Понедельник, 23 Дек 2024, 09:15
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51654


Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Мама, ты меня любишь?
Сфера деятельности психотерапии широка: от различных страданий одного человека до межличностных и социальных коллизий. Как говорили древние греки, начнем с яйца. Уместнее было бы вести этот разговор совместно с акушерами, которые сопровождают развитие человека от самого начала внутриутробной жизни до появления на свет, но я хочу обратить внимание на психологические аспекты.

Начнем с проблем детей от 0 до 15 лет.

Если взрослому человеку трудно адаптироваться в современном мире, то, что можно говорить о ребенке, который не в состоянии объяснить, чего он хочет, что он чувствует; что ему мешает.

К психологам и психотерапевтам часто обращаются родители (а большинство, к сожалению, не обращается) детей разных возрастов с проблемами, выраженными фразой "ребенок не такой". То есть не такой, каким хочется видеть его родителям. Работа с таким ребенком осложняется тем, что его привели против его желания. А также тем, что родители снимают с себя ответственность и не признают своей роли в возникновении и формировании неврозов у детей. К детям предъявляют повышенные требования, часто необоснованные, которые являются следствием больших притязаний родителей.

Как писал поэт Губерман, "О чем мечтают червяки, чего они хотят, чтоб жизней их черновики в питоны вывели червят".

У ребенка в таком случае складывается патовая ситуация: ему необходима родительская любовь, принятие и признание, без которых он чувствует себя ненужным и потерянным. Он не в состоянии заниматься чем-то другим. А родители ждут от него каких-то достижений и любят его в награду за них. Такая любовь называется обусловленной.

Эрих Фромм, известный психоаналитик и мыслитель, разделял родительскую любовь на материнскую и отцовскую. Материнская любовь безусловна: любит мама ни за что и несмотря ни на что. Эта любовь неконтролируема. Она либо есть, либо ее нет. Отцовская же любовь обусловлена: "если ты поступаешь хорошо, то я тебя люблю, если плохо - я тебя не люблю". Следовательно, эта любовь контролируема, ребенок может заслужить отцовскую любовь, если он поступает хорошо. Материнская любовь дает чувство самодостаточности, уверенности себе, в собственной значимости. Отцовская же любовь социализирует ребенка. И оба варианта любви необходимы ребенку для полного его формирования.

К сожалению, очень часто женщины не способны дать эту безусловную любовь. И любит мать, обусловлено. Тогда ребенку приходится надевать маски и вести себя так, как от него этого ждут, чтобы заслужить любовь. За это ему приходит платить большую цену - подавлять свои естественные побуждения. Ему не позволяют злиться. Мальчику - плакать. Девочке - смеяться. И ребенок привыкает к такой мысли, что его можно любить только за что-то. У него может развиться невротическое состояние, или невроз или даже психосоматические нарушения. Такие, как кожные заболевания (нейродермиты), аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхов и т. д.

Невротические проявления выражаются в различных страхах у ребенка, плаксивости, капризах, нарушении сна и аппетита. И практически всегда за этим стоят конфликты между родителями. Можно даже сказать больше. Считается, что мать, не дающая тепла, - шизогенна, то есть способствует расщеплению психики ребенка и возникновению у него шизофрении. Данную точку зрения разделяют не все психиатры, но это полезно иметь в виду.

Лечение детей затруднено тем, как я уже говорил, что ребенку сложно рассказать о своих переживаниях и объяснить свои ощущения. А порой он этого даже не хочет. Как быть? Здесь уже необходимо волевое решение родителей помочь ребенку, даже если он отказывается от помощи и не понимает важности этой проблемы. В этом случае помогает игровая психотерапия, когда ребенок на сеансе у психотерапевта получает возможность позаниматься тем, чем хочет он, а не кто-то, родители или даже психотерапевт. Он может играть в игрушки, рисовать, скакать. Или молча, неподвижно сидеть весь сеанс. Это его право. И одно из лекарств. Но это - не вседозволенность.

Другая сторона проблемы - родители. Ведь ребенок находится у психотерапевта 30 минут в неделю, а в своей семье - все остальное время. И поэтому, если сохраняется травматическая ситуация в семье, эффект от моей помощи уменьшается.

Мудрые люди говорят: не заботьтесь о детях, позаботьтесь о себе. Будете счастливы вы - будут счастливы ваши дети. Вы можете дать только то, что есть у вас самих. Полезно начать с себя. Но это тема другого разговора.
Категория: Для психологов | Добавил: vadik11092 (27 Авг 2012)
Просмотров: 657 | Теги: любишь?, меня, ты, мама | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
23 Дек 2024
09:15


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz