Рассматривая личностно-ориентированное, психоло¬гически комфортное общение как важный фактор раз¬вития и социализации личности ученика, сохранения его здоровья; сознавая, что его потенциал использу¬ется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогического общения следующие нормы. 1. Все участники образовательного процесса в ли¬цее имеют право на безопасные для физического, психологического, социального здоровья условия жизнедеятельности. Гармония в общении рассматривается как ценность и цель образования, залог сохранения здоровья участ¬ников образовательного процесса. Стремитесь понять психологическую атмосферу в груп¬пе, эмоциональное самочувствие каждого, наблюдать за детьми, поставить себя на место участника образо¬вательного процесса, проявить участливое отношение к ученику, коллеге, родителю. Прилагайте усилия для создания атмосферы добро¬желательного отношения между всеми участниками общения, проявляйте терпимость к чужому мнению, даже если оно в корне отличается от вашего. Основополагающий принцип общения — принцип бес¬конфликтности. Стремитесь предупреждать возмож¬ные педагогические конфликты. Помните, конфликт с учеником — показатель педагогической ошибки и да¬же педагогической несостоятельности. Проявляйте тактичность, убеждая детей, родителей, коллег в чем-либо, указывая на ошибочность их суж¬дений. Чаще улыбайтесь детям. 2. Каждый имеет право на уважительное отно¬шение Ориентируйте свою речь на конкретного собеседника. Всегда думайте, кому, что, как и когда говорить. Не ограничивайтесь только информацией. Необходи¬мо организовывать взаимоотношения, познавать лич¬ность собеседника, оказывать педагогически целесо¬образное воздействие на партнера в общении. Проявляйте заботу о достоинстве ученика, коллеги, родителя. 3. Каждый ребенок имеет право на уровень жиз¬ни, необходимый для физического, умственного и духовного развития Исповедуя принцип гуманизма, инициируя общение с учащимися, прежде всего стремитесь использовать его потенциал как фактор развития и самовыражения личности растущего человека. Личность ученика формируется личностным отноше¬нием к нему учителя и родителей. Поэтому стремитесь к стратегии сотрудничества, для которой характерны: • доверительность; • гармонизирующий диалог; • взаимопонимание; • реальный психологический контакт; • взаимодействие взамен воздействия. Во взаимодействии со школьниками постоянно долж¬ны звучать одобрение, похвала, поощрение. Открыто проявляйте веру в возможности ученика, за¬интересованность в его успехах. Не допускайте штампов в общении с детьми. 4. Ученик, родитель, учитель имеют право выра¬жать свое мнение по всем вопросам, затрагиваю¬щим их интересы При организации педагогического общения исходить не только из его целей и задач, но и из интересов всех участников образовательного процесса, прежде все¬го — из интересов ребенка. 5. Каждый ребенок имеет право на понимание Умение слушать и выслушать человека не менее важ¬но, чем умение убедительно говорить. Старайтесь слушать детей, не перебивая и не отвлека¬ясь. Недопустимо предъявлять к их мыслям и выска¬зываниям «взрослые» требования. Проявляйте интерес к миру ребенка. 6. Педагог не имеет права: • использовать речевые и невербальные средства, ко¬торые могут нанести ущерб здоровью школьников; • давать публично необоснованную оценку, грубо высказывать суждение о поступке ученика; • критиковать поведение, знания, образ жизни школьника, если критика не содержит в себе пре-образующие, конструктивные начала и не переда¬ет ребенку позитивного личностного отношения к нему педагога. Неделикатность педагога может вызвать у школьника внутренний протест, неудовлетворенность собой, ут¬рату оптимизма, веры в свои возможности.