Суббота, 04 Май 2024, 20:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Экономическая социология

ПОСРЕДНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рынок – это система экономического обмена. Методы и способы обмена на рынке зависят от множества факторов:
• ресурсов, которые находятся в экономическом обороте;
• инфраструктуры рыночного обмена и степени его развитости;
• институциональных посредников, которые «связывают» покупателей и продавцов экономи-ческих ценностей;
• государства, которое устанавливает легальный порядок взаимодействия различных эконо-мических субъектов и обеспечивает защиту и равновесие их интересов;
• компетентности агентов рынка, вступающих в обмен;
• конъюнктуры рыночных цен и т.д.
Как мы уже выяснили, наиболее наглядные элементы экономического обмена демонстриру-ет торговля (коммерция). Сущность и основные функции рыночного поведения продавцов и покупателей как относительно самостоятельного вида обменного поведения были показаны выше. Сейчас же мы хотим взглянуть на торговлю с точки зрения ее более узкой специфической функции – соединения потребителей благ и их производителей.
Торговое посредничество (торговля как посредничество) – необходимый элемент обмена экономическими ценностями (товарами). По Ф. Хайеку, важность торгового посредничества определяется сущностными особенностями рынка, которые состоят в следующем .
1. Рынок не производит предметов (благ), а передает информацию о них. Он обеспечивает процесс перемещения различных благ, благодаря чему изменяется их относительная ценность.
2. Изменение цены различных благ способствует тому, что отдельные рыночные субъекты используют это обстоятельство для получения выгоды (прибыли).
3. Ориентируясь на получение прибыли и общественную целесообразность, рыночные субъ-екты (коммерсанты, торговцы) производят определенные затраты для того, чтобы, перемещая товары во времени и в пространстве, доставить их от производителей к потребителям.
4. Стремление к прибыли – это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эф-фективно. Имея дело с множеством агентов рынка (продавцов и покупателей), коммерсанты не обладают и не могут обладать полной информацией об их мотивах и намерениях. Единственное, что они могут знать достоверно, это то, что производители товаров нуждаются в его сбыте, а потребители – в купле благ определенного количества и качества.
5. Успех предпринимательской деятельности коммерсантов зависит от их способности пред-видеть поведение своих партнеров, конкурентов, производителей и потребителей тех благ, ко-торые обращаются на рынке.
6. Поиск информации, дающий шанс получения прибыли, заставляет коммерсантов, часто за свой счет и риск, предпринимать различные действия, чтобы получить доступ к этой информа-ции. Информационная активность коммерсантов, предшествующая процессу получения прибы-ли в результате выгодных продаж, не менее трудоемка, затратна и рискованна, чем другие виды экономической деятельности.
7. Собственник конъюнктурной ценовой информации о возможностях прибыльного сбыта имеет возможность при определенных условиях получить выгоду, поэтому информация должна быть защищена от конкурентов. В противном случае эффективное использование конфиденци-альной информации невозможно.
8. Процесс движения благ по каналам рынка от производителей к потребителям (от продав-цов к покупателям), если последние не осуществляют его самостоятельно, возможен при по-средстве третьей стороны. Она выполняет коммуникативные функции, обеспечивая непосред-ственный или опосредованный процесс обмена экономическими ценностями между теми, кто хочет продать и теми, кто хочет купить.
9. Сам факт заключения сделки о купле и продаже возможен при условии, что третья сторо-на, затрачивая определенные ресурсы в процессе экономической коммуникации с различными агентами рынка, окупает свои издержки и получает прибыль.
Напомним, что торговля (коммерческая деятельность) – это экономическая связь (экономи-ческий обмен) между продавцами и покупателями различных благ и услуг с целью получения выгоды (прибыли, вознаграждения).
В данном случае это определение требует некоторых уточнений. Поскольку в системе ры-ночного (товарного) обмена участвуют все субъекты экономического поведения, следует выде-лить виды рынков, которые могут быть :
• производительско-потребительскими, где продавцом выступает производитель, а покупате-лем – непосредственный потребитель;
• производительско-посредническими, где продавцом является производитель, а покупателем – торговый посредник;
• чисто посредническими, где процесс купли–продажи совершается между торговыми посредниками;
• посредническо-потребительскими, где обмен купли-продажи осуществляется между посред-никами и потребителями.
В дальнейшем объектом нашего непосредственного внимания будет категория профессио-нальных посредников, которая включена в товарный обмен, выступая в качестве основного транзитного звена, связывающего потребителей (покупателей) и производителей (продавцов).
Торгово-посреднические структуры, особенно в системе развитого рынка, заполняют разрыв во времени и в пространстве между производством и потреблением, экономя ресурсы, уменьшая общественные издержки и направляя их на другие более эффективные цели. Таким образом, торговое посредничество – необходимый элемент разделения труда в системе экономического обмена, который выполняет ряд позитивных и весьма необходимых функций.
С нашей точки зрения, торговое посредничество, или посредничество в широком смысле, можно разделить на две относительно самостоятельные части – торговлю (коммерцию) и соб-ственно посредничество. Однако по этому поводу существуют и другие мнения. Некоторые ав-торы не разделяют функции и специфику торговой и посреднической деятельности. Это связано с тем, что в широком смысле торговля и собственно посредничество представляют собой единый вид транзитного обмена. На одной стороне последнего находятся собственно потребители (покупатели) различных благ и услуг и их производители (продавцы), а на другой – специализированные агенты рыночного обмена, которые соединяют первых и вторых в рамках их экономических интересов.
В этом контексте наиболее употребительным определением посредничества является его по-нимание как деятельности, которая состоит в оказании фактических и юридических услуг дру-гим лицам (изготовителям и потребителям) в реализации или приобретении ими товаров, в ока-зании иных, связанных с товарным обращением услуг, либо в осуществлении закупок и продаж товаров за счет средств других лиц с целью получения прибыли. Таким образом, под посредни-чеством понимается установление экономических и правовых отношений через посредство или при участии других лиц .
При этом, утверждает автор приведенного определения, услуги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче содействия реализации (приобрете-нию) товара . Из этого следует, что посреднические функции не относятся к особому специализированному виду деятельности. Они являются лишь своеобразным инфраструктурным фактором, который обеспечивает сокращение институциональных и информационных издержек обращения торговых агентов и тех, чьи экономические интересы они соединяют.
Между тем известно, что рыночный обмен, особенно в современной развитой экономике, имеет сложнейшую институциональную и информационную структуру, в рамках которой не-возможно без существенных издержек установить оптимальный контакт между производителя-ми и потребителями тех или иных благ и услуг. Поэтому функции непосредственной торговли, соединяющей продавцов и покупателей, не могут быть реализованы без участия специализиро-ванных агентов рынка, которые профессионально обеспечивают решение задач, связанных с конструированием трансакций (сделок).
В этой связи правомерно ставить вопрос о существовании относительно самостоятельной области коммерческой деятельности, которая существенным образом отличается от собственно торговли и выполняет функцию экономии трансакционных издержек. В обществе с высоким уровнем разделения труда одним из способов достижения такой экономии является использова-ние особых экономических агентов, которые специализируются на облегчении трансакционной деятельности для остальных экономических агентов, позволяя им достигать экономии на масштабах. Эти агенты и есть торговые посредники .
Существует и другое определение, которое, выделяя посредничество как относительно авто-номный институт рыночных отношений, акцентирует внимание на другом его основании. А именно на том, что посредник продает знания об источниках предложения, о потенциальных покупателях, ценах – то есть обо всех аспектах рынка . Таким образом, основой функцией по-средника здесь является продажа и распространение информации – этого специфического това-ра, используя который те или иные рыночные агенты могут принимать оптимальные решения с целью максимизации выгоды.
Представляется, что приведенные определения дают наиболее целостную картину посред-ничества как относительно самостоятельного рыночного феномена и позволяют выделять спе-цифические особенности, отличающие его от других видов и форм экономического обмена, в том числе от торгового посредничества.
Следует также отметить, что некоторыми авторами собственно посредничество, связанное с минимизацией трансакционных издержек, отделяется от торговли как вида коммерческой дея-тельности на том основании, что торговый агент является собственником продаваемого им то-вара потребителю, а посредник в узком понимании этого слова нет . Данное положение доста-точно спорно.
Под посреднической деятельностью в широком смысле следует понимать всякую деятель-ность третьих лиц по установлению экономических связей между продавцами и покупателями всех благ и услуг, обращающихся на рынке в качестве товаров . Классическая же торговля от-личается от посредничества в узком смысле не тем, что торговый агент является собственником предлагаемого товара, а тем, что он оперирует материальными активами, собственником кото-рых он является. Другие же экономические агенты, функционирующие в качестве посредни-ков, являются продавцами лишь специфических активов, которые не относятся к материальным объектам, но в то же время являются товаром. Например, посредник, торгующий конфиденциальной рыночной информацией, как и классический коммерсант, является эксклюзивным собственником того экономического ресурса, который он предлагает на рынке. Все прочие виды посреднических услуг и посреднического консалтинга также являются товаром, если на них есть спрос на рынке, а их владелец является хозяином той компетенции, которая обеспечивает эти услуги. Таким образом, посредник отличается от классического коммерсанта тем, что он создает трансакции (сделки) или способствует их созданию.
Как мы уже писали, рыночный обмен имеет сложнейшую институциональную и информа-ционную структуру. В этом процессе участвует множество экономических агентов, которые совершают миллионы операций, связанных с перераспределением экономических ценностей от одних агентов к другим по бесконечным цепочкам рыночного обмена. Поэтому самостоятель-ный (автономный) поиск определенного контрагента обмена, даже если допустить только необ-ходимость получения информации о его местонахождении, превращается в весьма сложную проблему. И чем «дальше» находится контрагент планируемой трансакции, тем сложней и дли-тельней процесс его поиска и тем больше вероятность, что затраты, связанные с этим поиском, не окупятся.
Процесс поиска контрагента может быть излишне затратен, как минимум, в двух случаях. Во-первых, когда «расстояние» между потенциальными агентами экономической сделки настолько велико, что они без помощи третьих лиц не могут определить местонахождение друг друга. Во-вторых, когда компетентность экономических агентов не позволяет им установить необходимые параметры предполагаемых контрагентов для заключения контракта. Именно в связи с этим на рынке появляются специализированные агенты, которые профессионально обеспечивают решение задач, связанных с экономией трансакционных издержек и конструиро-ванием трансакций (сделок).
Рыночный обмен в современной экономике активизируется множеством экономических по-средников. Они конструируют коммуникативные, институциональные, нормативные, информационные, социальные и другие механизмы (каналы), которые упрощают, расширяют и ускоряют связи между продавцами и покупателями в различных секторах экономики. При этом посредник, с одной стороны, является необходимым дополнительным звеном при совершении сделки, выполняя чисто экономические функции, с другой стороны, он является амортизатором и адаптером, уменьшая воздействие социальных факторов, в рамках которых существует конкретная система контрактных отношений. Для оптимизации социальных параметров трансакций и выполнения своей социальной функции посредник должен быть включен в более широкий социальный контекст. Поэтому чисто экономический аспект не исчерпывает проблемы посредничества.
Посредничество – весьма специализированный вид экономического поведения, и поэтому не существует универсальных посредников, которые компетентно выполняют все операции. Выделяются следующие критерии для классификации посреднической деятельности: функциональная специализация, товарная специализация, степень независимости, методы реализации товара, способы вознаграждения, степень контроля над правами собственности на товар, величина собственных операционных расходов, длительность взаимоотношения с клиен-том и т.д.
С нашей точки зрения, в качестве основных параметров для унификации и стандартизации посреднической деятельности могут выступать «глубина» посреднических функций и их специа-лизация. Под «глубиной» посредничества следует понимать степень проникновения посредни-ка в оперативно-хозяйственную деятельность его клиентов. Когда мы говорим о «глубине» по-среднических функций, то имеем в виду те институциональные условия, которые сложились в процессе социальной эволюции рынка и кодифицировались в различных правовых системах, регулирующих поведение экономических агентов. Речь идет об институциональном каркасе экономических действий, которые обладают определенной спецификой и отражаются в различ-ных моделях посреднического поведения.
Прежде чем выделить «институциональные ступени» и соответствующие им модели посреднического поведения, которые характеризуют «глубину» посреднических функций, следует отметить, что различные институты посредничества в различных законодательствах и юридической литературе оцениваются и трактуются по-разному. Например, в одних правовых системах категория «агент» определена конкретно и имеет нормативно-правовое обоснование, в других – нет. Под брокером может пониматься посредник, который правомочен заключать сделки от имени, по поручению и за счет своего клиента, но может выступать и от своего имени. И т.п. Эти разночтения, имеющиеся порой даже в рамках одной и той же правовой системы, связаны с тем, что посредники могут выполнять множество функций, связанных с обеспечением сделок своих клиентов, и соответствующим образом специализироваться. Поэтому предлагаемые нами «институциональные ступени» посредничества во многом являются условными.
Первая институциональная ступень совершения трансакции (сделки) между двумя сторо-нами с помощью третьего лица – передача информации о месте нахождения («адресе») эконо-мических агентов, которые нуждаются в услугах друг друга. В эту информацию входят различ-ные сведения об их экономических параметрах и той области деятельности, в которой они спе-циализируются. При этом посредник не знает о конкретных намерениях своих клиентов относительно сделки. Его задача – дать необходимую информацию всем, кто в ней нуждается. Посредники этого рода – рекламные агенты и агентства, демонстрируя информационно-коммуникативную модель поведения, используют различные средства информации и разнооб-разные технологии ее подачи и распространения с целью привлечения массового интереса к продукции и услугам своих клиентов, с которыми они (посредники) работают на платной ком-мерческой основе.
В современных рыночных условиях рекламные фирмы – это мощные экономические струк-туры, охватывающие огромное число агентов рынка. Однако и они не могут полностью отобра-зить тот громадный объем информации, который обращается на рынке. Поэтому в информаци-онно-рекламном секторе существует достаточно узкая специализация, которая постоянно углубляется. Мы не будем подробно останавливаться на задачах и функциях различных реклам-ных агентов. Подчеркнем лишь, что их основной функцией является сообщение информации о потенциальном спросе-предложении на те или иные блага и услуги.
Таким образом, обеспечение трансакций на этом уровне состоит в реализации простого «безличного» контракта или простой сделки кули-продажи, которая осуществляется на рынке информационных услуг. Здесь информационные посредники, передавая сведения о потенциальных участниках сделок (на стороне спроса или предложения), по существу являются для своих клиентов анонимами. Они обладают лишь односторонней информацией, не имея сведений о конкретных взаимодействиях сторон.
Вторая институциональная ступень совершения трансакции между двумя сторонами с помощью третьего лица. В противоположность посредникам первой ступени, чьи функции ограничиваются лишь поставкой информации о потенциальном спросе-предложении на различные блага и услуги, посредники, включенные во вторую институциональную ступень организации трансакций на рынке, имеют непосредственный контакт с потенциальными участниками сделок. На этом уровне концентрируется одна из самых древних и массовых (классических) категорий посредников, реализующих маклерскую модель поведения. Они сводят заинтересованные стороны друг с другом, могут при необходимости участвовать в переговорах как консультанты, но решение о заключении сделки принимается их клиентами. Основная специфика деятельности маклеров заключается в том, что они, осуществляя (поглощая) информационную функцию, производят постоянный поиск контрагентов, которые заинтересованы в конкретных трансакциях. При этом поиск одновременно осуществляется и контрагентами. Тем самым значительно ускоряется процесс образования новых трансакций, что интенсифицирует оборот экономических ресурсов, сокращая издержки сторон и повышая, в конечном итоге, эффективность их действий.
Следует отметить одну, весьма важную функцию этих так называемых «безответственных» посредников. Многочисленные факты оппортунистического поведения участников сделок при-вели к тому, что большинство посредников этого рода явно или не явно должны обеспечивать гарантии надежности партнеров, вступающих в экономический обмен. Речь, в конечном счете, идет о репутации посредника, который, конструируя сомнительные сделки, может в будущем потерять своих клиентов. Факторы сохранения доверия, надежности и репутации способствова-ли появлению дополнительных услуг в деятельности «безответственных» посредников. Они известны как «business-to-business» услуги, то есть услуги предоставления и проверки конфиденциальной информации о деятельности потенциальных контрагентов сделки. Эта ин-формация передается клиентам, что, во-первых, позволяет им принимать более взвешенные решения и, во-вторых, повышает репутацию посредника.
Еще одной важной особенностью посредников второй ступени является дискретность их от-ношений со своими клиентами. Посреднический (маклерский) контракт не является долгосроч-ным соглашением и предполагает только разовые обязательства сторон, которые после заклю-чения основного контракта прекращаются. Таким образом, в условиях контрактов второй сту-пени посредники являются автономными агентами рынка, не связывая себя длительными обяза-тельствами со своими клиентами.
Третья институциональная ступень совершения трансакции между двумя сторонами с по-мощью третьего лица. Посредники этой ступени – представители находятся в непосредствен-ной связи со своими клиентами и, как доверенные лица одной из сторон, тем или иным образом содействуют процессу заключения сделки между ними. Они могут также содействовать уже заключенной сделке, являясь участниками конкретной трансакции. Таким образом, в отличие от посредников второй ступени, они непосредственно замещают конкретные функции своих клиентов и находятся с ними в относительно длительных и доверительных отношениях. По поручению своих клиентов представители осуществляют по-иск и селекцию возможных контрагентов, собирают необходимые сведения о них, ведут предварительные и основные переговоры. Однако, принимая активное участие в процессе за-ключения сделки, они не отвечают за последствия ее заключения и не имеют прав и доступа к ресурсам (товарам, деньгам) своих клиентов.
Важной функцией посредников третьей ступени является сохранение конфиденциальной информации о своем клиенте. Так, в наиболее развитых правовых системах доверители по своему указанию требуют от своих агентов лимитировать сведения о своих юридическом, экономическом и прочих статусах. В соответствии с этим выделяются названные принципалы (named principals), явные принципалы (disclosed principals) и скрытые принципалы (undisclosed principals). Названые принципалы – это клиенты посредника, которые полностью указывают свои реквизиты при совершении посреднической сделки. Явные принципалы – клиенты, о которых посредники передают лишь некоторые сведения контрагентам сделки, не указывая их реквизиты. Скрытый принципал – потенциальный клиент, сведения о котором посредник сообщает контрагенту только после заключения контракта .
Повторим, что при всем разнообразии функций посредников третьей ступени и степени их участия в оперативно-хозяйственной деятельности своих клиентов (включая действия внутри конкретных трансакций, совершению которых они способствовали), они не являются собствен-никами доверяемых им ресурсов. То есть поручения, которые даются посреднику клиентом, не отменяют полного права собственности последнего над своими ресурсами.
Четвертая институциональная ступень совершения трансакции между двумя сторонами с помощью третьего лица. Эта разновидность посредничества предполагает еще более глубокое включение посредника в оперативно-хозяйственную деятельность своих клиентов. Круг функ-ций посредника еще более расширяется, что усиливает степень взаимозависимости между ним и его клиентами.
Посредникам этого рода – поверенным передаются не только доверительные права по вы-полнению поручений, но и права собственности на ресурсы сделки со стороны клиента. Причем клиент теряет эти права вплоть до истечения срока поручения. Процесс делегирования прав собственности, их перераспределения между посредником и его клиентами характеризуется следующими особенностями. Во-первых, поверенные получают полное право заключения сделок по поручению своих клиентов. Во-вторых, помимо заключения контракта они при необходимости, на свой страх и риск, могут совершать и другие целесообразные действия для оптимизации сделки. В-третьих, поверенные являются конфиденциальными представителями (партнерами) своих клиентов, которые выключаются из процесса управления товарными потоками на период действия поручения. В-четвертых, посредник может самостоятельно осуществлять платежи по обязательствам своего клиента, вести его счета, осуществлять другие финансовые операции.
Таким образом, на этом уровне институт посредничества представляет собой структуру «вы-сокого доверия», а посредник непосредственно участвует в сконструированной им трансакции и достаточно глубоко внедряется в оперативно-хозяйственную деятельность своего клиента. Если же доверие между посредником и клиентом отсутствует, то посреднические операции подобного рода становятся бессмысленными, поскольку посредник, обладая конфиденциальными сведениями о деятельности своего клиента, может использовать их в своих интересах.
Пятая институциональная ступень совершения трансакции между двумя сторонами с по-мощью третьего лица характеризуется еще большим перераспределением прав собственности между посредниками и их клиентами. Посредник пятой ступени – комиссионер может заклю-чать сделки по поручению своих клиентов (комитентов), но уже от своего имени. Кроме того, он приобретает право распоряжения экономическими ресурсами (товарами) своих клиентов, отвечая за результаты сделки не только перед ними, но и перед третьими лицами. Самое существенное в диверсификации прав собственности между комиссионером и его клиентом то, что первый становится стороной сделки, а его клиент может вообще не фигурировать в контракте с третьей стороной. Если в предыдущих случаях посредники являлись автономными или относительно автономными агентами рынка, не отвечая за последствия своих действий или выполняя поручения под контролем клиента, то комиссионер, являясь полноправной стороной сделки, осуществляет ряд длительных и конфиденциальных операций вместо комитента. Например, комиссионер может являться распорядителем товара своего клиента в интересах последнего, но самостоятельно совершать сделки с третьими лицами, а также нести ответственность за сохранение товара при совершении различных торговых операций.
Отвечая за реализацию сделки по обязательствам своего клиента и третьей стороны, посред-ник-комиссионер несет гораздо большие издержки, чем простые посредники, которые лишь сводят клиентов для заключения сделки. А поскольку риск комиссионера возрастает, то и доля его вознаграждения должна быть гораздо выше.
Посредническая деятельность подобного рода необходима во многих случаях, например, связанных с неизвестностью клиента на рынке, продвижение на который он доверяет экономи-ческому агенту, обладающему большим профессиональным опытом и солидной репутацией. Другая возможная причина – закрытие рынка для клиента, который доверяет вести торговые операции своему посреднику, имеющему на него доступ.
Таким образом, одна из важных функций посредника-комиссионера заключается в том, что он, как правило, обладая солидной репутацией на рынке, может полностью замещать своего клиента, сохраняя его инкогнито.
Шестая институциональная ступень совершения трансакции между двумя сторонами с помощью третьего лица. Здесь концентрируется категория посредников, которые по существу являются самостоятельными коммерсантами, но тесно связанными со своими клиентами. По-средничество шестой ступени – дистрибьюторское (дилерское) демонстрирует специфический тип кооперации товарных агентов, которая наиболее типична для современных рыночных условий, особенно в случаях торговли сложнейшими техническими изделиями. Посредники-дистрибьюторы за свой счет покупают товары у своих клиентов, получая от них целый ряд привилегий по операциям купли–продажи. При этом посредник связан с клиентом целым рядом соглашений о способах сбыта приобретаемого товара. Во-первых, дистрибьюторы, как правило, не могут участвовать в сбыте товаров конкурентов. Во-вторых, они должны обязательно обеспечивать определенную долю продаж товара своих доверителей. В-третьих, они могут быть ограничены в продаже товара определенной территорией и определенными квотами. В-четвертых, они могут быть обязаны осуществлять сервисное обслуживание товаров своего клиента.
Одним из элементов свободы коммерческого выбора дистрибьютора является возможность самостоятельного установления цены на товар своего клиента и заключения сделок с третьими лицами. Это объясняется тем обстоятельством, что основой вознаграждения посредника являет-ся разница между ценой покупки и товара. Достаточно жесткие ограничения, которые налага-ются на дистрибьютора, компенсируются встречными обязательствами со стороны клиента. По-ставщик (клиент) обязан, во-первых, защищать интересы своего посредника. Во-вторых, под-держивать его в финансовом отношении. В-третьих, компенсировать его расходы по рекламе, техническому обслуживанию, оказывать консультации по потребительским характеристикам своих товаров. При необходимости клиент-поставщик может также погашать задолженности своего дистрибьютора.
В последнее время получила широкое распространение деятельность посредников, которые получают доступ к торговой марке своих клиентов (франчайзинг).
Таким образом, посредники, находящиеся на различных институциональных ступенях про-цесса конструирования трансакций:
• обеспечивают конфиденциальной рыночной информацией клиентов или рекламируют их деятельность;
• сводят клиентов с целью реализации их экономических интересов;
• участвуют в переговорах по заключению сделок в качестве консультантов, представителей экономических интересов клиентов, стороны сделки;
• по доверенности клиента исполняют часть его функций;
• по доверенности могут иметь права собственности на ресурсы клиента;
• действуют на деньги клиента или на свои собственные;
• в различной степени отвечают за результаты сделки перед клиентами;
• получают вознаграждение за свои услуги после заключения сделки;
• имеют краткосрочные или долгосрочные контракты со своими клиентами.
Специализация посредничества обусловливается существованием различных профилей коммерческой деятельности в зависимости от видов экономических ценностей (товаров), кото-рые обращаются на рынке. Их классификацию мы давали в разделе 3.2. Здесь же напомним, что основными товарами являются материальные товары, услуги, идеи, обязательства, права соб-ственности, технологии, информация и компетенция.
Даже прямая торговля этими экономическими ценностями (товарами), различными по функциональным характеристикам, накладывает свою специфику на проведение сделки. Тем более это отражается на сделках с участием третьих лиц, которые оказывают услуги посреднического характера. Так, посреднические операции, связанные с оптимизацией финансовых и чисто торговых сделок, технологически относятся к различным классам. Таким образом, разные виды товаров требуют использования различных трансакций, отличающихся друг от друга технологией передачи товаров от одного агента другому, конфигурацией прав собственности при заключении сделки, системой гарантий и обязательств.
На наш взгляд, соединение классификации сделок по «глубине» посреднических функций с элементами специализации трансакций позволяет еще более четко дифференцировать особен-ности посреднического поведения. Эта объединенная классификация (классификатор) представлена в табл. 2. Следует отметить, что в идеальном случае в каждой клетке классификатора заключена особая модель посреднического поведения. Однако, изучая конкретные рынки, можно обнаружить, что некоторые модели, указанные в классификаторе, отсутствуют.
На рынке существует еще одна очень важная – арбитражная форма посредничества, ко-торая находится в особом положении по отношению к формам, ранее рассмотренным нами. Ар-битраж – один из древнейших видов улаживания конфликтов между различными агентами эко-номического обмена. Арбитров различной специализации можно разделить на несколько отно-сительно самостоятельных групп.
Первая – индивидуальные посредники, которым стороны экономического обмена конфиденциально доверяют улаживать конфликты, возникшие между ними. Вторая – негосударственные (коммерческие) арбитражные суды, которые разбирают коммерческие конфликты на временной или постоянной основе. Третья – государственные арбитражные суды, осуществляющие правовое обеспечение и регламентацию коммерческих (посреднических) сделок. Четвертая – профессиональные союзы, защищающие интересы своих членов. (Например, можно рассматривать посредническую роль профсоюзов в процессе согласования экономических интересов наемных работников и работодателей.) Пятая – специальные государственные организации, выступающие в качестве третейской стороны при согласовании и разбирательстве конфликтов между различными группами «давления» (например, производителями и потребителями, наемными работниками и работодателями, профсоюзами и бизнесменами, регионами и центральной властью).
Таким образом, посредником в решении различных споров сторон рыночного обмена может выступать государство и его специальные органы судебных разбирательств. Однако они не все-гда могут объективно оценить конфликтную ситуацию, так как не всегда обладают соответ-ствующей компетенцией. Поэтому функции государственного арбитража дополняются действием специальных частных организаций, члены которых рекрутируются из среды профессиональных посредников. Следует подчеркнуть особое значение коммерческого арбитража, который является способом разрешения коммерческих конфликтов путем вынесения решения одним или несколькими физическими лицами, выбранными кон-фликтующими сторонами, то есть органом, не входящим в систему государственных судов, но решения которого обладают силой последних .
Таблица 2
Классификатор посреднической деятельности
Специализа-ция
посредника 1 ступень –
рекламный агент 2 ступень –
маклер 3 ступень –
представи-тель 4 ступень –
поверен-ный 5 ступень –
комиссио-нер 6 ступень –
дистрибь-ютор
1. Матери-альные то-вары х х х х х х
2. Услуги х х х х х х
3. Интеллек-туальные ценности х х х х х х
4. Обяза-тельства х х х х х х
5. Права собственно-сти х х х х х х
6. Техноло-гии х х х х х х

7. Информа-ция х х х х х х
8. Компе-тенция х х х х х х

Выделяются три основные формы коммерческого арбитража . 1) Постоянно действующие арбитражные суды, которые создаются различного рода коммерческими организациями и осуществляют свою деятельность на основании утвержденных регламентов. 2) Арбитражные суды «ad hoc» , которые утверждаются сторонами конфликта специально для разрешения конкретного спора и действуют в соответствии с правилами, непосредственно установленными сторонами. 3) Административные арбитражные суды, которые занимают промежуточное место между постоянно действующими судами и судами «ad hoc». Их деятельность основывается на том, что определенные коммерческие организации на условиях, установленных в специальных регламентах, обязуются администрировать разбирательства в суде «ad hoc».
Преимущества негосударственных арбитражных судов определяется следующими обстоя-тельствами:
• третейское разбирательство основано на привлечении к участию экспертов, которые являются специалистами в области коммерческих отношений;
• состав третейских судов формируется участниками конфликтов, что предполагает доверие к арбитрам;
• в большинстве национальных систем коммерческого права сторонам конфликта разрешается влиять на процедуры и регламент третейских судов;
• основой принятия решений третейских судов является воля участников конфликтов, которая зафиксирована в коммерческих договорах;
• третейские суды действуют более оперативно и менее формально, чем государственные ор-ганы правосудия;
• третейские суды менее затратны, чем система государственного правосудия и т.д.
Таким образом, негосударственный арбитраж есть форма профессионального посредниче-ства, в котором участвуют представители коммерческих союзов и организаций, презентирую-щих и защищающих права своих членов. Предметом арбитражного коммерческого разбиратель-ства являются конфликты различных сторон экономического обмена, которые доверяют свои претензии третей стороне, обладающей необходимой квалификацией и репутацией. В большинстве западных стран решения арбитражных организаций для сторон экономического конфликта являются обязательными и, как правило, не оспариваются. Самое существенное, что в соответствии с действующим правом, все профессиональные субъекты экономического обмена имеют возможность организовывать арбитражные органы, которые эффективно замещают органы государственного правосудия.
Отталкиваясь от основных характеристик института посредничества и классификации моделей посреднического поведения, рассмотрим основные функции этого важнейшего института, связанного с созданием, обеспечением и оптимизацией рыночных трансакций (сде-лок).
Информационная функция связана с поиском, куплей и продажей конфиденциальной рыночной информации, а также с владением ею. Следует отметить, что информация может быть самой разнообразной. Она отличается по качественным и количественным характеристикам и включает громадный объем сведений, отражающих конъюнктурные параметры различных секторов рынка. Например, можно выделить информацию: о ценах и их колебаниях; лицах и организациях, производящих и покупающих тот или иной товар; номенклатуре предлагаемых благ и услуг; каналах сбыта товаров; решениях, принимаемых на разных уровнях и т.д. Осуществляя поиск этой информации, посредники накапливают ее с целью предложения на рынке. Объем и номенклатура этой информации настолько велики, что внутри посреднической функции возникает естественная специализация, которая дифференцирует посредников по различным секторам и видам этих услуг.
Коммуникативная функция представляет собой широчайший набор предлагаемых трансак-ций – от простого соединения (сведения) различных агентов рынка до заключения между ними совместных сделок с разнообразными формами участия в них самих посредников. То есть по-средник является важнейшим коммуникатором (трансактором) рыночного обмена, соединяя ин-тересы и ресурсы его участников и предоставляя им широкий набор сведений и реальных воз-можностей, которые они не могут получить другим способом.
Функция минимизации рисков рыночных агентов, вступающих в экономический обмен, вы-текает из первых двух функций, так как посредничество уменьшает затраты, связанные с пре-одолением рыночной неопределенности и «излишних» трансакций. Кроме того, минимизацию рисков можно отнести к относительно самостоятельной функции посредничества, поскольку при определенных условиях в компетенцию посредника входят специальные задачи, которые направлены на предотвращение излишних затрат и нерациональных действий своих клиентов.
Функция оптимизации трансакций клиентов во времени и пространстве заключается в том, что посредники ускоряют оборот экономических ресурсов (товаров), конструируют оптималь-ные трансакции, которые сокращают издержки «трения» экономического обмена.
Социальная функция. Посредник, минимизируя трансакционные издержки своих клиентов, является агентом не только экономических, но и социальных отношений, поскольку в значи-тельном числе случаев посредническая деятельность связана с обеспечением конфиденциаль-ных режимов деятельности клиентов. Кроме того, посредник, являясь доверенным лицом, обя-зан, во-первых, отстаивать интересы своего клиента, во-вторых, учитывать или создавать соот-ветствующий социальный и социально-психологический климат для его сделок, в-третьих, про-водить мониторинг деятельности тех социальных структур, которые прямо или косвенно участ-вуют в реализации сделок клиента и т.д.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что институт посредничества – это сформировавшаяся традиционным способом и институционализированная в процессе эволюции рынка возмездная форма обмена (купли-продажи) конфиденциальной рыночной информацией и конструирования рыночных трансакций. Она служит предметом специализированной деятель-ности рыночных субъектов, которые обладают соответствующими профессиональными навы-ками поиска, хранения и возмездного распространения экономической информации среди всех, кто в ней нуждается. Кроме того, посредники в ряде случаев могут замещать различные функ-ции оперативно-хозяйственной деятельности своих клиентов.
Рассматривая специализацию моделей посреднического поведения в развитых рыночных условиях, можно заключить, что они являются необходимым элементом экономических отно-шений и следствием глубокого разделения труда в системе рыночного обмена. Посредники раз-личного профиля и специализации обладают необходимыми ресурсами и преимуществами, ис-пользуя которые, можно значительно уменьшить издержки прямого обмена между конкретными производителями и потребителями (продавцами и покупателями). В результате этого происходит ускорение оборота благ и услуг, а их производители получают доступ к тем секторам сбыта, которые они не могли бы иметь, продвигаясь на них самостоятельно.
Естественно, что посредничество в определенных случаях может выполнять отрицательную функцию и замедлять продвижение экономических ресурсов на рынке. Это возможно, когда посредники спекулируют на своих преимуществах, завышая ставки доходов за счет клиентов. В условиях развитого рынка посредническая монополия преодолевается действием следующих факторов:
• законодательным ограничением монополизма в секторе посреднических услуг для сохране-ния конкуренции между посредниками;
• строгой регламентацией лицензирования и деятельности посредников, а также ужесточени-ем контрольных функций государства;
• развитием и расширением универсальных информационных сетей, к которым могут иметь доступ все заинтересованные рыночные агенты.
Разумеется, что услуги посреднических структур используются далеко не всегда, так как производители и потребители могут сами находить путь друг к другу. Для этих ситуаций разра-ботаны и отлажены механизмы заключения прямых торговых контрактов.
Таким образом, посредничество является универсальным качеством всех рыночных агентов, которые в той или иной степени участвуют в процессе конструирования трансакций. С этой точки зрения, развитый рынок фактически является сложнейшей системой контрактации, кото-рая, постоянно изменяясь и модифицируясь, обеспечивает расширение, ускорение и повышение эффективности экономического обмена. Кроме того, посреднические функции реализуются не только в системе рыночного обмена, они характерны для множества социальных действий и взаимодействий людей, включенных в многообразную и многофункциональную систему соци-ального обмена (социальных сетей) на различных уровнях организации общества.
Категория: Экономическая социология | Добавил: Wrecker (18 Мар 2012)
Просмотров: 1947 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
04 Май 2024
20:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz