимые ак-тивы») как права собственности, экономические и иные статусы и технологии их использова-ния. Мы имеем в виду различные функционально-поведенческие программы использования этих прав, статусов и их комбинаций, которые обеспечивают степень доступа к различным эко-номическим ресурсам, распределение полномочий и преимуществ владения, пользования и рас-поряжения ими.
Применительно к фазе потребления диверсификация экономического поведения может за-висеть от способа распределения благ и присвоения их полезных свойств (частные, коммуналь-ные, корпоративные, общественные и другие блага), от «нормативного» времени присвоения полезных свойств благ (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное присвоение), от цены благ и т.п.
В фазе обмена также выделяются разнообразные технологии совершения обменных опера-ций, обладающих узко специализированным набором функций, которые требуют определенной компетенции. Специализация осуществляется, например, по предмету и объекту обмена, по способам их организации во времени и пространстве, по методам перераспределения выгод и издержек между партнерами, контроля над их деятельностью, закрепления обязательств и от-ветственности. Следовательно, конкретная операция обмена на самом деле может представлять собой множество дискретных операций и цепочек обмена.
Для того чтобы показать поведенческую сложность операции обмена, достаточно сказать, что ей предшествует процесс поиска информации о приемлемых условиях обмена (с помощью средств массовой информации, информационных агентств, собственно посредничества) и за-ключение контрактов (сделок), которые также весьма специализированы. Контракты подразде-ляются на следующие виды: купли-продажи товаров в их вещественно-материальной форме, купли–продажи услуг и купли–продажи творческой деятельности. В свою очередь, например, контракты по купле–продаже услуг включают: сделки по оказанию инженерно-консультационных и производственно-технических услуг; операции по аренде, оказанию тури-стических услуг; услуги по транспортировке грузов; услуги по банковским и расчетным опера-циям, рекламно-издательской деятельности, организации и участию в выставках, ярмарках, аук-ционах. Далее, к примеру, при транспортировке грузов могут оказываться услуги по перевозке, погрузке-разгрузке, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, страхованию товаров и гру-зов и т.д.
Самыми сложными (с трудом поддающимися вербализации на уровне здравого смысла) в рассматриваемом нами аспекте являются обменные операции, связанные с денежными потока-ми. Это же относится к экономическим действиям по взысканию исков, судебным и арбитраж-ным разбирательствам, связанным с толкованием ответственности сторон, распределением между ними выгод и издержек.
Таким образом, очевидно, что большинство экономических действий демонстрируют мно-гофункциональную и достаточно узкоспециализированную технологию максимизации выгоды, которая весьма конкретна и не может быть объяснена на основе общих принципов максимиза-ции. Об этом можно судить по основным параметрам экономических ресурсов, которые определяют специализацию различных моделей экономического поведения, а также конкретные способы максимизации выгоды. Чтобы убедиться в этом, приведем некоторые характеристики экономических ресурсов, находящихся в обороте.
1. Экономические ресурсы существуют в различной форме, в том числе в форме:
• материальных объектов (предметов, процессов);
• полезных социальных действий (услуг);
• идеальных объектов (идей, ценностей);
• обязательств (денег и других активов);
• прав собственности, статусов, привилегий;
• методов, технологий и средств достижения экономических целей;
• информации, способов ее кодирования и декодирования;
• компетенции, квалификации.
2. Экономические ресурсы обладают «дуальным» способом существования. Они функцио-нируют, во-первых, как некие полезные ценности, свойства которых не сопоставимы друг с другом. Во-вторых, – как товарные ценности, которые являются предметом эквивалентного обмена. Именно второе обстоятельство делает их сравнимыми друг с другом.
3. Экономические ресурсы в процессе обращения постоянно изменяют свои кондиции и ценностные свойства. Этому способствуют различные обстоятельства: изменяющиеся вкусы и потребности людей; физический износ; появление более эффективных заменителей; конъюнк-тура рыночных колебаний и т.д.
4. Экономические ресурсы являются «трансляторами» рыночного оборота. Во-первых, они постоянно «конвертируются» друг в друга. Во-вторых, они способствуют перманентному обме-ну выгодами между множеством людей. В-третьих, они обладают полифункциональными свой-ствами, то есть могут использоваться множеством людей.
5. Экономические ресурсы находятся в процессе постоянного включения и выключения из экономического оборота. Это объясняется изменением их ценности и тем, что они являются по-стоянным объектом и предметом процесса извлечения ценности в процессе хозяйственного по-требления.
6. Экономические ресурсы имеют различный статус существования во времени, т.е. имеют различные циклы существования – длительные, средние и короткие.
7. Экономические ресурсы имеют конкретный ареал своего обращения, то есть обращаются в относительно замкнутом рыночном пространстве и ориентированы на конкретную группу пользователей.
8. Функциональная программа экономических ресурсов может быть ориентирована на про-фессиональные и не профессиональные экономические действия.
Особенности экономического поведения в зависимости от способов получения выгоды (дохода, прибыли).
Выделим и рассмотрим наиболее репрезентативные способы получения выгоды от оборота экономических ресурсов.
Первый способ получения выгоды реализуется в условиях найма рабочей силы и определяет-ся величиной заработной платы субъекта экономического поведения. Это наиболее массовая форма дохода, которая дифференцируется в очень широком диапазоне значений. Однако ее об-щая особенность для всей категории занятых состоит в том, что индивид, являясь собственни-ком своих профессиональных способностей и опыта, на условиях контракта предлагает их тому или иному работодателю, конкурируя с другими собственниками рабочей силы на рынке труда.
Второй способ получения выгоды характерен для собственников всех других факторов про-изводства, производственного капитала, который под их контролем запускается в оборот с це-лью изготовления благ с различными потребительскими свойствами и их сбыта на рынке для получения прибыли. Очевидно, что и здесь режим максимизации и распределения выгод от оборота производственных ресурсов может быть очень разнообразным. Все зависит от того, кто контролирует и управляет собственностью: индивидуальный хозяин ресурсов, наемный мене-джер, внешние акционеры, внутренние акционеры (работники предприятия), государственные структуры или «конфиденциальные собственники».
Третий способ получения выгоды – экономическая рента – регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли за право доступа к ним и их использования другими лицами. Это своего рода плата за отчуждение экономического ресурса, находящегося в собственности лиц, не желающих или не умеющих максимизировать выгоду от его оборота.
Четвертый способ получения выгоды – доход от деятельности инвентора (новатора, пред-принимателя) , идущего на риск с целью внедрения новых идей, технологий, продукции, но-вых нестандартных решений.
Существуют и другие виды максимизации выгоды, в частности, связанные с предвидением и угадыванием будущих событий (прибыль в результате выигрыша, везения, например, в игре на фондовой бирже), прибыль, связанная с использованием монопольных или редистрибутивных эффектов (в том числе нелегальный бизнес), и т.д.
Особенности экономического поведения в зависимости от степени риска.
Все модели экономического поведения можно расположить на континууме от стандартных (ординарных, практически не рискованных) до нестандартных (инновационных, наиболее рис-кованных). Определим лишь полюса этого континуума.
Большинство субъектов экономического поведения действует в более или менее стандарт-ных (устойчивых) ситуациях и стремится избегать риска. Наиболее стандартным является по-требительское поведение, в системе которого реализуются циклические, много раз повторяю-щиеся модели действия. Как правило, любая потребительская ячейка (семья) имеет традиционно сложившиеся каналы, по которым она реализует свои интересы, то есть, действует в относительно устойчивом ареале, где риск минимален. Тем не менее, и здесь имеется риск (например, потребления недоброкачественных товаров и услуг), который может возрастать в связи с изменением определенных внутренних и внешних параметров. Так, в ус-ловиях инфляции (особенно для лиц с фиксированным доходом) увеличивается вероятность потерять доход, ценность накоплений, снизить стандарт потребления в связи с падением покупательной способности денег.
В противоположность стационарным видам экономического поведения вероятность небла-гоприятного исхода резко возрастает в предпринимательстве, которое характеризуется неопре-деленностью ситуаций и, как следствие, невозможностью до конца рационально определить оптимум затрат и возмещений. Неопределенность – постоянная спутница предпринимателя, однако, он всегда надеется, что однажды сделанная ошибка или понесенные убытки когда-нибудь будут компенсированы удачей.
Особенности экономического поведения в зависимости от длительности циклов «затраты–возмещения».
Различные модели экономического поведения (независимо от специализации ресурсов, за-пускаемых в оборот) как процессы, протекающие во времени и пространстве, имеют цикличную структуру и разделяются на две фазы: фазу затрат и фазу возмещений. В связи с тем, что значительная часть экономических действий (особенно предпринимательских) связана с риском и имеет вероятностный исход, можно условно выделить три основных варианта этих действий:
• симметричные действия, когда сумма затрат равна сумме получаемой выгоды (дохода);
• асимметричные действия с отрицательным доходом (убытком), когда сумма затрат больше получаемой выгоды;
• асимметричные действия с положительным доходом (прибылью), когда сумма затрат мень-ше получаемой выгоды.
Таким образом, полный цикл экономического поведения может быть прибыльным, равно-весным или убыточным, а его возобновление зависит от характера достигнутого результата. Если результат положительный, то цикл возобновляется и расширяется, если результат равновесный, то цикл дублируется, повторяется, если результат отрицательный, то цикл пре-кращается, гаснет.
Циклы экономического поведения в зависимости от ресурсов, и способов получения выгоды от их обращения существенным образом отличаются по длительности. В связи с этим можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные поведенческие циклы.
Краткосрочные циклы, как правило, реализуются в сфере потребительского поведения и различных видов розничной торговли. Среднесрочные циклы – в сфере оптовой коммерции, сельскохозяйственного производства, в малом бизнесе, связанном с мелкотоварным производ-ством и предложением услуг. Долгосрочные циклы реализуются в процессе вложений в интел-лектуальную собственность, в воспроизводство хозяйственных отраслей, в тяжелую промыш-ленность, в добывающие (первичные) отрасли, в различного рода крупный частный и государ-ственный бизнес.
Особенности экономического поведения в зависимости от точности расчета (калькуляции) планируемого и ожидаемого результата.
Известно, что любые экономические действия, ориентированные на определенную выгоду, могут быть реализованы при условии предварительного расчета (калькуляции) затрат, соверша-емых в процессе достижения цели. Этот расчет предполагает:
• построение временного масштаба планируемых событий, то есть определенной системы ко-ординат, в рамках которой должны быть отслежены все основные параметры процесса до-стижения цели ;
• учет всех наличных ресурсов, вовлекаемых в экономический оборот, и формирование системы обратной связи, которая дает возможность сопоставить планируемые и реально достигнутые результаты на различных временных стадиях, что позволяет осуществлять необходимую коррекцию совершаемых действий и перераспределять ресурсы в случае необходимости;
• перманентное построение баланса затрат и возмещений в процессе совершения тех или иных экономических действий;
• учет, насколько это возможно, случайных факторов, которые могут отрицательно повлиять на процесс достижения положительного результата, и создание резервного (страхового) фонда, позволяющего гасить их воздействие.
Вообще система расчета (калькуляции) будущего – это элемент целерационального эконо-мического действия, в системе которого оцениваются и учитываются факторы и условия буду-щего успеха. В идеальном случае расчет позволяет субъекту экономического поведения в каж-дый конкретный промежуток времени движения к цели предвидеть и ожидать определенный веер событий. Однако почти всегда встречаются отклонения от этого идеального случая, кото-рые отдаляют или делают невозможным (маловероятным) достижение планируемого результа-та.
Следует иметь в виду, что временные ресурсы, наличие времени, в течение которого можно сделать более или менее точный расчет (калькуляцию) будущих событий, весьма ограничено. Это связано с тем, что конкретная благоприятная ситуация, в рамках которой предполагается действовать, как правило, длится весьма недолго. Поэтому расчет успеха всегда ограничен тем промежутком времени, в течение которого предоставляется возможность организовать имею-щиеся в наличии ресурсы и совершить необходимые действия с целью достижения определен-ной цели. Если же лимит времени для подготовки, принятия и реализации решения исчерпан, то становятся бессмысленными любые действия, как бы они ни были хорошо обоснованы.
Таким образом, понятие планирования, изменения и времени неразрывно связаны между со-бой. Планируемое и совершаемое человеком действие обыкновенно бывает нацелено на дости-жение каких-либо изменений и поэтому может быть рассмотрено как зависящее от времени. Вообще вне времени человеческий ум не способен постичь сам смысл идеи существования и действия .
Говоря о калькуляции будущих событий, следует различать оперативные, тактические и стратегические расчеты.
В случае оперативной калькуляции будущих событий решение и следующее за ним действие практически не разделяются временным интервалом и ограничиваются рамками конкретной ситуации. Качество подобного рода решений и действий зависит как от быстроты реакции субъекта (развитости его интуиции, комбинаторики, оперативного мышления), так и от уровня его компетентности и опыта, а также количества и достоверности информации, накопленной им в прошлом.
На уровне тактических калькуляций решения и действия уже разделяются некоторым вре-менным интервалом, в течение которого можно просчитать альтернативы и комбинации буду-щих событий, а также создать некоторые благоприятные (оптимальные) условия для достиже-ния цели. Тактические расчеты характеризуются тем, что субъект может (имеет шанс) в рамках заданной ситуации и лимитов времени предвидеть некоторые последствия своих и «возмущаю-щих» действий, корректировать ошибки, избегать неоправданного риска, то есть ситуативно оптимизировать свои действия.
На уровне стратегических калькуляций решения и действия разделены большим временным интервалом. Стратегические расчеты характеризуются тем, что субъект экономического пове-дения еще не находится в рамках ситуации действия, поэтому он может создать систему кальку-ляции (планирования) будущего с максимальным учетом воздействия множества факторов, смоделировать ожидаемые процессы, провести эксперименты. Самое главное, что удачный стратегический расчет позволяет субъекту экономического поведения спрогнозировать и даже создать благоприятную ситуацию достижения успеха, то есть построить комбинацию основных факторов успеха и контролировать их относительно длительный промежуток времени.
Завершая краткое рассмотрение чрезвычайно важной и сложной проблемы калькуляции экономического поведения, еще раз подчеркнем, что точность деловых расчетов и калькуляций относительна и не уберегает нас от неопределенных и рискованных ситуаций, но это не уменьшает и не умаляет значения экономического измерения, которое позволяет ориентироваться в неясной перспективе будущих событий .
В настоящее время в социологической науке отсутствует общепринятая классификация ви-дов экономического поведения. С нашей точки зрения, это объясняется недостаточной разрабо-танностью самой категории «экономическое поведение», а также разнообразием теоретических макро- и микроподходов к анализу различных явлений и уровней экономической жизни обще-ства, их многомерностью и структурной сложностью.
Утверждение о том, что экономическая социология проводит линию на применение социо-логической теории и социологических исследований к комплексу явлений, связанных с произ-водством, распределением, обменом и потреблением экономических благ и услуг , служит лишь общей предпосылкой теоретических рассуждений по интересующему нас вопросу. Тем не менее, оно может быть принято в качестве наиболее простой схемы для дифференциации и социологического анализа экономического поведения.
Таким образом, можно выделить следующие основные виды экономического поведения, ре-ализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла: распределительное, производствен-ное, обменное и потребительское.
Следует отметить, что данная схема весьма условна, так как выделенные нами основные ви-ды экономического поведения очень часто не проявляются в чистом виде. Во-первых, это связа-но с тем, что субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, как правило, полифункцио-нальны. Они могут одновременно участвовать в производстве экономических ценностей (благ различного целевого назначения, услуг, информации), обмениваться ими, накапливать, потреб-лять, включать и исключать их из экономического оборота. Во-вторых, помимо основных моде-лей экономические субъекты реализуют множество других моделей и специализированных программ экономического поведения, обмениваясь ресурсами и информацией с рыночной средой, комбинируя их в соответствии со своей компетенцией, целевыми функциями, бюджетными ограничениями и другими возможностями. Эти же «неосновные» виды экономического поведения (например, предпринимательское, инвестиционное и др.) могут реализовываться более, чем в одной фазе воспроизводственного цикла. Так, предпринимательство как инновационный вид экономического поведения осуществимо, как минимум, в производственной и обменной фазах. В-третьих, очень многие социально-экономические процессы невозможно строго отнести к одной из четырех выделенных фаз. Например, трудно себе представить собственно потребительское поведение без его «подготовительной» части – без планирования покупок, поиска необходимой ценовой информации о товарах и других действий, которые формально мы должны отнести к фазе обмена.
В связи с вышеизложенным никакие классификации социально-экономических процессов и явлений, не могут быть абсолютно строгими. Тем не менее, постараемся кратко охарактеризо-вать выделенные в качестве основных виды экономического поведения, а также некоторые их модификации и разновидности.
Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Мера относительной редкости обращающихся товаров фиксируется в ценах, кото-рые устанавливаются в процессе взаимоприспособления различных рыночных элементов. Участники обменного поведения – это множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей. Следует подчеркнуть, что в дан-ном случае мы имеем в виду обмен в узком смысле в отличие от обмена в широком смысле – рынка, участниками которого являются все экономические акторы.
Дистрибутивное (распределительное) поведение соединяет рыночных субъектов с эконо-мическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы и способы их перераспределения от одного поль-зователя к другому. Рынок в этом смысле можно понимать как бесконечный процесс редистри-буции огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами. Фактически дистрибутивные модели – поведенческие проекции многоликого института соб-ственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними и получения выгоды от их оборота .
Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией мате-риальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соеди-нением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке. Очевидно, что это весьма упрощен-ная трактовка, которая не раскрывает полностью сложнейшего комплекса факторов, характери-зующих поведение различных экономических субъектов, выступающих в качестве товаропроизводителей (особенно крупных фирм и предприятий).
Потребительское поведение обеспечивает извлечение (абсолютное или относительное) экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовле-творения человеческих потребностей. Очевидно, что процесс потребления характерен для всех субъектов экономического поведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд.
Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать и другие мо-дели, входящие в их структуру: монетарные, инвестиционные, редистрибутивные, покупатель-ские, сбытовые, коммерческие, спекулятивные, маркетинговые, посреднические, конъюнктур-но-игровые, предпринимательские, ненормативные и ряд других. В процессе дальнейшего из-ложения мы дадим более содержательную интерпретацию некоторых из них.
Категория: Экономическая социология | Добавил: Wrecker (18 Мар 2012)
Просмотров: 5510 | Рейтинг: 1.5/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
16:00


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz