Конъюнктурные модели экономического поведения на рынке труда
Наиболее массовые модели экономического поведения демонстрируют работники и работо-датели, которые находятся в состоянии перманентного поиска равновесия своих экономических интересов по отношению друг к другу. Однако в реальности равновесие рынка труда, как для тех, так и для других является недостижимым идеалом. Это связано, в том числе и с тем, что конъюнктура рынка находится в состоянии постоянных колебаний, которые порождаются множеством эндогенных и экзогенных факторов. Поэтому и работники, и работодатели предпринимают многочисленные усилия для оптимизации рисков, связанных с падением и подъемом рыночной конъюнктуры. Эти усилия, во-первых, могут носить стихийный характер и проявляться в различных фор-мах индивидуальных, групповых и массовых спонтанных реакций, которые со стороны наемных работников направлены на создание стабильных и приемлемых условий занятости, а со стороны предпринимателей (работодателей) – на поиск надежных механизмов обеспечения рентабельности предприятий. Во-вторых, эти усилия имеют тенденцию к рационализации. Так, в процессе переговоров профсоюзов и работодателей относительно достижения общественно допустимых и целесооб-разных «порогов терпения» устанавливаются договорные критерии распределения социальных и экономических издержек и страхования рисков с обеих сторон. В-третьих, функцию сохранения социального равновесия между наемным трудом и капита-лом, постоянно нарушаемого конъюнктурными факторами рынка, выполняет правительство, которое в развитых и богатых экономиках перераспределяет ресурсы и доходы таким образом, чтобы амортизировать конфликты сторон, и восстановить необходимые «пропорции» обще-ственного согласия между ними. И все же социально-политические механизмы и институты социального партнерства, обес-печивающие достижение и поддержание социального равновесия между основными субъектами рынка – наемными работниками и работодателями (предпринимателями), не могут полностью амортизировать результаты объективного действия экономической конъюнктуры, которая наблюдается в форме больших, средних и малых колебаний. Тем более что, по мнению такого выдающегося экономиста, как Л. Мизес, именно интервенционистское воздействие государства на рыночный процесс, стимулированное теоретиками регулирования рынка и адептами социальной экономики, заводит ее в такие тупики, которые только усиливают, а не сглаживают отрицательные последствия конъюнктурных подъемов и спадов . Многочисленные исследования показали, что конъюнктурные колебания воздействуют на массовую психологию и поведение больших групп людей, включенных в рыночный процесс. В свою очередь «социальная конъюнктура» массовых настроений, мнений, социальных установок и экономических решений рыночных агентов, актуализирующихся под влиянием изменяющихся показателей и параметров рыночной конъюнктуры, прямо или косвенно влияет на функционирование рыночного механизма. Эффекты, которые «деформируют» рыночный механизм в условиях конъюнктурных колебаний, являются еще одним доказательством того, что стохастическая структура массовых действий экономических агентов, преследующих свою выгоду, дискретна по своему содержанию, а рациональный элемент не всегда и не обязательно занимает в ней доминирующее место. Это касается, как ситуаций экономического спада, в рамках которого каждый «спасается, как может», так и экономического бума, в рамках которого каждый старается получить наибольшие преимущества и выгоды, не думая об отрицательных долгосрочных последствиях своих максимизационных действий . Например, Дж. Кейнс по этому поводу утверждал следующее. Заметная часть действий эко-номических агентов, поскольку они направлены на что-то позитивное, зависит скорее от само-произвольного оптимизма, нежели от скрупулезных расчетов, основанных на моральных, гедо-нистических или экономических мотивах. Большинство наших решений позитивного характера, последствия которых скажутся в полной мере лишь по происшествии многих дней, принимаются под влиянием одной лишь жизнерадостности – этой спонтанно возникающей решимости действовать, а не сидеть, сложа руки, но отнюдь не в результате определения арифметической средней из тех или иных количественно измеряемых выгод, взвешенных по вероятности каждой из них . Надо помнить, что человеческие решения, воздействующие на будущее в личных, политических или экономических делах, не могут полагаться на строгие математически обоснованные предположения, поскольку отсутствует база для их обоснования . Таким образом, феномен экономической конъюнктуры связан не только с рациональными решениями, принимаемыми различными субъектами в определенный момент времени, но и в не меньшей степени – с колебаниями массовой психологии агентов рынка. То есть экономическая мотивация находится под влиянием «приливов» и «отливов» оптимизма и пессимизма (эффект «animal spirits») , которые сопровождают различные фазы рыночных колебаний и влияют на методы рационального выбора экономических агентов, не важно, в каком секторе специализации они действуют. И это тем более верно в связи с отсутствием объективных доказательств того, что сама экономическая рациональность является абсолютным условием поведения рыночных агентов. Во-первых, потому, что ни один экономический агент не обладает полным знанием о пове-дении рыночного механизма и вынужден действовать в условиях рыночной неопределенности методом проб и ошибок. Это касается как рядовых агентов рынка, например наемных работни-ков, так и работодателей (предпринимателей), а также тех экспертов и государственных чинов-ников, которые принимают ответственные решения, «регулируя» параметры рыночного меха-низма. Во-вторых, потому, что индивидуальные рациональные действия экономических субъектов могут называться таковыми только в дискретном поле конкретных рыночных ситуаций в пределах их (субъектов) понимания и интерпретации будущих событий. Все то, что находится за пределами их рационального понимания, превращается в предположения и описывается в терминах вероятностной логики неопределенности и риска. Таким образом, «сектор» рационального поведения весьма ограничен, как для тех, кто стремится действовать рациональ-но, так и для тех, кто прогнозирует и оценивает их действия. В-третьих, потому, что не существует универсальных методов эквивалентного согласования экономических интересов в процессе рыночного обмена – в стохастической среде рынка всегда действуют элементы конкуренции, которые предполагают выигрыш одной стороны и проигрыш другой. И т.д. В современных экономических теориях, анализирующих поведение рыночных субъектов в условиях конъюнктуры, объяснение массовых реакций социального, социально-психологического и психологического плана, влияющих на функционирование механизма спроса–предложения, носит, как правило, фрагментарный характер частных гипотез и предположений. Эти гипотезы формулируются, преимущественно, на уровне здравого смысла или на основе тех или иных психологических или социологических концепций, которые вводятся в экономические теории с целью объяснить те или иные «аномалии» поведения различных секторов рынка, особенно в условиях краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных конъюнктурных колебаний . С нашей точки зрения, наиболее интересные и обобщенные модели конъюнктурного пове-дения демонстрируются в рамках теоретического и эмпирического анализа длинноволновых колебаний. Большинство концепций, объясняющих динамику этих колебаний (волн Н. Кондратьева), ориентировано на поиск, теоретическое (и статистическое) конструирование социально-экономических механизмов, детерминирующих длинные волны нововведений (Й. Шумпетер, Н. Кондратьев, Г. Менш, А. Клейнкнехт, Дж. Ван Дейн, В. Маевский и др.) . Отметим, что в центре инновационного процесса стоят конкретные люди, ментальные, пси-хологические и поведенческие особенности которых, с одной стороны, во многом зависят от социально-экономической конъюнктуры, с другой стороны – оказывают на нее существенное влияние. Все это может способствовать проявлению активных или, наоборот, пассивных реак-ций человеческого фактора на те или иные сигналы экономической среды. На этот факт указы-вают, в частности, исследования К. Де Грина, который разработал макропсихологическую типологию поведения людей в рамках длинноволнового цикла Кондратьева. Если объединить типологию К. Де Грина с обобщенной типологией социально-экономических ситуаций длинной волны Дж. Ван Дейна и Ч. Фримена, то можно еще более выпукло показать особенности массовых поведенческих реакций, синхронных различным фазам длинно-волнового экономического цикла. По Де Грину, массовые поведенческие реакции экономических агентов перманентно испы-тывают колебания в зависимости от конъюнктуры рыночных колебаний. Это в частности отно-сится и к таким субъектам рынка, как наемные работники и работодатели (предприниматели), которые в различных фазах длинных волн меняют ценности, приоритеты и мотивации своего поведения. Они интенсифицируют, оптимизируют или, наоборот, снижают свою экономиче-скую и социальную активность в зависимости от объективных условий той рыночной среды, в рамках которой они действуют. Таблица 3 Синхронизация типологий социально-экономических ситуаций (по Ван Дейну и Фримену) и массовых поведенческих реакций (по Де Грину) в рамках циклов Кондратьева Характеристики макроэкономической ситуации по Ван Дейну и Фримену Параметры экономи-ческой си-туации Фазы длинной волны Депрессия Оживление Процветание Рецессия ВНП Минимальный рост или отсут-ствие роста Увеличение тем-пов роста Устойчивый и быстрый рост Снижение темпов роста Инвести-ционный спрос Излишние произ-водственные мощности и их недоиспользова-ние. Рационализа-ция инвестиций Рост замещающих инвестиций, воз-никновение новых секторов Устойчивое рас-ширение капи-тальных запасов. Рост инвестиций в инфраструктуру Инвестиции, уве-личивающие мас-штабы производ-ства Потреби-тельский спрос Продолжающийся спрос за счет лич-ных сбережений. Удорожание сбе-режений Покупательная способность в по-исках новых пред-ложений и рынков Расширение спро-са во всех секто-рах Продолжающийся рост в новых сек-торах Занятость Массовая безрабо-тица в соответ-ствии с рациона-лизацией и стагнирующим спросом Снижение нормы безработицы по мере обновления основного капита-ла и роста спроса на новые продук-ты Достижение «пол-ной» занятости по мере распростра-нения влияния ли-дирующего секто-ра на всю эконо-мику Рост безработицы Рыночная структура Монополистиче-ская или олигопо-листическая ры-ночная структура, рост нормы банк-ротств Формирование новых рынков с немногими конку-рентами Конкурентный рынок в ранней стадии с последу-ющей концентра-цией и централи-зацией капитала Процесс слияний, концентрации и централизации капитала, форми-рование монопо-листической ры-ночной структуры Макропсихологическая типология поведения по Де Грину Макропсихологиче-ские черты Фазы длинной волны Депрессия Оживление, восстановление Процветание Рецессия, спад Восприятие прямой угрозы Падает до мак-симума Падает Слабое Растет Восприятие благо-приятной возможно-сти Расширяется Широкое Ограничено Очень ограни-чено Творческая актив-ность Увеличивается до максимума Поддерживает-ся на высоком уровне Колеблется, за-тем уменьшает-ся Низкая Обучение Увеличивается Высокое Падает Низкое Тревога Уменьшается Низкая Низкая Достигает мак-симума Стремление к риску Растет Высокое Падает Низкое Мотивация, мораль, удовлетворение ра-ботой Растет Высокое Падает Низкая Отчуждение и паде-ние нравов Падает Низкое Растет Наибольшее Ценности Экономические Конфликтные Космополити-ческие Консерватив-ные
Следует подчеркнуть, что нельзя рассматривать эти реакции с точки зрения односторонней детерминации, в соответствии с которой агенты рынка выступают лишь в качестве пассивной стороны, испытывающей воздействие объективных факторов. Нам представляется, и на это в своей теории социального поведения указывал и Н. Кондратьев, что перед нами система взаимной детерминации, в рамках которой наблюдаются «двухсторонние функции эластичности» между экономическими механизмами, которые вызывают конъюнктурные колебания, и массовыми поведенческими реакциям различных агентов рынка. Естественно, что в реальности это функциональное соотношение установить достаточно сложно. Однако вполне уместно, опираясь на предположения К. Де Грина, Дж. Ван Дейна и Ч. Фримена, представить некую гипотетическую интерпретацию процессов взаимодействия указанных экономических и неэкономических факторов, которые наблюдаются в различных фазах длинных волн. Эту интерпретацию мы осуществим, выделив наиболее типичные модели поведения предпринимателей (работодателей) и наемных работников. В целом наиболее типичные модели экономического поведения предпринимателей в рамках четырех фаз длинных волн могут быть представлены следующим образом. Таблица 4 Изменение экономической активности предпринимателей в различных фазах длинной волны Кондратьева Депрессия Действуют экспансионистские модели поведения, основанные на риске и творческом поиске новых альтернатив Оживление Действуют оптимистические модели поведения, обусловленные факторами эко-номического роста, расширения рынка и конкурентной борьбы Процвета-ние Действуют стабилизационные модели поведения, ориентированные на защиту и сохранение достигнутого экономического статуса Рецессия Действуют консервативные, пессимистические модели поведения, ориентиро-ванные на свертывание экономической активности и защиту активов
Экспансионистская модель поведения в фазе депрессии. В этой фазе спад производства, от-сутствие роста ВНП, появление излишних, не использующихся мощностей, банкротства и тому подобные последствия депрессии вызывают следующие реакции предпринимательского корпу-са. Происходит массовая консолидация предпринимательского потенциала, который концен-трируется в направлении поиска альтернатив, нивелирующих и амортизирующих последствия депрессии. Эти альтернативы могут быть самыми разными: от защиты капитальных и финансо-вых активов в условиях кризиса до поиска технологических, организационных и институцио-нальных инноваций, способствующих максимальному снижению издержек производства. Но самое главное, что все альтернативы экспансионистского поведения базируются на позитивной экономической мотивации, связанной с максимальной творческой инициативой, риском и поиском благоприятных возможностей для выхода из кризиса и осуществления экономического роста. Следует отметить, что параметры данной макропсихологической ситуации в фазе депрессии, представленные К. Де Грином и экстраполированные нами на поведенческие модели предпринимателей, базируются на концепциях Н. Кондратьева, Й. Шумпетера и их последователей, которые были сторонниками внедрения базовых инноваций в фазе депрессии. Оптимистическая модель поведения в фазе оживления. Эта фаза характеризуется следую-щими особенностями: начинается рост ВНП, инвестиций, возникают новые сектора экономики, формируются новые рынки и усиливается конкурентная борьба между предпринимателями. Монополистическая структура рынка, доминировавшая в фазе депрессии, в связи с его «сжатием» и выживанием наиболее мощных предпринимательских структур, частично «очищается» для новых фирм, предлагающих инновационные продукты, услуги и технологии. В отельных секторах экономики, особенно лидирующих, начинается активная диффузия инноваций, получивших развитие в предыдущий период. В этих условиях оптимистическая модель предпринимательского поведения, с одной сторо-ны, отражает общий подъем конъюнктуры на рынках, а с другой – является стимулирующим фактором этого роста, то есть происходит синхронизация экономического роста и оптимистических ожиданий и предпочтений активных экономических агентов, которые способствуют этому росту. Основные макропсихологические особенности оптимистической модели предпринимательского поведения заключаются в следующем. Агрессивный прорыв на рынки определенной популяции предпринимателей, осуществлен-ный на предыдущем этапе, позволяет им усиливать прессинг на старых рынках и открывать но-вые сектора в условиях интенсивной конкуренции. Как и на предыдущем этапе, действия пред-принимателей отличаются максимальным риском и творческой инициативой. Однако в фазе оживления риск предпринимателя в большей степени направлен на достижение устойчивого статуса и закрепления собственной экономической ниши. Эта потребность особенно возрастает в фазе процветания. Стабилизационная модель поведения в фазе процветания. Общая макроэкономическая ситу-ация в этой фазе длинной волны характеризуется следующими особенностями: устойчивым ро-стом ВНП, возрастанием капитальных запасов и инвестиций, дальнейшим развитием конку-рентных рынков с постепенно усиливающейся тенденцией к концентрации и централизации капитала. В конечном итоге, процесс развития успешных фирм и предприятий замедляется, предельная производительность их капитальных благ достигает своего максимума. В этой ситуации наиболее типичное поведение предпринимателей можно охарактеризовать так. Их приоритеты, связанные с экспансией и расширением производственного потенциала, постепенно сменяются приоритетами сохранения стабильности и устойчивости достигнутого экономического статуса. Одним из элементов такой стратегии является постепенный перенос акцентов из сферы «прямой» конкурентной борьбы в сферу монополистической конкуренции. В этом случае основными факторами сохранения стабильности являются не повышение производительности и снижение издержек, а создание институциональных и экономических барьеров, способствующих вытеснению оппонентов. В связи с наличием общей благоприятной ситуации социально-психологические особенно-сти стабилизационных моделей поведения характеризуются снижением уровня тревожности. Это, в свою очередь, способствует тенденции к минимизации риска и ориентации на решение достаточно стандартных, апробированных задач. Отсюда следует тенденция к постепенному снижению творческой активности предпринимателей и их рентоориентированному поведе-нию, связанному с эксплуатацией результатов, которые были достигнуты в прошлом. В конечной стадии этой фазы начинает возникать тенденция к постепенному созданию условий к переводу производственного капитала в более надежные, ликвидные активы. Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада). В этой фазе происходит снижение темпов роста ВНП, объем капитала постепенно становится избыточным, увеличиваются товарные запасы при одновременном уменьшении спроса. Падение экономиче-ской конъюнктуры отражается на сужении производства, уменьшении занятости и увеличении банкротств и слияний. Усиливаются тенденции к концентрации и монополизации капитала, начинается процесс сворачивания производства в секторах, где в наибольшей степени наблю-даются рецидивы спада. Фазе рецессии соответствуют следующие характерные черты действий предпринимателей. Консервативно-пессимистическая составляющая предпринимательского поведения начинает сменять стабилизационную постепенно. Это объясняется инерцией в процессе смены социальных и экономических стереотипов, которые не могут эластично изменяться в соответствии с изменением экономической конъюнктуры. То есть возникает ситуация отставания в осознании нарастающей объективной угрозы экономического спада и необходимости собственной мобилизации. В силу этого проявляются всем известные реакции и соответствующие им технологии экономического поведения, ориентированные на защиту обесценивающихся капитальных активов. В условиях спада «рациональная» реакция предпринимателей, нередко перерастающая в панику, предполагает сокращение издержек производства, товарных запасов, занятости, избавление от кредитов и вообще усиление общей установки, связанной с бегством от реальных капитальных активов в сферу спекулятивных операций. Далее рассмотрим возможные модели поведения наемных работников в условиях повыша-тельной (оживление и процветание) и понижательной (рецессия и депрессия) фаз длинной вол-ны. Мы считаем, что, используя четырехфазную модель К. Де Грина, объяснять поведение наем-ных работников гораздо проблематичнее, чем поведение предпринимателей (работодателей). Дело в том, что предпринимательский корпус – наиболее мобильная часть экономически актив-ного населения, которая наиболее дифференцированно и наиболее реалистично реагирует на изменение параметров экономической конъюнктуры. В свою очередь значительная часть заня-тых по найму относится к более пассивной категории экономических агентов, реакции которых более диффузны. Естественно, что данное положение нельзя абсолютизировать, поскольку категория занятых по найму неоднородна . В ее состав входят и такие активные группы, которые могут пополнять ряды предпринимателей и включаться в различные формы самозанятости. Кроме того, следует отметить, что реакции предпринимателей и наемных работников на из-менение экономической конъюнктуры неоднородны. Это подтверждается гипотезой С. Дубров-ского, который в своей теоретической модели длинной волны Кондратьева обосновал предпо-ложение о том, что экстремальные точки социальной напряженности и психологического дис-комфорта разных социальных групп концентрируются в разных фазах волны. Точнее, пики со-циальной напряженности достигаются в течение одного цикла, но с эпицентрами в разных слоях общества . Развивая это положение, С. Дубровский утверждает следующее. Социальная напряженность в обществе обычно связывается с неравномерным распределением доходов между различными группами. Исходя из этого, гипотетическая волна социальной напряженности, если она существует, должна совпадать по фазе с волной эффективности новшеств. Это объясняется тем, что разрыв в доходах различных социальных групп зависит, в частности, от разрыва между производительностью труда на новых рабочих местах и средней производительностью труда, определяющей среднюю заработную плату для лиц наемного труда . Если исходить из теории максимального психологического дискомфорта в моменты перехо-да от роста доходов к их относительному снижению, то можно предположить следующее. Груп-пы, связанные с доходами от инноваций (то есть предприниматели), испытывают максимальный стресс в ситуации, когда, во-первых, эффективность новшеств достигает максимума, и, во-вторых, когда величина ВНП достигает минимума и только начинает расти, отставая от роста нормы прибыли и фондоотдачи . Данное утверждение, по-видимому, синхронно макропсихологической концепции К. Де Грина, который связывает фазу депрессии в рамках длинной волны с «максимальным выбросом адреналина» у категории активных экономических агентов, несущих ответственность за внедрение инноваций. Этот позитивный импульс, демонстрируемый предпринимателями в условиях депрессии, указывает на особый тип «социального стресса», связанного, по словам Й Шумпетера, с процессом «созидательного разрушения» . Очевидно, что пик социального и психологического дискомфорта значительная часть наем-ных работников ощущает в совершенно иной ситуации. По мнению С. Дубровского, наемные работники, чьи доходы зависят от общей экономической ситуации, испытывают максимальный стресс в социально-экономических условиях, когда длительный подъем сменяется спадом и ко-гда эффективность новшеств достигает минимума, а вслед за этим начинают интенсивно падать норма прибыли и фондоотдача, что влечет за собой падение ВНП . Учитывая все это, достаточно абстрактная модель К. Де Грина (в ней рассматривается фено-мен коллективного поведения наций) позволяет гипотетически выделить несколько типов поведения занятых, существенно отличающихся в повышательной и понижательной фазах длинной волны. Оптимистическая модель в повышательной фазе. В рамках повышательной фазы длинной волны наблюдается улучшение и стабилизация макроэкономической ситуации, что проявляется в снижении безработицы и достижении максимального уровня занятости. Это детерминируется ростом инвестиционного спроса, формированием и расширением новых рынков. Происходит увеличение темпов роста ВНП, заработной платы и доходов занятых, что, в свою очередь сти-мулирует рост производства. Эти параметры экономического подъема оказывают свое позитив-ное воздействие на поведение занятых по найму, которое характеризуются следующими осо-бенностями. Постепенно минимизируются стрессогенные последствия спада. Снижается прямая угроза благосостоянию занятых работников, а восприятие благоприятных альтернатив и возможностей расширяется. В связи с увеличением занятости и ростом доходов обнаруживается тенденция роста творческой инициативы, которая в наибольшей степени проявляется в первом периоде повышательной фазы длинной волны. Расширение рынка труда способствует увеличению альтернатив занятости, что, в свою очередь, увеличивает склонность наемных работников к риску в плане поиска новых рабочих мест и предъявлении повышенных требований к работодателям. Речь идет о том, что в условиях роста потребности в рабочей силе асимметрия спроса–предложения на рынке труда может смещаться в сторону наемных работников (особенно высококвалифицированных). В фазе оживления (роста) и, соответственно, расширения занятости, доминируют оптими-стические доминанты и ценности экономического поведения, которые обусловлены благопри-ятной социально-экономической ситуацией, относительным ростом доходов и расширением альтернатив на рынке труда. В фазе процветания (стабильности) процесс экономического роста достигает своего естественного предела (плато); в этих условиях основной доминантой эконо-мического поведения занятых по найму (точно так же, как и предпринимателей) является моти-вация сохранения стабильности своего социально-экономического положения. Эта установка массового поведения является «активным» социальным тормозом, противодействующим отри-цательным последствиям неизбежного спада экономической активности. Формы этого социаль-ного противодействия могут выражаться в различных активных и пассивных формах адаптив-ного поведения. Активные и пассивные модели адаптивного поведения работников в понижательной фазе. В условиях начинающегося спада, переходящего в депрессию, происходит резкая поляризация социальных установок и мотиваций занятых, эпицентры которой находятся в различных соци-альных группах. У одной группы занятых по найму макропсихологические характеристики в условиях рецессии, указанные Де Грином, проявляются и пролонгируются и на период депрес-сии (пассивные модели адаптации). В то же время другая группа занятых по найму резко изме-няет стереотипы своего поведения и в условиях депрессии демонстрирует установки, в большей степени характерные для предпринимателей (активные модели адаптации). Активную модель адаптации можно гипотетически дифференцировать на три вида. Во-первых, экономический спад и депрессия порождают массовые протесты, связанные с проявле-нием различных форм экономической и социально-политической борьбы. Естественно, что часть наиболее активных представителей занятого по найму населения интегрируется и инсти-туционализируется в рамках профсоюзных и социально-политических движений, отражающих и защищающих их интересы. Во-вторых, активной реакцией на спад экономической активности является интенсивный поиск новых секторов спроса и предложения рабочей силы. В-третьих, в условиях спада и депрессии среди наиболее квалифицированных и энергичных наемных работников может наблюдаться тенденция к смене экономического статуса и переходу в категорию самозанятых или предпринимателей. Пассивные формы адаптивного, а в ряде случаев по существу неадаптивного, поведения за-нятых в условиях спада и депрессии также можно подразделить на несколько видов. Во-первых, можно выделить определенную часть занятых работников, которые по разным причинам индифферентно относятся к ухудшению своего положения при условии сохранения своего рабочего места. Во-вторых, – группу маргиналов, которые переходят в категорию люмпенов и наполняют «отстойники» социальных систем, особенно в период экономических депрессий и кризисов. В-третьих, можно выделить самую многочисленную группу занятых по найму, которая относится к категории потенциальных или реальных безработных. Данная группа демонстрирует самые массовые виды поведенческих реакций, отражающих негативное отношение к последствиям экономических спадов и депрессий. Она и является тем «горючим материалом», который используется различными политическими лидерами и демагогами в процессе борьбы за власть.