Мы знаем, что сегодня существует очень много форм внеклассной работы. Есть классические, например, классный час, классное собрание, час общения, информационный час. В методическом арсенале педагога есть праздники и викторины, конкурсы и марафоны, состязания и турниры. Главной формой внеклассной работы является классный час. Но ни для кого не секрет, что сегодня можно увидеть классные часы, на которые ученики – как младшие школьники, так и старшие – идут с большой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актера – учителя, занудные минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Зато хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие. Разновидностью классного часа является классное собрание. Оно является высшим органом самоуправления в классном коллективе и проводиться может не только в старших и средних, но и в младших классах. На собраниях обсуждаются вопросы жизни детского коллектива, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит детей общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом классного часа являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Темы собраний могут быть посвящены обсуждению результативности деятельности учащихся, итогов внеклассных мероприятий, многому другому. Классное собрание может быть как очередным, так и экстренным. Последнее связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация, какой-то инцидент). В общем, тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит младших школьников собранности, ответственности перед самим собой и другими ребятами, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах: как представитель учебного заведения, наделённый определенными официальными полномочиями, и как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями, на правах старшего товарища. Вместе с учащимися учитель голосует за то или иное решение, выработанное в ходе классного собрания, несет за него ответственность. Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает, понятно, изменения. В начальной школе классный руководитель учит ребят говорить логично и четко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, вместе с другими детьми вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, доказывать свое мнение и бороться за него. Целью классного собрания является не только решение внутренних проблем класса, но и формирование традиций проведения собраний, правил их проведения, которыми ребята отныне будут руководствоваться во время собраний. При этом понятно, что собрание не должно превращаться в занудный монолог учителя. Желательно, чтобы оно каждый раз было интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний соблюдает некоторые ритуалы: звучит музыка, в начале и в конце собрания произносятся традиционные фразы. В ходе классных собраний у младших школьников развиваются коммуникативные навыки. Они преодолевают неуверенность и застенчивость при подготовке публичных выступлений, свое нежелание говорить вслух нелицеприятные вещи. Обсуждение проблем класса, выработка у детей умения радоваться успехам одноклассников и огорчаться их неудачам, отвечать за свои ошибки и промахи способствуют тому, что ребята к пятому классу вырабатывают в себе потребность и привычки жить среди людей. Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами собрание должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать свои слова. Еще одна задача классного руководителя в начальной школе – максимальное вовлечение учащихся класса в обсуждение общих проблем. Это помогает многим учащимся легче и быстрее адаптироваться к школьной жизни, преодолевать тревогу и страх, неуверенность в себе, чувствовать себя взрослыми людьми. Вот такая последовательная работа приведет к тому, что в пятом классе дети не будут ждать, когда учитель им предложит что-то делать в коллективе. Многое они смогут сделать уже сами: организовать дежурство, распределить поручения, проявить инициативу в различных делах школы. Проще говоря, они смогут сами себя занять и организовать. Это, конечно, вовсе не значит, что им не нужен классный руководитель. Но это значит, что ученики всегда смогут поддержать его, стать его надежными помощниками во всех делах школы. Вот как, например, у нас проходило классное собрание «Права и обязанности школьника» в 1-м классе. Целью его было познакомить первоклассников с правами и обязанностями школьников, научить их определять, что «можно» и что «нельзя» делать в школе, приступить к формированию коммуникативных умений ребят. – У нас сегодня торжественный день, – говорю я. – Впервые мы с вами, ребята, проводим собрание всего класса. Это наш общий сбор. Я очень прошу вас запомнить этот день вашей жизни. Когда мы с вами будем собираться все вместе, то станем говорить о наших радостях и горестях, удачах и неудачах, победах и поражениях. Мы будем учиться дружить и говорить правду, учиться исправлять свои ошибки и радоваться успехам ребят из класса. А теперь я прошу вас всех встать, выйти из-за парт, повернуться лицом друг к другу, протянуть ладошки друг другу и пожать их. В это время звучит музыка: «Ты да я, да мы с тобой…», ребята садятся на свои места. – Во время собрания, – продолжаю я, – мы с вами будем учиться принимать коллективные решения, обсуждать нашу школьную жизнь. Давайте для начала ответим на вопросы: что собою представляет человек, которого называют школьником? Чем отличается школьник от тех, кто не ходит в школу? Можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца, формы, счетных палочек?… А теперь вот такой вопрос: какие обязанности есть у школьника? Записываю на доске: Школьник не имеет права: · опаздывать без уважительной причины; · не выполнять домашние задания; · плохо учиться; v пропускать уроки без уважительной причины; · обманывать старших; v обижать младших и своих сверстников; · драться; · молчать, если его обижают. Еще раз зачитываю предложения, которые записала на доске, прошу ребят объяснить, что значит то или иное положение. Далее мы переходим к дискуссии. ... – Ребята! – говорю я. – Когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагается за эти предложения голосовать. Сегодня мы с вами тоже будем учиться голосовать. Что значит голосовать? Это значит, отдать свой голос, высказать свое мнение по какому-то вопросу. Давайте теперь проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе. Дети голосуют. – А какие права есть у школьника? – спрашиваю я. – Есть ли вообще у ученика права? Ребята отвечают, что ученик имеет право на учебу, на каникулы, право на занятия в кружках и в секциях, на общение друг с другом, на помощь в учебе. Я записываю ответы учащихся на доске. По моему предложению ребята голосуют за эти права. В конце собрания встают, поворачиваются друг к другу и пожимают друг другу руки.