1.МОУ гимназия №1 г. Липецка 2.Рожкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов 3. 4 класс 4.«Ты имеешь право…» 5. Игра 6. Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «Всеобщая декларация человека», «право», «обязанность», способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности. 7. Компьютер, проектор, экран. 8. Рисунки детей 9. Кабинет 10. Ход мероприятия Звучит песня В. Шаинского «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». 1.Вводная беседа. Ведущий: - Как только на Земле появились люди, они стали искать ответы на вопросы: 1) Что они могут делать и чего не могут? 2) Что они обязаны делать и чего не обязаны? 3) На что они имеют право и на что не имеют? - Без ответа на эти вопросы их жизнь превращалась в неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов им удалось решить ряд вопросов, и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека». Снежная Королева: - И зачем нам эта операция? Нам и без неё хорошо! Ведущий: - Это не операция, а Декларация – международно-правовой документ. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. - В ней говорится, что все люди должны знать свои права и обязанности. Учитель: - Как вы думаете, а у детей есть свои права? (Ответы детей.) - Конечно, есть. И записаны они в «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. - Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. 2.Изучение нескольких статей Конвенции. Ведущий: - В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека - право на жизнь». А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие. - Но так думали не всегда. В древности было такое государство – Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В государстве каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы. - Правильно ли поступали в Спарте? (Ответы детей.) Ведущий: - Знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физической культурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый полководец. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения. Учитель: - Послушайте отрывок из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» Чтение по ролям. - Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя? - Нет, растерянно сказала Алиса. - Конечно, не знаю, не знаю – пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому, что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там. - Ничего не выйдет, сказала Алиса, - и всё равно придётся отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или ещё как-нибудь. Учитель: - Вы догадались, о каком праве ребёнка будем говорить? (Ответы детей.) Снежная Королева: - А чего догадываться, и так понятно! Вот, например моё имя – Снежная Королева! Учитель: - У каждого из вас есть имя! Назовите его вслух. - Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записывают в специальном документе свидетельстве о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. - Гражданами, какой страны вы являетесь? (Ответы детей.) - Правительство России заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей. Ведущий 1: - Конвенция подчёркивает, что ваши предки первыми несут ответственность за вас. Они хлопочут о том, чтоб детки отлично обучались, росли грамотными, умелыми, воспитанными. Учитель: - Как ты думаешь, Снежная Королева, нужен ли каждому из нас дом? Снежная Королева: - Что за вопросец? Естественно, нет. Нужен дворец. Учитель: - А разве дворец - это не дом? Все вы, ребята, читали российские народные сказки, смотрели снятые по ним художественные киноленты. Вспомните, как именуется жилье российских фермеров? - Смастерить избу - огромное искусство. Она рубилась топором, соединялась без одного гвоздя. - А какие же современные дома? Ведущий 2: - Иметь собственный дом очень важно, потому что это место, где человеку комфортно, тепло, где его соображают. Потому в Декларации прав ребёнка записано: «Каждый ребёнок имеет право на достойное жилье». Учитель: - Снежная Королева, как, ты, относишься к тому, что каждый ребёнок имеет право на образование? Снежная Королева: - Однако для чего детям обучаться? Меньше знают, крепче спят. Учитель: - Ребята, а вы как думаете? (Ответы деток.) - «Конвенция о правах ребёнка» это предугадала. Там записано: «Каждый ребёнок имеет право на образование». Снежная Королева: - Учитесь, учитесь, лишь не заучитесь. Учитель: - Снежная Королева, какая же ты злая. Ну, а что ты скажешь о последующей статье? «Ни один ребёнок не может быть разлучён со собственной мамой». Снежная Королева: - А ничего не скажу, она совсем ни к чему. Представьте, ребята, матери будут запрещать вам круглые сутки глядеть телек, часто будут проверять ежедневник, подкармливать вас манной кашей, ходить с вами на прогулки. Разве вам не захочется куда-нибудь убежать от таковой жизни? (Ответы деток.) Учитель: - Детки, Снежная Королева нарушила одну из статей Конвенции. Какую? - Какой поступок она сделала? (Ответы деток.) - Вспомните сказки, где герои были разлучены с родителями. («Гуси-Лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная Королева») - Кто посодействовал возвратиться им домой? - Кто поможет вам, если случится беда? (Ответы деток.) 4. Результат мероприятия: Учитель: - Итак, ребята, где же записаны права человека, ребёнка? - Назовите те статьи Конвенции, о которых шла речь. - О собственных правах вы понимаете. А какие же обязанности вы должны делать?