Суббота, 04 Май 2024, 08:56
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Экономическая социология

Конъюнктурные модели экономического поведения на рынке труда
Наиболее массовые модели экономического поведения демонстрируют работники и работо-датели, которые находятся в состоянии перманентного поиска равновесия своих экономических интересов по отношению друг к другу. Однако в реальности равновесие рынка труда, как для тех, так и для других является недостижимым идеалом. Это связано, в том числе и с тем, что конъюнктура рынка находится в состоянии постоянных колебаний, которые порождаются множеством эндогенных и экзогенных факторов. Поэтому и работники, и работодатели предпринимают многочисленные усилия для оптимизации рисков, связанных с падением и подъемом рыночной конъюнктуры.
Эти усилия, во-первых, могут носить стихийный характер и проявляться в различных фор-мах индивидуальных, групповых и массовых спонтанных реакций, которые со стороны наемных работников направлены на создание стабильных и приемлемых условий занятости, а со стороны предпринимателей (работодателей) – на поиск надежных механизмов обеспечения рентабельности предприятий.
Во-вторых, эти усилия имеют тенденцию к рационализации. Так, в процессе переговоров профсоюзов и работодателей относительно достижения общественно допустимых и целесооб-разных «порогов терпения» устанавливаются договорные критерии распределения социальных и экономических издержек и страхования рисков с обеих сторон.
В-третьих, функцию сохранения социального равновесия между наемным трудом и капита-лом, постоянно нарушаемого конъюнктурными факторами рынка, выполняет правительство, которое в развитых и богатых экономиках перераспределяет ресурсы и доходы таким образом, чтобы амортизировать конфликты сторон, и восстановить необходимые «пропорции» обще-ственного согласия между ними.
И все же социально-политические механизмы и институты социального партнерства, обес-печивающие достижение и поддержание социального равновесия между основными субъектами рынка – наемными работниками и работодателями (предпринимателями), не могут полностью амортизировать результаты объективного действия экономической конъюнктуры, которая наблюдается в форме больших, средних и малых колебаний. Тем более что, по мнению такого выдающегося экономиста, как Л. Мизес, именно интервенционистское воздействие государства на рыночный процесс, стимулированное теоретиками регулирования рынка и адептами социальной экономики, заводит ее в такие тупики, которые только усиливают, а не сглаживают отрицательные последствия конъюнктурных подъемов и спадов .
Многочисленные исследования показали, что конъюнктурные колебания воздействуют на массовую психологию и поведение больших групп людей, включенных в рыночный процесс. В свою очередь «социальная конъюнктура» массовых настроений, мнений, социальных установок и экономических решений рыночных агентов, актуализирующихся под влиянием изменяющихся показателей и параметров рыночной конъюнктуры, прямо или косвенно влияет на функционирование рыночного механизма.
Эффекты, которые «деформируют» рыночный механизм в условиях конъюнктурных колебаний, являются еще одним доказательством того, что стохастическая структура массовых действий экономических агентов, преследующих свою выгоду, дискретна по своему содержанию, а рациональный элемент не всегда и не обязательно занимает в ней доминирующее место. Это касается, как ситуаций экономического спада, в рамках которого каждый «спасается, как может», так и экономического бума, в рамках которого каждый старается получить наибольшие преимущества и выгоды, не думая об отрицательных долгосрочных последствиях своих максимизационных действий .
Например, Дж. Кейнс по этому поводу утверждал следующее. Заметная часть действий эко-номических агентов, поскольку они направлены на что-то позитивное, зависит скорее от само-произвольного оптимизма, нежели от скрупулезных расчетов, основанных на моральных, гедо-нистических или экономических мотивах. Большинство наших решений позитивного характера, последствия которых скажутся в полной мере лишь по происшествии многих дней, принимаются под влиянием одной лишь жизнерадостности – этой спонтанно возникающей решимости действовать, а не сидеть, сложа руки, но отнюдь не в результате определения арифметической средней из тех или иных количественно измеряемых выгод, взвешенных по вероятности каждой из них . Надо помнить, что человеческие решения, воздействующие на будущее в личных, политических или экономических делах, не могут полагаться на строгие математически обоснованные предположения, поскольку отсутствует база для их обоснования .
Таким образом, феномен экономической конъюнктуры связан не только с рациональными решениями, принимаемыми различными субъектами в определенный момент времени, но и в не меньшей степени – с колебаниями массовой психологии агентов рынка. То есть экономическая мотивация находится под влиянием «приливов» и «отливов» оптимизма и пессимизма (эффект «animal spirits») , которые сопровождают различные фазы рыночных колебаний и влияют на методы рационального выбора экономических агентов, не важно, в каком секторе специализации они действуют. И это тем более верно в связи с отсутствием объективных доказательств того, что сама экономическая рациональность является абсолютным условием поведения рыночных агентов.
Во-первых, потому, что ни один экономический агент не обладает полным знанием о пове-дении рыночного механизма и вынужден действовать в условиях рыночной неопределенности методом проб и ошибок. Это касается как рядовых агентов рынка, например наемных работни-ков, так и работодателей (предпринимателей), а также тех экспертов и государственных чинов-ников, которые принимают ответственные решения, «регулируя» параметры рыночного меха-низма.
Во-вторых, потому, что индивидуальные рациональные действия экономических субъектов могут называться таковыми только в дискретном поле конкретных рыночных ситуаций в пределах их (субъектов) понимания и интерпретации будущих событий. Все то, что находится за пределами их рационального понимания, превращается в предположения и описывается в терминах вероятностной логики неопределенности и риска. Таким образом, «сектор» рационального поведения весьма ограничен, как для тех, кто стремится действовать рациональ-но, так и для тех, кто прогнозирует и оценивает их действия.
В-третьих, потому, что не существует универсальных методов эквивалентного согласования экономических интересов в процессе рыночного обмена – в стохастической среде рынка всегда действуют элементы конкуренции, которые предполагают выигрыш одной стороны и проигрыш другой. И т.д.
В современных экономических теориях, анализирующих поведение рыночных субъектов в условиях конъюнктуры, объяснение массовых реакций социального, социально-психологического и психологического плана, влияющих на функционирование механизма спроса–предложения, носит, как правило, фрагментарный характер частных гипотез и предположений. Эти гипотезы формулируются, преимущественно, на уровне здравого смысла или на основе тех или иных психологических или социологических концепций, которые вводятся в экономические теории с целью объяснить те или иные «аномалии» поведения различных секторов рынка, особенно в условиях краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных конъюнктурных колебаний .
С нашей точки зрения, наиболее интересные и обобщенные модели конъюнктурного пове-дения демонстрируются в рамках теоретического и эмпирического анализа длинноволновых колебаний. Большинство концепций, объясняющих динамику этих колебаний (волн Н. Кондратьева), ориентировано на поиск, теоретическое (и статистическое) конструирование социально-экономических механизмов, детерминирующих длинные волны нововведений (Й. Шумпетер, Н. Кондратьев, Г. Менш, А. Клейнкнехт, Дж. Ван Дейн, В. Маевский и др.) .
Отметим, что в центре инновационного процесса стоят конкретные люди, ментальные, пси-хологические и поведенческие особенности которых, с одной стороны, во многом зависят от социально-экономической конъюнктуры, с другой стороны – оказывают на нее существенное влияние. Все это может способствовать проявлению активных или, наоборот, пассивных реак-ций человеческого фактора на те или иные сигналы экономической среды. На этот факт указы-вают, в частности, исследования К. Де Грина, который разработал макропсихологическую типологию поведения людей в рамках длинноволнового цикла Кондратьева. Если объединить типологию К. Де Грина с обобщенной типологией социально-экономических ситуаций длинной волны Дж. Ван Дейна и Ч. Фримена, то можно еще более выпукло показать особенности массовых поведенческих реакций, синхронных различным фазам длинно-волнового экономического цикла.
По Де Грину, массовые поведенческие реакции экономических агентов перманентно испы-тывают колебания в зависимости от конъюнктуры рыночных колебаний. Это в частности отно-сится и к таким субъектам рынка, как наемные работники и работодатели (предприниматели), которые в различных фазах длинных волн меняют ценности, приоритеты и мотивации своего поведения. Они интенсифицируют, оптимизируют или, наоборот, снижают свою экономиче-скую и социальную активность в зависимости от объективных условий той рыночной среды, в рамках которой они действуют.
Таблица 3
Синхронизация типологий социально-экономических ситуаций (по Ван Дейну и Фримену)
и массовых поведенческих реакций (по Де Грину) в рамках циклов Кондратьева
Характеристики макроэкономической ситуации по Ван Дейну и Фримену
Параметры экономи-ческой си-туации Фазы длинной волны
Депрессия Оживление Процветание Рецессия
ВНП Минимальный рост или отсут-ствие роста Увеличение тем-пов роста Устойчивый и быстрый рост Снижение темпов роста
Инвести-ционный спрос Излишние произ-водственные мощности и их недоиспользова-ние. Рационализа-ция инвестиций Рост замещающих инвестиций, воз-никновение новых секторов Устойчивое рас-ширение капи-тальных запасов. Рост инвестиций в инфраструктуру Инвестиции, уве-личивающие мас-штабы производ-ства
Потреби-тельский спрос Продолжающийся спрос за счет лич-ных сбережений. Удорожание сбе-режений Покупательная способность в по-исках новых пред-ложений и рынков Расширение спро-са во всех секто-рах Продолжающийся рост в новых сек-торах
Занятость Массовая безрабо-тица в соответ-ствии с рациона-лизацией и стагнирующим спросом Снижение нормы безработицы по мере обновления основного капита-ла и роста спроса на новые продук-ты Достижение «пол-ной» занятости по мере распростра-нения влияния ли-дирующего секто-ра на всю эконо-мику Рост безработицы
Рыночная структура Монополистиче-ская или олигопо-листическая ры-ночная структура, рост нормы банк-ротств Формирование новых рынков с немногими конку-рентами Конкурентный рынок в ранней стадии с последу-ющей концентра-цией и централи-зацией капитала Процесс слияний, концентрации и централизации капитала, форми-рование монопо-листической ры-ночной структуры
Макропсихологическая типология поведения по Де Грину
Макропсихологиче-ские черты Фазы длинной волны
Депрессия Оживление,
восстановление Процветание Рецессия,
спад
Восприятие прямой угрозы Падает до мак-симума Падает Слабое Растет
Восприятие благо-приятной возможно-сти Расширяется Широкое Ограничено Очень ограни-чено
Творческая актив-ность Увеличивается до максимума Поддерживает-ся на высоком уровне Колеблется, за-тем уменьшает-ся Низкая
Обучение Увеличивается Высокое Падает Низкое
Тревога Уменьшается Низкая Низкая Достигает мак-симума
Стремление к риску Растет Высокое Падает Низкое
Мотивация, мораль, удовлетворение ра-ботой Растет Высокое Падает Низкая
Отчуждение и паде-ние нравов Падает Низкое Растет Наибольшее
Ценности Экономические Конфликтные Космополити-ческие Консерватив-ные

Следует подчеркнуть, что нельзя рассматривать эти реакции с точки зрения односторонней детерминации, в соответствии с которой агенты рынка выступают лишь в качестве пассивной стороны, испытывающей воздействие объективных факторов. Нам представляется, и на это в своей теории социального поведения указывал и Н. Кондратьев, что перед нами система взаимной детерминации, в рамках которой наблюдаются «двухсторонние функции эластичности» между экономическими механизмами, которые вызывают конъюнктурные колебания, и массовыми поведенческими реакциям различных агентов рынка. Естественно, что в реальности это функциональное соотношение установить достаточно сложно. Однако вполне уместно, опираясь на предположения К. Де Грина, Дж. Ван Дейна и Ч. Фримена, представить некую гипотетическую интерпретацию процессов взаимодействия указанных экономических и неэкономических факторов, которые наблюдаются в различных фазах длинных волн. Эту интерпретацию мы осуществим, выделив наиболее типичные модели поведения предпринимателей (работодателей) и наемных работников.
В целом наиболее типичные модели экономического поведения предпринимателей в рамках четырех фаз длинных волн могут быть представлены следующим образом.
Таблица 4
Изменение экономической активности предпринимателей
в различных фазах длинной волны Кондратьева
Депрессия Действуют экспансионистские модели поведения, основанные на риске и творческом поиске новых альтернатив
Оживление Действуют оптимистические модели поведения, обусловленные факторами эко-номического роста, расширения рынка и конкурентной борьбы
Процвета-ние Действуют стабилизационные модели поведения, ориентированные на защиту и сохранение достигнутого экономического статуса
Рецессия Действуют консервативные, пессимистические модели поведения, ориентиро-ванные на свертывание экономической активности и защиту активов

Экспансионистская модель поведения в фазе депрессии. В этой фазе спад производства, от-сутствие роста ВНП, появление излишних, не использующихся мощностей, банкротства и тому подобные последствия депрессии вызывают следующие реакции предпринимательского корпу-са.
Происходит массовая консолидация предпринимательского потенциала, который концен-трируется в направлении поиска альтернатив, нивелирующих и амортизирующих последствия депрессии. Эти альтернативы могут быть самыми разными: от защиты капитальных и финансо-вых активов в условиях кризиса до поиска технологических, организационных и институцио-нальных инноваций, способствующих максимальному снижению издержек производства. Но самое главное, что все альтернативы экспансионистского поведения базируются на позитивной экономической мотивации, связанной с максимальной творческой инициативой, риском и поиском благоприятных возможностей для выхода из кризиса и осуществления экономического роста.
Следует отметить, что параметры данной макропсихологической ситуации в фазе депрессии, представленные К. Де Грином и экстраполированные нами на поведенческие модели предпринимателей, базируются на концепциях Н. Кондратьева, Й. Шумпетера и их последователей, которые были сторонниками внедрения базовых инноваций в фазе депрессии.
Оптимистическая модель поведения в фазе оживления. Эта фаза характеризуется следую-щими особенностями: начинается рост ВНП, инвестиций, возникают новые сектора экономики, формируются новые рынки и усиливается конкурентная борьба между предпринимателями. Монополистическая структура рынка, доминировавшая в фазе депрессии, в связи с его «сжатием» и выживанием наиболее мощных предпринимательских структур, частично «очищается» для новых фирм, предлагающих инновационные продукты, услуги и технологии. В отельных секторах экономики, особенно лидирующих, начинается активная диффузия инноваций, получивших развитие в предыдущий период.
В этих условиях оптимистическая модель предпринимательского поведения, с одной сторо-ны, отражает общий подъем конъюнктуры на рынках, а с другой – является стимулирующим фактором этого роста, то есть происходит синхронизация экономического роста и оптимистических ожиданий и предпочтений активных экономических агентов, которые способствуют этому росту. Основные макропсихологические особенности оптимистической модели предпринимательского поведения заключаются в следующем.
Агрессивный прорыв на рынки определенной популяции предпринимателей, осуществлен-ный на предыдущем этапе, позволяет им усиливать прессинг на старых рынках и открывать но-вые сектора в условиях интенсивной конкуренции. Как и на предыдущем этапе, действия пред-принимателей отличаются максимальным риском и творческой инициативой. Однако в фазе оживления риск предпринимателя в большей степени направлен на достижение устойчивого статуса и закрепления собственной экономической ниши. Эта потребность особенно возрастает в фазе процветания.
Стабилизационная модель поведения в фазе процветания. Общая макроэкономическая ситу-ация в этой фазе длинной волны характеризуется следующими особенностями: устойчивым ро-стом ВНП, возрастанием капитальных запасов и инвестиций, дальнейшим развитием конку-рентных рынков с постепенно усиливающейся тенденцией к концентрации и централизации капитала. В конечном итоге, процесс развития успешных фирм и предприятий замедляется, предельная производительность их капитальных благ достигает своего максимума. В этой ситуации наиболее типичное поведение предпринимателей можно охарактеризовать так.
Их приоритеты, связанные с экспансией и расширением производственного потенциала, постепенно сменяются приоритетами сохранения стабильности и устойчивости достигнутого экономического статуса. Одним из элементов такой стратегии является постепенный перенос акцентов из сферы «прямой» конкурентной борьбы в сферу монополистической конкуренции. В этом случае основными факторами сохранения стабильности являются не повышение производительности и снижение издержек, а создание институциональных и экономических барьеров, способствующих вытеснению оппонентов.
В связи с наличием общей благоприятной ситуации социально-психологические особенно-сти стабилизационных моделей поведения характеризуются снижением уровня тревожности. Это, в свою очередь, способствует тенденции к минимизации риска и ориентации на решение достаточно стандартных, апробированных задач. Отсюда следует тенденция к постепенному снижению творческой активности предпринимателей и их рентоориентированному поведе-нию, связанному с эксплуатацией результатов, которые были достигнуты в прошлом. В конечной стадии этой фазы начинает возникать тенденция к постепенному созданию условий к переводу производственного капитала в более надежные, ликвидные активы.
Консервативно-пессимистическая модель поведения в фазе рецессии (спада). В этой фазе происходит снижение темпов роста ВНП, объем капитала постепенно становится избыточным, увеличиваются товарные запасы при одновременном уменьшении спроса. Падение экономиче-ской конъюнктуры отражается на сужении производства, уменьшении занятости и увеличении банкротств и слияний. Усиливаются тенденции к концентрации и монополизации капитала, начинается процесс сворачивания производства в секторах, где в наибольшей степени наблю-даются рецидивы спада. Фазе рецессии соответствуют следующие характерные черты действий предпринимателей.
Консервативно-пессимистическая составляющая предпринимательского поведения начинает сменять стабилизационную постепенно. Это объясняется инерцией в процессе смены социальных и экономических стереотипов, которые не могут эластично изменяться в соответствии с изменением экономической конъюнктуры. То есть возникает ситуация отставания в осознании нарастающей объективной угрозы экономического спада и необходимости собственной мобилизации. В силу этого проявляются всем известные реакции и соответствующие им технологии экономического поведения, ориентированные на защиту обесценивающихся капитальных активов. В условиях спада «рациональная» реакция предпринимателей, нередко перерастающая в панику, предполагает сокращение издержек производства, товарных запасов, занятости, избавление от кредитов и вообще усиление общей установки, связанной с бегством от реальных капитальных активов в сферу спекулятивных операций.
Далее рассмотрим возможные модели поведения наемных работников в условиях повыша-тельной (оживление и процветание) и понижательной (рецессия и депрессия) фаз длинной вол-ны.
Мы считаем, что, используя четырехфазную модель К. Де Грина, объяснять поведение наем-ных работников гораздо проблематичнее, чем поведение предпринимателей (работодателей). Дело в том, что предпринимательский корпус – наиболее мобильная часть экономически актив-ного населения, которая наиболее дифференцированно и наиболее реалистично реагирует на изменение параметров экономической конъюнктуры. В свою очередь значительная часть заня-тых по найму относится к более пассивной категории экономических агентов, реакции которых более диффузны. Естественно, что данное положение нельзя абсолютизировать, поскольку категория занятых по найму неоднородна . В ее состав входят и такие активные группы, которые могут пополнять ряды предпринимателей и включаться в различные формы самозанятости.
Кроме того, следует отметить, что реакции предпринимателей и наемных работников на из-менение экономической конъюнктуры неоднородны. Это подтверждается гипотезой С. Дубров-ского, который в своей теоретической модели длинной волны Кондратьева обосновал предпо-ложение о том, что экстремальные точки социальной напряженности и психологического дис-комфорта разных социальных групп концентрируются в разных фазах волны. Точнее, пики со-циальной напряженности достигаются в течение одного цикла, но с эпицентрами в разных слоях общества . Развивая это положение, С. Дубровский утверждает следующее.
Социальная напряженность в обществе обычно связывается с неравномерным распределением доходов между различными группами. Исходя из этого, гипотетическая волна социальной напряженности, если она существует, должна совпадать по фазе с волной эффективности новшеств. Это объясняется тем, что разрыв в доходах различных социальных групп зависит, в частности, от разрыва между производительностью труда на новых рабочих местах и средней производительностью труда, определяющей среднюю заработную плату для лиц наемного труда .
Если исходить из теории максимального психологического дискомфорта в моменты перехо-да от роста доходов к их относительному снижению, то можно предположить следующее. Груп-пы, связанные с доходами от инноваций (то есть предприниматели), испытывают максимальный стресс в ситуации, когда, во-первых, эффективность новшеств достигает максимума, и, во-вторых, когда величина ВНП достигает минимума и только начинает расти, отставая от роста нормы прибыли и фондоотдачи . Данное утверждение, по-видимому, синхронно макропсихологической концепции К. Де Грина, который связывает фазу депрессии в рамках длинной волны с «максимальным выбросом адреналина» у категории активных экономических агентов, несущих ответственность за внедрение инноваций. Этот позитивный импульс, демонстрируемый предпринимателями в условиях депрессии, указывает на особый тип «социального стресса», связанного, по словам Й Шумпетера, с процессом «созидательного разрушения» .
Очевидно, что пик социального и психологического дискомфорта значительная часть наем-ных работников ощущает в совершенно иной ситуации. По мнению С. Дубровского, наемные работники, чьи доходы зависят от общей экономической ситуации, испытывают максимальный стресс в социально-экономических условиях, когда длительный подъем сменяется спадом и ко-гда эффективность новшеств достигает минимума, а вслед за этим начинают интенсивно падать норма прибыли и фондоотдача, что влечет за собой падение ВНП .
Учитывая все это, достаточно абстрактная модель К. Де Грина (в ней рассматривается фено-мен коллективного поведения наций) позволяет гипотетически выделить несколько типов поведения занятых, существенно отличающихся в повышательной и понижательной фазах длинной волны.
Оптимистическая модель в повышательной фазе. В рамках повышательной фазы длинной волны наблюдается улучшение и стабилизация макроэкономической ситуации, что проявляется в снижении безработицы и достижении максимального уровня занятости. Это детерминируется ростом инвестиционного спроса, формированием и расширением новых рынков. Происходит увеличение темпов роста ВНП, заработной платы и доходов занятых, что, в свою очередь сти-мулирует рост производства. Эти параметры экономического подъема оказывают свое позитив-ное воздействие на поведение занятых по найму, которое характеризуются следующими осо-бенностями.
Постепенно минимизируются стрессогенные последствия спада. Снижается прямая угроза благосостоянию занятых работников, а восприятие благоприятных альтернатив и возможностей расширяется. В связи с увеличением занятости и ростом доходов обнаруживается тенденция роста творческой инициативы, которая в наибольшей степени проявляется в первом периоде повышательной фазы длинной волны. Расширение рынка труда способствует увеличению альтернатив занятости, что, в свою очередь, увеличивает склонность наемных работников к риску в плане поиска новых рабочих мест и предъявлении повышенных требований к работодателям. Речь идет о том, что в условиях роста потребности в рабочей силе асимметрия спроса–предложения на рынке труда может смещаться в сторону наемных работников (особенно высококвалифицированных).
В фазе оживления (роста) и, соответственно, расширения занятости, доминируют оптими-стические доминанты и ценности экономического поведения, которые обусловлены благопри-ятной социально-экономической ситуацией, относительным ростом доходов и расширением альтернатив на рынке труда. В фазе процветания (стабильности) процесс экономического роста достигает своего естественного предела (плато); в этих условиях основной доминантой эконо-мического поведения занятых по найму (точно так же, как и предпринимателей) является моти-вация сохранения стабильности своего социально-экономического положения. Эта установка массового поведения является «активным» социальным тормозом, противодействующим отри-цательным последствиям неизбежного спада экономической активности. Формы этого социаль-ного противодействия могут выражаться в различных активных и пассивных формах адаптив-ного поведения.
Активные и пассивные модели адаптивного поведения работников в понижательной фазе. В условиях начинающегося спада, переходящего в депрессию, происходит резкая поляризация социальных установок и мотиваций занятых, эпицентры которой находятся в различных соци-альных группах. У одной группы занятых по найму макропсихологические характеристики в условиях рецессии, указанные Де Грином, проявляются и пролонгируются и на период депрес-сии (пассивные модели адаптации). В то же время другая группа занятых по найму резко изме-няет стереотипы своего поведения и в условиях депрессии демонстрирует установки, в большей степени характерные для предпринимателей (активные модели адаптации).
Активную модель адаптации можно гипотетически дифференцировать на три вида. Во-первых, экономический спад и депрессия порождают массовые протесты, связанные с проявле-нием различных форм экономической и социально-политической борьбы. Естественно, что часть наиболее активных представителей занятого по найму населения интегрируется и инсти-туционализируется в рамках профсоюзных и социально-политических движений, отражающих и защищающих их интересы. Во-вторых, активной реакцией на спад экономической активности является интенсивный поиск новых секторов спроса и предложения рабочей силы. В-третьих, в условиях спада и депрессии среди наиболее квалифицированных и энергичных наемных работников может наблюдаться тенденция к смене экономического статуса и переходу в категорию самозанятых или предпринимателей.
Пассивные формы адаптивного, а в ряде случаев по существу неадаптивного, поведения за-нятых в условиях спада и депрессии также можно подразделить на несколько видов. Во-первых, можно выделить определенную часть занятых работников, которые по разным причинам индифферентно относятся к ухудшению своего положения при условии сохранения своего рабочего места. Во-вторых, – группу маргиналов, которые переходят в категорию люмпенов и наполняют «отстойники» социальных систем, особенно в период экономических депрессий и кризисов. В-третьих, можно выделить самую многочисленную группу занятых по найму, которая относится к категории потенциальных или реальных безработных. Данная группа демонстрирует самые массовые виды поведенческих реакций, отражающих негативное отношение к последствиям экономических спадов и депрессий. Она и является тем «горючим материалом», который используется различными политическими лидерами и демагогами в процессе борьбы за власть.
Категория: Экономическая социология | Добавил: Wrecker (18 Мар 2012)
Просмотров: 1109 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
04 Май 2024
08:56


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz