Основанием для формирования нормативно-правовых документов по обоснованию цен на продукцию, закупки которой связаны с поддержанием необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации в условиях перехода России к рыночной экономике, является Федеральный закон № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».Во исполнение Федерального закона «О государственном оборонном заказе» Правительство РФ выпустило специальное постановление о ценах на продукцию оборонного назначения, которое устанавливает особый порядок формирования цен на данную продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Этим постановлением утверждены «Рекомендации по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» и перечень важнейших видов вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, цены на которые подлежат регистрации в Минэкономики России. Во исполнение этого постановления была разработана и утверждена «Инструкция по формированию контрактных (договорных) цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» №179 от 18.12.1997г.
В настоящее время данная инструкция является основным руководящим документом, регламентирующим организационные основы ценообразования на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу. Указанная инструкция устанавливает порядок и методы формирования контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, порядок их согласования, представления на регистрацию и осуществления контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, должна применяться всеми государственными заказчиками, организациями-исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
При поставках одной и той же продукции различным потребителям или государственным заказчикам организациями-исполнителями допускается формирование и согласование разных уровней цен, если это обусловлено дополнительными требованиями к продукции, установленными техническими условиями или условиями поставки и предусмотрено в контракте (договоре).
Оптовые цены предприятий устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Реализация продукции осуществляется по оптовым ценам, увеличенным на сумму НДС в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами.
При этом в расчетных документах сумма налога указывается отдельной строкой.
Основным требованием при формировании цен является обеспечение выгодности производства продукции при эффективном использовании средств федерального бюджета.
Выгодность производства продукции означает, что любое предприятие при выполнении государственного оборонного заказа должно быть в состоянии не только покрыть все свои издержки, но и получить достаточное вознаграждение, адекватное его усилиям.
Эффективность использования средств федерального бюджета означает, что выполнение государственного оборонного заказа не должно снижать планируемую эффективность использования федерального бюджета на соответствующий бюджетный год.
Инструкцией предусматриваются следующие виды цен:
фиксированные; возмещающие издержки; стимулирующие; ориентировочные. Процедуру выбора вида цены предлагается осуществлять государственным заказчиком и организацией-исполнителем государственного оборонного заказа с использованием «Методических рекомендаций по применению видов контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения» (приложение 3 к выше названной инструкции), призванных помочь им найти оптимальное решение, удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Оптимальность решения обеспечивается учетом при выборе цены предпочтительной для нее группы (типа) продукции, условий применения цен, степени взаимной ответственности сторон, вариантов учета и распределения финансового риска и представления возможности нахождения компромиссного решения.
Фиксированные цены рекомендуется применять при:
заключении контрактов, когда организация-исполнитель и государственный заказчик располагают исходными данными, необходимыми и достаточными для согласования экономически обоснованной цены; заключении контрактов на научно-техническую продукцию, по которой государственным заказчиком четко заданы технические задачи и другие требования, а организацией-исполнителем найдены их решения и действие научно-технических неопределенностей контракта может быть своевременно учтено; установлении цен на продукцию с небольшим технологическим циклом производства (до трех месяцев), а также на продукцию с более длительным циклом производства в год ее сдачи. Цены, возмещающие издержки, рекомендуется применять при:
серийном производстве сложной, с длительным циклом изготовления продукции (от трех и более месяцев), в том числе и ее опытных образцов; разработке сложной научно-технической продукции, проведении поисковых научно-исследовательских работ, разработке дорогостоящих проектов. Рекомендуемая сфера применения ориентировочных (уточняемых) цен – принципиально новая научно-техническая продукция и предназначенные для ее освоения объекты с технологическим циклом производства (исполнения) в пределах и более одного года.
Практически для всех направлений производства, групп и типов продукции могут применяться стимулирующие цены.
Обоснование размера цены поручается организации-исполнителю государственного оборонного заказа, поскольку исходной базой цены остается себестоимость. Величина затрат может определяться методами:
прямого счета по статьям калькуляции исходя из экономических и технических норм и нормативов и действующих (или, в отдельных случаях, прогнозируемых) цен; индексации сложившихся затрат по согласованным статьям калькуляции; введения расчётного предельного коэффициента изменения затрат; использования экономико-математических моделей (зависимостей) изменения затрат. Ни один из предлагаемых методов не обладает сегодня хорошей нормативной базой и механизмами их реализации, а там, где они имеются, – давно устарели и не корректируются. Заказчик в состоянии проконтролировать лишь состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, дублируя этим работу налоговых служб и, частично, соответствие указываемой в расшифровках номенклатуры материальных ресурсов и видов выполняемых работ по изделию реальной их потребности. Поэтому величина затрат на производство изделия устанавливается на предельном уровне, гарантирующем предприятию полное возмещение издержек и получение максимально допустимой прибыли, исходя из финансовых возможностей государственного заказчика без учета эффективности использования ресурсов.
Затратный характер предлагаемого порядка формирования цен очевиден, поскольку критерием обоснования цены является не эффективность использования бюджетных ассигнований, а затраты исполнителей. Но если в условиях плановой экономики такие затраты контролировались централизованно через планы повышения эффективности производства, то в нынешних условиях такой контроль практически отсутствует.
Предусмотренный инструкцией порядок формирования цен может быть использован:
в контрактах на выполнение оборонных заказов; при установлении цен на продукцию, предназначенную для экспорта; при организации и проведении закрытых или открытых торгов (конкурсов) на закупку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд; при определении стоимости ремонта и других работ, осуществляемых организациями промышленности или организациями, находящимися в ведении государственных заказчиков. Организационно-правовые механизмы ценообразования и контроля за ценами в настоящее время во многом определяются сохранившейся от советской экономики структурой управления военно-промышленным комплексом. В основе этих механизмов лежит согласование и регистрация цен в соответствии с разработанными правилами и положениями.