Актуальность рассмотрения проблем ценообразования на розничном рынке электроэнергии обусловлена процессом реформирования данной отрасли, и в частности процессами либерализации на розничных рынках. Данная тема уже была предметом исследования в трудах таких ученых, как А.А. Ким, А.Л. Сурогин, С. Чуясов, Л.А. Шалгинова и др. Вместе с тем, по нашему мнению, данная тема до сих пор не исчерпана, так как до настоящего времени не решены все проблемы правового регулирования, возникающие в рассматриваемой сфере.
Мировой практике известно два метода ценообразования: затратный и рыночный. Первый вариант был характерен для постсоветской электроэнергетики, когда в рамках единого энергохозяйства утверждалась единая цена на электроэнергию для всей страны. Рыночный механизм предполагает свободное ценообразование, при котором энергокомпании устанавливают разные цены на свой товар в зависимости от особенностей производства, климатической зоны, времени суток, сезона, динамики спроса и т.д. В настоящее время продажа электроэнергии (мощности) на розничном рынке осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), при этом устанавливаются тарифы и утверждаются объемы электроэнергии, реализуемой по данным тарифам. Основная особенность системы ценообразования на розничном рынке электроэнергии выражается в ее синхронизации с процессом либерализации цен на оптовом рынке.
Нормативно-правовые основы, определяющие участие в процессах ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии государственных регулирующих органов исполнительной власти (ФСТ РФ, РСТ субъектов РФ) и их полномочия, установлены Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Постановлением Правительства РФ были введены в действие Правила функционирования розничных рынков электроэнергии, в соответствии с которыми договорной объем абоненты региона будут приобретать у энергосбытовой компании по свободным ценам.
Либерализация розничного рынка заключается в поставках электроэнергии по цене, которая отражает стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке и ограничивается рамками предельного уровня нерегулируемых цен.
Система тарифов (цен) на электроэнергию, в которую входят регулируемые и свободные (нерегулируемые) цены, устанавливается Правительством РФ, согласно которому к регулируемым ценам на розничных рынках электроэнергии относятся цены на электроэнергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками населению и приравненным лицам. Свободными (нерегулируемыми) являются цены, которые определяются с помощью конкурентного отбора ценовых заявок либо соглашением сторон на розничных рынках электроэнергии.
Однако государство оставляет за собой право вводить предельные уровни цен на электроэнергию и цены на максимально доступную генерирующую мощность в предусмотренных законом случаях и в порядке, установленном Правительством РФ. Свободные цены на электроэнергию должны формироваться с учетом спроса и предложения, при работе конкурентного механизма. Кроме того, Федеральный закон «Об электроэнергетике» достаточно жестко закрепил норму, в соответствии с которой действует система регулярного контроля за функционированием розничных рынков электроэнергии.
Регулируемыми остаются сетевые услуги, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, услуги инфраструктуры рынка (системного оператора и администратора торговой системы).
Стоимость электроэнергии для конечного потребителя складывается из нескольких составляющих: стоимости производства электроэнергии и стоимости мощности на оптовом рынке; стоимости передачи электроэнергии по магистральным и распределительным сетям; надбавки сбытовой организации (гарантирующего поставщика или сбытовой компании) и оплаты услуг инфраструктурных организаций (системный оператор, коммерческий оператор). В среднем более половины розничной цены электроэнергии приходится на приобретаемую на оптовом рынке электроэнергию и мощность, более четверти – на оплату услуг распределительных сетей.
Финансовые затраты потребителей на электроэнергию во многом зависят от условий договора электроснабжения, определяемых на этапе представления данных об электропотреблении и расчете договорных величин на следующий год. При этом есть некоторые особенности договорных отношений в сфере снабжения электроэнергией. Имеют место два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению электроэнергией потребителей.
Первый вариант – простая структура – имеет место и тогда, когда энергопринимающие устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). В этом случае отношения между ними опосредуются договорами энергоснабжения.
Второй вариант – сложная структура договорных связей – возникает, когда потребители не имеют в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). Сложную структуру договорных связей по электроснабжению потребителей оформляют несколько договоров: договор купли-продажи (поставки), договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключаемый с территориальной сетевой организацией.