В основе оборота громадной массы экономических ценностей в системе рыночного обмена (благ, услуг, информации и т.д.) и их трансформации друг в друга лежат многочисленные и раз-нокачественные по характеру и содержанию, циклично возобновляющиеся индивидуальные, групповые и массовые акты поведения. Они реализуются для удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей своей части, опосредованным образом . Экономическое поведение – это система специализированных социальных действий, кото-рые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению ограничен-ных экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения. Как мы уже отмечали, экономическое поведение как социальный феномен является предме-том изучения, как экономической науки, так и социологии. Естественно, что ракурс теоретиче-ского и эмпирического анализа в первом и втором случае существенным образом отличается. В первом случае внимание акцентируется, прежде всего, на том, «какие из редких производитель-ных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия изби-рают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоя-щем и будущем...» . Другими словами, экономическая наука анализирует производство, мето-ды организации ресурсов и распределение богатства на основе объяснения влияния «чистых» экономических переменных друг на друга, вынося так называемые неэкономические компонен-ты за скобки . В свою очередь социология, выходя за рамки строго заданных категорий экономической науки, акцентирует свое внимание на факторах, условиях, институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые тем или иным образом реализуют свои конкретные экономические интересы. Предметом внимания социолога являются модели социального поведения, связанные с реализацией принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, организационных, финансовых, информационных и других). Каждый социальный субъект, независимо от статуса, постоянно (прямо или косвенно) включается в различные секторы хозяйственной жизни общества на различных уровнях его организации и в той или иной степени является активным или пассивным участником процессов движения и трансформации экономических ценностей. Последние он создает (производит), потребляет, присваивает, извлекая из этого конкретную пользу (выгоду) в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами. Реализуя множество циклично возобновляющихся социальных действий, он сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяет и оценивает свое участие в системе оборота экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывает и обосновывает свои затраты и выгоды. Ожидаемым результатом экономического поведения являются различные выгоды (возна-граждения) за те или иные действия, связанные с использованием и рекомбинацией экономиче-ских ресурсов. Следует отметить, что множество других видов социального поведения также можно рассматривать в терминах затрат и возмещений (выгод), однако в строгом смысле они не могут относиться к категории экономических. Прежде всего, это связано с тем, что в их струк-туру и содержание не включены определяющие специфику экономического поведения так называемые простые и сложные элементы народнохозяйственной жизни. Они имеют стоимост-ное, натуральное и комбинированное (стоимостное и натуральное) выражение . Еще раз подчеркнем, что довольно часто в силу тех или иных методологических ограниче-ний упускается из виду, что вышеуказанные простые и сложные элементы хозяйственной жизни включаются в систему рыночных связей и отношений через конкретные действия людей. Люди, если так можно выразиться, приводят рыночные элементы в активное состояние, инициируют их, преследуя при этом свои собственные намерения и интересы. Это с одной стороны. С другой – сама природа используемых людьми рыночных элементов, в том числе различных благ, услуг, средств достижения экономических целей, лимитирует, нормирует и алгоритмизирует специфику и порядок их социального поведения. Оно находится в более или менее строгой зависимости от: функционального назначения этих элементов; структуры их взаимосвязей; конкретных параметров той рыночной среды, в которой эти элементы функционируют; социальных механизмов и институтов, которые регулируют воспроизводство и трансформацию различных хозяйственных элементов друг в друга. Таким образом, в основе социального поведения экономического типа лежат многообразные системы норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов и являющихся обязательными или желательными для всех легально действующих экономических субъектов. Эти нормы и правила могут быть закреплены: юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в обычаях и традициях обыденной жизни, а также в функциональной программе самих рыночных элементов. Так закрепляются, например, нормы и правила обращения с деньгами (купли-продажи, инвестирования, кредитования, обращения ценных бумаг и др.). Совокупность норм и правил экономического поведения в одних случаях может быть очень развита и закреплена во всей возможной полноте в специальных законодательных актах, в дру-гих – она может не регламентироваться актами государственно-юридического регулирования, а отражаться в обычном естественном праве, социальных привычках или стереотипах. Однако, независимо от степени развитости социально-экономических норм, они определяют исходный, стартовый порядок и допустимые пределы социального поведения (например, как в шахматной игре) для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально воз-можных и легально допустимых выгод. В пределах этих рамок и ограничений они, в зависимо-сти от своих целей, намерений, способностей, опыта и компетенции, могут строить многообразные комбинации рыночных элементов и связанных с ними решений и действий. Таким образом, структура экономического поведения идентична структуре социального обмена, но, естественно, имеет свою специфику. К наиболее общим элементам, без которых экономическое поведение не может быть реализовано, относятся экономические субъекты, ис-пользуемые ими ресурсы, выгоды (предметы) от их использования, а также экономическая сре-да, определенные нормы и правила экономического поведения. При этом интересы субъектов лимитируются объективными функциями обращающихся ресурсов, а также правилами и нор-мами, закрепленными в соответствующих социально-экономических институтах и механизмах их реализации. Универсальным ядром мотивации субъектов экономического поведения является формула – максимум вознаграждения путем минимума затрат. Очевидно, что любой рационально мыс-лящий экономический субъект ориентирован на выгоды (вознаграждения) в процессе затрат собственных ресурсов и на минимальные издержки, в противном случае инициация различных экономических действий была бы маловероятна. Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения на различных этапах реализации поставленных целей. К основным из этих ограничений относятся: • качественные и количественные характеристики исходных экономических ресурсов, как материальных, так и нематериальных (информации, компетенций и др.), обусловливающих неравенство стартовых условий одних субъектов по отношению к другим; • статусы субъектов экономического поведения (индивидуальных или институциональных), которые определяют возможности достижения поставленных целей, доступ к ресурсам, сек-торам рынка, услугам, информации, а также степень доверия потребителей; • противодействие конкурентов, которые стремятся достичь аналогичных результатов. В связи с этим происходит столкновение их интересов: при распределении исходных ресурсов и контроля над ними, или доступа к ним; при формировании относительно самостоятельных секторов рынка, где эти ресурсы могут обращаться; при выборе партнеров и потребителей тех или иных товаров и услуг и т.п.; • инфраструктурные, часто очень разнокачественные факторы, относящиеся к состоянию так называемой внешней среды и складывающихся внутри нее конъюнктурных ситуаций, кото-рые для одних субъектов могут быть благоприятными, а для других – нет; • неопределенность в отношении путей и способов достижения успеха. Сам факт неравенства экономических ресурсов, находящихся в пользовании тех или иных субъектов, обусловливает их отношение друг к другу. Неравенство порождает и предполагает стремление к выравниванию шансов, т.е. к минимизации преимуществ тех, кто ими в данный момент обладает, со стороны тех, кто ими не обладает, что является мощным мотивом экономи-ческой активности. Существуют различные варианты выравнивания шансов: • форсирование личностных ресурсов, если для этого имеются потенциал, возможности и по-зитивная мотивация (например, повышение компетенции); • создание нестандартных комбинаций и ситуаций, не учитываемых субъектом, обладающим временным преимуществом; • получение нового шанса за счет доступа к редкому ресурсу, использование которого мини-мизирует преимущества других; • привлечение на свою сторону партнеров, заинтересованных в объединении (интеграции) собственных ресурсов с целью их противопоставления более удачливому конкуренту и т.п. Каждый в той или иной степени автономный субъект экономического поведения может реализовывать целый ряд функций, например, производителя и потребителя, кредитодателя и кредитора, арендодателя и арендатора. Он может быть относительным или абсолютным пользователем тех или иных экономических ресурсов, передавать их на договорной основе в возмездное или безвозмездное пользование и т.п. Однако отдельный субъект в сложившейся системе разделения труда, как правило, не может одновременно выполнять несколько функций воспроизводственного цикла с одинаковой компетентностью и интенсивностью и вынужден специализироваться. Эта специализация, в конечном счете, и определяет экономический, социальный, правовой и профессиональный статусы субъекта. В свою очередь параметры экономического поведения в рамках какой-либо специализиро-ванной функции также варьируются в громадном диапазоне форм, что обусловливается: • характером экономических ресурсов, запускаемых в рыночный оборот; • способами получения выгоды от их обращения; • степенью и факторами риска, которые оказывают воздействие на достижение положительного результата; • длительностью циклов «затраты-возмещения»; • точностью расчета (калькуляции) ожидаемого и планируемого результата; • способами распределения дохода; • числом участников, включенных в процесс обращения ресурсов; • ареалами и границами их пространственно-временной локализации; • степенью легальности совершаемых экономических операций и действий и т.д. Раскроем некоторые из этих условий более подробно. Особенности экономического поведения в зависимости от используемых ресурсов. Как мы уже отмечали, функциональные, технологические и прочие характеристики эконо-мических ресурсов, находящихся в обороте, определяют режим и метод максимизирующих дей-ствий, в структуре которых они (ресурсы) выступают как средства достижения конкретного ре-зультата. Наметим основные направления «ресурсной» специализации экономического поведе-ния в основных фазах воспроизводственного экономического цикла и для наглядности более подробно раскроем ее на примере фазы обмена. Применительно к фазе производства можно говорить, например, о технологической специализации материально-технических компонентов труда, которые детерминируют определенный метод их применения, отражающийся в специализации рабочей силы (ее квалификации и компетентности). Последняя сама по себе также является специфическим экономическим ресурсом, который определяет содержательные и функциональные характеристики трудового поведения, методы и режимы его максимизации. Применительно к фазе распределения можно рассматривать такие ресурсы («невидимые ак-тивы») как права собственности, экономические и иные статусы и технологии их использова-ния. Мы имеем в виду различные функционально-поведенческие программы использования этих прав, статусов и их комбинаций, которые обеспечивают степень доступа к различным эко-номическим ресурсам, распределение полномочий и преимуществ владения, пользования и рас-поряжения ими. Применительно к фазе потребления диверсификация экономического поведения может за-висеть от способа распределения благ и присвоения их полезных свойств (частные, коммуналь-ные, корпоративные, общественные и другие блага), от «нормативного» времени присвоения полезных свойств благ (краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное присвоение), от цены благ и т.п. В фазе обмена также выделяются разнообразные технологии совершения обменных опера-ций, обладающих узко специализированным набором функций, которые требуют определенной компетенции. Специализация осуществляется, например, по предмету и объекту обмена, по способам их организации во времени и пространстве, по методам перераспределения выгод и издержек между партнерами, контроля над их деятельностью, закрепления обязательств и от-ветственности. Следовательно, конкретная операция обмена на самом деле может представлять собой множество дискретных операций и цепочек обмена. Для того чтобы показать поведенческую сложность операции обмена, достаточно сказать, что ей предшествует процесс поиска информации о приемлемых условиях обмена (с помощью средств массовой информации, информационных агентств, собственно посредничества) и за-ключение контрактов (сделок), которые также весьма специализированы. Контракты подразде-ляются на следующие виды: купли-продажи товаров в их вещественно-материальной форме, купли–продажи услуг и купли–продажи творческой деятельности. В свою очередь, например, контракты по купле–продаже услуг включают: сделки по оказанию инженерно-консультационных и производственно-технических услуг; операции по аренде, оказанию тури-стических услуг; услуги по транспортировке грузов; услуги по банковским и расчетным опера-циям, рекламно-издательской деятельности, организации и участию в выставках, ярмарках, аук-ционах. Далее, к примеру, при транспортировке грузов могут оказываться услуги по перевозке, погрузке-разгрузке, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, страхованию товаров и гру-зов и т.д. Самыми сложными (с трудом поддающимися вербализации на уровне здравого смысла) в рассматриваемом нами аспекте являются обменные операции, связанные с денежными потока-ми. Это же относится к экономическим действиям по взысканию исков, судебным и арбитраж-ным разбирательствам, связанным с толкованием ответственности сторон, распределением между ними выгод и издержек. Таким образом, очевидно, что большинство экономических действий демонстрируют мно-гофункциональную и достаточно узкоспециализированную технологию максимизации выгоды, которая весьма конкретна и не может быть объяснена на основе общих принципов максимиза-ции. Об этом можно судить по основным параметрам экономических ресурсов, которые определяют специализацию различных моделей экономического поведения, а также конкретные способы максимизации выгоды. Чтобы убедиться в этом, приведем некоторые характеристики экономических ресурсов, находящихся в обороте. 1. Экономические ресурсы существуют в различной форме, в том числе в форме: • материальных объектов (предметов, процессов); • полезных социальных действий (услуг); • идеальных объектов (идей, ценностей); • обязательств (денег и других активов); • прав собственности, статусов, привилегий; • методов, технологий и средств достижения экономических целей; • информации, способов ее кодирования и декодирования; • компетенции, квалификации. 2. Экономические ресурсы обладают «дуальным» способом существования. Они функцио-нируют, во-первых, как некие полезные ценности, свойства которых не сопоставимы друг с другом. Во-вторых, – как товарные ценности, которые являются предметом эквивалентного обмена. Именно второе обстоятельство делает их сравнимыми друг с другом. 3. Экономические ресурсы в процессе обращения постоянно изменяют свои кондиции и ценностные свойства. Этому способствуют различные обстоятельства: изменяющиеся вкусы и потребности людей; физический износ; появление более эффективных заменителей; конъюнк-тура рыночных колебаний и т.д. 4. Экономические ресурсы являются «трансляторами» рыночного оборота. Во-первых, они постоянно «конвертируются» друг в друга. Во-вторых, они способствуют перманентному обме-ну выгодами между множеством людей. В-третьих, они обладают полифункциональными свой-ствами, то есть могут использоваться множеством людей. 5. Экономические ресурсы находятся в процессе постоянного включения и выключения из экономического оборота. Это объясняется изменением их ценности и тем, что они являются по-стоянным объектом и предметом процесса извлечения ценности в процессе хозяйственного по-требления. 6. Экономические ресурсы имеют различный статус существования во времени, т.е. имеют различные циклы существования – длительные, средние и короткие. 7. Экономические ресурсы имеют конкретный ареал своего обращения, то есть обращаются в относительно замкнутом рыночном пространстве и ориентированы на конкретную группу пользователей. 8. Функциональная программа экономических ресурсов может быть ориентирована на про-фессиональные и не профессиональные экономические действия. Особенности экономического поведения в зависимости от способов получения выгоды (дохода, прибыли). Выделим и рассмотрим наиболее репрезентативные способы получения выгоды от оборота экономических ресурсов. Первый способ получения выгоды реализуется в условиях найма рабочей силы и определяет-ся величиной заработной платы субъекта экономического поведения. Это наиболее массовая форма дохода, которая дифференцируется в очень широком диапазоне значений. Однако ее об-щая особенность для всей категории занятых состоит в том, что индивид, являясь собственни-ком своих профессиональных способностей и опыта, на условиях контракта предлагает их тому или иному работодателю, конкурируя с другими собственниками рабочей силы на рынке труда. Второй способ получения выгоды характерен для собственников всех других факторов про-изводства, производственного капитала, который под их контролем запускается в оборот с це-лью изготовления благ с различными потребительскими свойствами и их сбыта на рынке для получения прибыли. Очевидно, что и здесь режим максимизации и распределения выгод от оборота производственных ресурсов может быть очень разнообразным. Все зависит от того, кто контролирует и управляет собственностью: индивидуальный хозяин ресурсов, наемный мене-джер, внешние акционеры, внутренние акционеры (работники предприятия), государственные структуры или «конфиденциальные собственники». Третий способ получения выгоды – экономическая рента – регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли за право доступа к ним и их использования другими лицами. Это своего рода плата за отчуждение экономического ресурса, находящегося в собственности лиц, не желающих или не умеющих максимизировать выгоду от его оборота. Четвертый способ получения выгоды – доход от деятельности инвентора (новатора, пред-принимателя) , идущего на риск с целью внедрения новых идей, технологий, продукции, но-вых нестандартных решений. Существуют и другие виды максимизации выгоды, в частности, связанные с предвидением и угадыванием будущих событий (прибыль в результате выигрыша, везения, например, в игре на фондовой бирже), прибыль, связанная с использованием монопольных или редистрибутивных эффектов (в том числе нелегальный бизнес), и т.д. Особенности экономического поведения в зависимости от степени риска. Все модели экономического поведения можно расположить на континууме от стандартных (ординарных, практически не рискованных) до нестандартных (инновационных, наиболее рис-кованных). Определим лишь полюса этого континуума. Большинство субъектов экономического поведения действует в более или менее стандарт-ных (устойчивых) ситуациях и стремится избегать риска. Наиболее стандартным является по-требительское поведение, в системе которого реализуются циклические, много раз повторяю-щиеся модели действия. Как правило, любая потребительская ячейка (семья) имеет традиционно сложившиеся каналы, по которым она реализует свои интересы, то есть, действует в относительно устойчивом ареале, где риск минимален. Тем не менее, и здесь имеется риск (например, потребления недоброкачественных товаров и услуг), который может возрастать в связи с изменением определенных внутренних и внешних параметров. Так, в ус-ловиях инфляции (особенно для лиц с фиксированным доходом) увеличивается вероятность потерять доход, ценность накоплений, снизить стандарт потребления в связи с падением покупательной способности денег. В противоположность стационарным видам экономического поведения вероятность небла-гоприятного исхода резко возрастает в предпринимательстве, которое характеризуется неопре-деленностью ситуаций и, как следствие, невозможностью до конца рационально определить оптимум затрат и возмещений. Неопределенность – постоянная спутница предпринимателя, однако, он всегда надеется, что однажды сделанная ошибка или понесенные убытки когда-нибудь будут компенсированы удачей. Особенности экономического поведения в зависимости от длительности циклов «затраты–возмещения». Различные модели экономического поведения (независимо от специализации ресурсов, за-пускаемых в оборот) как процессы, протекающие во времени и пространстве, имеют цикличную структуру и разделяются на две фазы: фазу затрат и фазу возмещений. В связи с тем, что значительная часть экономических действий (особенно предпринимательских) связана с риском и имеет вероятностный исход, можно условно выделить три основных варианта этих действий: • симметричные действия, когда сумма затрат равна сумме получаемой выгоды (дохода); • асимметричные действия с отрицательным доходом (убытком), когда сумма затрат больше получаемой выгоды; • асимметричные действия с положительным доходом (прибылью), когда сумма затрат мень-ше получаемой выгоды. Таким образом, полный цикл экономического поведения может быть прибыльным, равно-весным или убыточным, а его возобновление зависит от характера достигнутого результата. Если результат положительный, то цикл возобновляется и расширяется, если результат равновесный, то цикл дублируется, повторяется, если результат отрицательный, то цикл пре-кращается, гаснет. Циклы экономического поведения в зависимости от ресурсов, и способов получения выгоды от их обращения существенным образом отличаются по длительности. В связи с этим можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные поведенческие циклы. Краткосрочные циклы, как правило, реализуются в сфере потребительского поведения и различных видов розничной торговли. Среднесрочные циклы – в сфере оптовой коммерции, сельскохозяйственного производства, в малом бизнесе, связанном с мелкотоварным производ-ством и предложением услуг. Долгосрочные циклы реализуются в процессе вложений в интел-лектуальную собственность, в воспроизводство хозяйственных отраслей, в тяжелую промыш-ленность, в добывающие (первичные) отрасли, в различного рода крупный частный и государ-ственный бизнес. Особенности экономического поведения в зависимости от точности расчета (калькуляции) планируемого и ожидаемого результата. Известно, что любые экономические действия, ориентированные на определенную выгоду, могут быть реализованы при условии предварительного расчета (калькуляции) затрат, соверша-емых в процессе достижения цели. Этот расчет предполагает: • построение временного масштаба планируемых событий, то есть определенной системы ко-ординат, в рамках которой должны быть отслежены все основные параметры процесса до-стижения цели ; • учет всех наличных ресурсов, вовлекаемых в экономический оборот, и формирование системы обратной связи, которая дает возможность сопоставить планируемые и реально достигнутые результаты на различных временных стадиях, что позволяет осуществлять необходимую коррекцию совершаемых действий и перераспределять ресурсы в случае необходимости; • перманентное построение баланса затрат и возмещений в процессе совершения тех или иных экономических действий; • учет, насколько это возможно, случайных факторов, которые могут отрицательно повлиять на процесс достижения положительного результата, и создание резервного (страхового) фонда, позволяющего гасить их воздействие. Вообще система расчета (калькуляции) будущего – это элемент целерационального эконо-мического действия, в системе которого оцениваются и учитываются факторы и условия буду-щего успеха. В идеальном случае расчет позволяет субъекту экономического поведения в каж-дый конкретный промежуток времени движения к цели предвидеть и ожидать определенный веер событий. Однако почти всегда встречаются отклонения от этого идеального случая, кото-рые отдаляют или делают невозможным (маловероятным) достижение планируемого результа-та. Следует иметь в виду, что временные ресурсы, наличие времени, в течение которого можно сделать более или менее точный расчет (калькуляцию) будущих событий, весьма ограничено. Это связано с тем, что конкретная благоприятная ситуация, в рамках которой предполагается действовать, как правило, длится весьма недолго. Поэтому расчет успеха всегда ограничен тем промежутком времени, в течение которого предоставляется возможность организовать имею-щиеся в наличии ресурсы и совершить необходимые действия с целью достижения определен-ной цели. Если же лимит времени для подготовки, принятия и реализации решения исчерпан, то становятся бессмысленными любые действия, как бы они ни были хорошо обоснованы. Таким образом, понятие планирования, изменения и времени неразрывно связаны между со-бой. Планируемое и совершаемое человеком действие обыкновенно бывает нацелено на дости-жение каких-либо изменений и поэтому может быть рассмотрено как зависящее от времени. Вообще вне времени человеческий ум не способен постичь сам смысл идеи существования и действия . Говоря о калькуляции будущих событий, следует различать оперативные, тактические и стратегические расчеты. В случае оперативной калькуляции будущих событий решение и следующее за ним действие практически не разделяются временным интервалом и ограничиваются рамками конкретной ситуации. Качество подобного рода решений и действий зависит как от быстроты реакции субъекта (развитости его интуиции, комбинаторики, оперативного мышления), так и от уровня его компетентности и опыта, а также количества и достоверности информации, накопленной им в прошлом. На уровне тактических калькуляций решения и действия уже разделяются некоторым вре-менным интервалом, в течение которого можно просчитать альтернативы и комбинации буду-щих событий, а также создать некоторые благоприятные (оптимальные) условия для достиже-ния цели. Тактические расчеты характеризуются тем, что субъект может (имеет шанс) в рамках заданной ситуации и лимитов времени предвидеть некоторые последствия своих и «возмущаю-щих» действий, корректировать ошибки, избегать неоправданного риска, то есть ситуативно оптимизировать свои действия. На уровне стратегических калькуляций решения и действия разделены большим временным интервалом. Стратегические расчеты характеризуются тем, что субъект экономического пове-дения еще не находится в рамках ситуации действия, поэтому он может создать систему кальку-ляции (планирования) будущего с максимальным учетом воздействия множества факторов, смоделировать ожидаемые процессы, провести эксперименты. Самое главное, что удачный стратегический расчет позволяет субъекту экономического поведения спрогнозировать и даже создать благоприятную ситуацию достижения успеха, то есть построить комбинацию основных факторов успеха и контролировать их относительно длительный промежуток времени. Завершая краткое рассмотрение чрезвычайно важной и сложной проблемы калькуляции экономического поведения, еще раз подчеркнем, что точность деловых расчетов и калькуляций относительна и не уберегает нас от неопределенных и рискованных ситуаций, но это не уменьшает и не умаляет значения экономического измерения, которое позволяет ориентироваться в неясной перспективе будущих событий . В настоящее время в социологической науке отсутствует общепринятая классификация ви-дов экономического поведения. С нашей точки зрения, это объясняется недостаточной разрабо-танностью самой категории «экономическое поведение», а также разнообразием теоретических макро- и микроподходов к анализу различных явлений и уровней экономической жизни обще-ства, их многомерностью и структурной сложностью. Утверждение о том, что экономическая социология проводит линию на применение социо-логической теории и социологических исследований к комплексу явлений, связанных с произ-водством, распределением, обменом и потреблением экономических благ и услуг , служит лишь общей предпосылкой теоретических рассуждений по интересующему нас вопросу. Тем не менее, оно может быть принято в качестве наиболее простой схемы для дифференциации и социологического анализа экономического поведения. Таким образом, можно выделить следующие основные виды экономического поведения, ре-ализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла: распределительное, производствен-ное, обменное и потребительское. Следует отметить, что данная схема весьма условна, так как выделенные нами основные ви-ды экономического поведения очень часто не проявляются в чистом виде. Во-первых, это связа-но с тем, что субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, как правило, полифункцио-нальны. Они могут одновременно участвовать в производстве экономических ценностей (благ различного целевого назначения, услуг, информации), обмениваться ими, накапливать, потреб-лять, включать и исключать их из экономического оборота. Во-вторых, помимо основных моде-лей экономические субъекты реализуют множество других моделей и специализированных программ экономического поведения, обмениваясь ресурсами и информацией с рыночной средой, комбинируя их в соответствии со своей компетенцией, целевыми функциями, бюджетными ограничениями и другими возможностями. Эти же «неосновные» виды экономического поведения (например, предпринимательское, инвестиционное и др.) могут реализовываться более, чем в одной фазе воспроизводственного цикла. Так, предпринимательство как инновационный вид экономического поведения осуществимо, как минимум, в производственной и обменной фазах. В-третьих, очень многие социально-экономические процессы невозможно строго отнести к одной из четырех выделенных фаз. Например, трудно себе представить собственно потребительское поведение без его «подготовительной» части – без планирования покупок, поиска необходимой ценовой информации о товарах и других действий, которые формально мы должны отнести к фазе обмена. В связи с вышеизложенным никакие классификации социально-экономических процессов и явлений, не могут быть абсолютно строгими. Тем не менее, постараемся кратко охарактеризо-вать выделенные в качестве основных виды экономического поведения, а также некоторые их модификации и разновидности. Обменное поведение обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Мера относительной редкости обращающихся товаров фиксируется в ценах, кото-рые устанавливаются в процессе взаимоприспособления различных рыночных элементов. Участники обменного поведения – это множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей. Следует подчеркнуть, что в дан-ном случае мы имеем в виду обмен в узком смысле в отличие от обмена в широком смысле – рынка, участниками которого являются все экономические акторы. Дистрибутивное (распределительное) поведение соединяет рыночных субъектов с эконо-мическими ресурсами, определяет нормы и меру присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также механизмы и способы их перераспределения от одного поль-зователя к другому. Рынок в этом смысле можно понимать как бесконечный процесс редистри-буции огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над теми или иными благами. Фактически дистрибутивные модели – поведенческие проекции многоликого института соб-ственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними и получения выгоды от их оборота . Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией мате-риальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соеди-нением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке. Очевидно, что это весьма упрощен-ная трактовка, которая не раскрывает полностью сложнейшего комплекса факторов, характери-зующих поведение различных экономических субъектов, выступающих в качестве товаропроизводителей (особенно крупных фирм и предприятий). Потребительское поведение обеспечивает извлечение (абсолютное или относительное) экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовле-творения человеческих потребностей. Очевидно, что процесс потребления характерен для всех субъектов экономического поведения, использующих те или иные ресурсы для собственных нужд. Наряду с основными видами экономического поведения можно анализировать и другие мо-дели, входящие в их структуру: монетарные, инвестиционные, редистрибутивные, покупатель-ские, сбытовые, коммерческие, спекулятивные, маркетинговые, посреднические, конъюнктур-но-игровые, предпринимательские, ненормативные и ряд других. В процессе дальнейшего из-ложения мы дадим более содержательную интерпретацию некоторых из них.