Сейчас, когда активно популяризируются психологические знания, все заинтересованные взрослые знают — по детским рисункам можно понять, что думает и как чувствует себя ребенок. Желая лучше понять свого малыша, помочь ему, многие родители внимательно и настороженно всматриваются в его рисунки. С одной стороны, это очень хорошо. А с другой — бывает, что неумелое использование психологических знаний приносит вред. Оно травмирует детей, вызывает напряженность в их отношениях с родителями. Что же необходимо знать взрослым о детских рисунках, чтобы эти знания приносили пользу, а не вред?
Рисунки детей, несомненно, содержат определенную информацию о жизни и переживаниях их авторов. Но необходимо постоянно помнить, что «жизнь» и «переживания» понятия очень широкие. Каждый детский рисунок может быть:
- выражением чувств, мыслей и состояний, которые типичны для маленького человека в тех или иных ситуациях: страх темноты, беспокойство за здоровье родителей, горячая привязанность к хомячку и пр.;
- отражением картины мира, которая сложилась у малыша: семья состоит из..., праздник — это когда..., война — это когда…,
- результатом послушного следования инструкции взрослого: что, как, где и каким цветом надо рисовать.
Дети младше 6 лет чаще рисуют свои сиюминутные чувства. Надо заметить, что эти чувства могут меняться прямо в процессе рисования, и рисунок, начатый «про одно», может быть закончен «про другое». Ребята старше 10 лет, как правило, решают в рисунке живописные задачи. Причем задачи, понимаемые ученически: нарисовать рисунок таким, каким его хотят видеть взрослые. Задачи осмысления мира и выражения своих типичных чувств посредством рисунка чаще решают дети от 6 до 10 лет. Однако «чаще» не значит всегда.
Взрослому, который хочет делать какие-то выводы на основании детского рисунка, обязательно следует помнить, что независимо от возраста автора его рисунок может отражать любой из перечисленных типов информации или несколько сразу. Что рисунок отражает на самом деле, можно узнать только от самого ребенка, если, конечно, он захочет рассказать. Дети же далеко не всегда хотят это делать. К 6—7 годам большинство детей понимают, что не все и не всегда можно говорить другим людям, в том числе даже самым близким. Ребята из проблемных семей осваивают эту истину раньше, баловни судьбы — позже. Но, в целом, дети старше 6 лет не торопятся раскрывать перед взрослыми те свои переживания, которые, как они знают по опыту, огорчат, взволнуют или вызовут недовольство родителей. Много лет занимаясь с детьми арт-терапией, мы неизменно в конце курса занятий предлагаем им забрать домой те из своих рисунков, которые они хотят. «Проблемные» рисунки, те, которые были связаны со значимыми тяжелыми переживаниями, наши подопечные почти всегда предпочитают оставлять нам. Если ребенок рисует дома, то, заметив пристальное внимание со стороны взрослых, он начинает или прятать рисунки, которые, по его мнению, могут вызвать недовольство родителей, или же делает их тайком. В некоторых случаях дети вообще перестают рисовать дома, что является, несомненно, печальным результатом «повышенной психологической грамотности» родителей. Многие продолжают рисовать дома, но становятся очень дипломатичными, отвечая на вопросы. Их изобретательность и такт просто поразительны. Например, на вопросы, почему ребенок не нарисовал кого-то, кто, с точки зрения взрослых, должен был бы присутствовать на рисунке, дети могут ответить, что не хватило места, что этот человек «в доме», или «пошел в магазин», и так далее. Называемые причины обычно невинны, убедительны и правдоподобны. Взрослым необходимо относиться с уважением к нежеланию ребенка обсуждать те или иные рисунки, отвечать на те или иные вопросы. В некотором смысле детские рисунки можно считать аналогом листков личного дневника взрослого. Представьте себе, что кто-то настойчиво пытается заглянуть в ваш дневник и расспросить вас о том, что после прочтения кажется ему недостаточно ясным.
Если вы все-таки считаете нужным понять «на все сто», что же рисует ваш ребенок, взвесьте хорошо свои силы. Информация, которую вы получите из детского рисунка, может вас травмировать. Готовы ли вы принять тот факт, что давно ушедший из семьи отец, от которого даже алименты удается получать только по суду, остается для ребенка самым дорогим человеком? Сможете ли вы примириться с тем, что время от времени для своего малыша олицетворяете ведьму? Не принесет ли ваше новое знание вред отношениям с ребенком?
Взрослым, рассматривающим детские рисунки, обязательно надо помнить народную мудрость: «Не всякое лыко в строку». Не на всяких мыслях и чувствах ребенка надо фиксировать внимание. Вспомните себя в некоторые минуты вашей жизни. Что было бы, если бы кто-то заглянул в ваши мысли тогда? Что бы он подумал? Как бы сложились ваши отношения с этим человеком дальше? В любом случае, если вы обсуждаете с ребенком его рисунки и хотите их интерпретировать, необходимо соблюдать три правила.
- Помните, что персонажи рисунка — это только персонажи; не путайте их с реальными людьми. На рисунках, выполненных в течение одного часа, мама может предстать феей, ведьмой, фотомоделью, женщиной-пилотом и королевой. Все это разные аспекты ее образа. Но ни один персонаж не сливается с ней полностью.
- Ситуация, изображенная на рисунке, может очень напоминать реальную жизненную ситуацию ребенка, но все же это вымышленная ситуация, и нельзя путать ее с реальной. Если на рисунке персонаж, похожий на вашего сынишку, топит своего маленького брата в ванной или убивает своего отчима, это не значит, что ваш ребенок собирается предпринять такие действия в реальности, хотя, конечно, говорит о некоторых его чувствах. Учтите, что к реальным людям (а не персонажам данного рисунка) малыш может испытывать и другие чувства, которые не нашли отражения на данном конкретном рисунке. Дети довольно быстро научаются понимать разницу между фантазией (и рисунком как ее отражением) и реальной жизнью. Тем более нелепо вам – взрослому человеку — забывать об этой разнице.
- Никогда не говорите о чувствах, мыслях и действиях персонажей рисунка как о чувствах, мыслях и действиях реальных людей. В крайнем случае, можно сказать, что какие-то события на рисунке напоминают вам определенные события из реальной жизни, похожи на них.
Обычно в пособиях для специалистов-психологов перечисляется ряд конкретных признаков, на которые рекомендуется обращать внимание при анализе рисунков детей. Но именно специалисты хорошо знают, что все эти критерии могут играть только вспомогательную роль. Интерпретировать их надо очень осторожно и обязательно с учетом контекста. Ведь, например, черный цвет далеко не всегда выражает негативные эмоции. Это очень «сильный» цвет. След, который он оставляет на бумаге, ярче любого другого. Именно это привлекает к нему многих малышей. В таком случае черный служит выражением силы, энергии (не обязательно разрушительной). Кроме того, ребенок может использовать в рисунке тот или иной цвет, подражая соседу. У него под рукой может просто не оказаться другого карандаша, или он может быть сломан. Черный цвет может быть использован нетрадиционно в результате особенностей личного опыта ребенка. Одна шестилетняя девочка нарисовала все цветы черными. Это очень встревожило воспитателей. Расспросив малышку, они узнали, что на даче у подруги она видела черные тюльпаны. Эти тюльпаны поразили ее воображение, показались очень красивыми и необычными.
В первую очередь, при анализе рисунков и специалисту и родителю необходимо ориентироваться на свое собственное непосредственное эмоциональное впечатление от рисунка и от того, как он соотносится с тем, что вы знаете о ребенке и его жизненной ситуации. Если в рисунках ребенка с формальной стороны все правильно, но почему-то рисунок оставляет ощущение тревоги, тоски, напряжения и пр., это должно насторожить. Взрослому следует насторожиться и в том случае, если рисунок ребенка «идеален» и смотреть на него приятно, но он вызывает ощущение жгучего несоответствия реальной жизненной ситуации. (Например, ребенок, у которого родители трудно разводятся, рисует жизнерадостную и доброжелательную атмосферу в семье.) Напротив, если малыш предпочитает работать черным фломастером или простым карандашом, но смотреть на его рисунки приятно, то беспокоиться не надо. (То же самое относится к рисованию монстров, военной техники и т. п.)
В любом случае, какие бы ощущения ни вызвал у вас какой-то конкретный рисунок, он еще не может быть поводом для серьезного беспокойства. Волноваться и думать об обращении к психологу следует, если:
- Изменилось в худшую сторону поведение ребенка. Например: он стал плохо засыпать, просыпаться от кошмаров; сделался плаксивым или агрессивным, необычно обидчивым, необщительным; утратил интерес и вкус к жизни, начал хуже учиться.
- Многие рисунки ребенка при рассматривании вызывают у вас неприятные эмоции, о которых мы писали выше.
Если поведение и рисунки ребенка вас беспокоят, не следует думать, что, исправив рисунки, вы поможете ему. К сожалению, многие родители поступают именно так. «Зачем ты все черным нарисовал? Это некрасиво, возьми лучше синий фломастер», «Давай нарисуем этому зверю улыбку, пусть он будет добрым», — говорят они. Помощь ребенку и исправление рисунка – это совершенно разные вещи. Чтобы помочь малышу, заботиться надо непосредственно о нем. Какая у него психологическая нагрузка? Как переживает он то, что происходит в жизни семьи, школы, мира? Помогите ребенку, уделите ему внимание, попытайтесь решить его жизненные проблемы — и рисунки изменятся сами.
Если взрослый будет просто «редактировать» детские рисунки, он только усугубит проблемы ребенка. Малыш по-прежнему будет мучиться вопросом, почему ушел папа, бояться темноты и злиться на маму за несправедливое наказание. Но к тому же потеряет возможность облегчить свое состояние, выражая свою боль, страх, гнев, неутоленную жажду любви и другие эмоции в рисунках (то есть социально приемлемым и ни для кого не опасным способом). В результате отрицательные эмоции найдут другой выход: капризы, драки, плохой сон и пр. Поэтому, что бы ни рисовал ребенок, не настаивайте на изменении рисунка. Вы можете выразить свое мнение и чувства по поводу разворачивающихся событий или отдельных деталей рисунка. Можете высказать предположения насчет того, что следует предпринять персонажу, чтобы выбраться из трудной ситуации. Но не стоит уговаривать ребенка переделать рисунок или применять какие-то санкции, например запрещать смотреть телевизор, играть на компьютере, объясняя, что именно из-за этого у него на уме одни монстры да кровавые разборки.
Приведем несколько примеров детских рассказов по их собственным рисункам. Это рассказы абсолютно нормальных, здоровых детей. Тем не менее некоторым взрослым они могут показаться несколько необычными и, возможно, даже шокирующими. Дело в том, что эти рассказы очень искренние и непосредственные. Ребенок раскрывается в них до конца, без оглядки, без страха быть непонятым и осужденным. Авторы приводимых текстов были уверены, что находятся в обстановке, где их поймут. Такие рассказы разительно отличаются от тех правильных «рассказов для других», которые дети придумывают, чтобы понравиться взрослым, чтобы те не волновались и отстали от них со своими вопросами и нравоучениями. Так ли рассказывают вам о содержании своих рисунков ваши дети? Или они используют ходульные выражения, стандартные образы и сюжеты? Такая «прилизанность» является показателем того, что ребенок не раскрывает своей души, хотя ни о какой заведомой лжи речь, конечно, не идет.
Это вампир. Он ходил по улицам и искал поесть. Его мужские родители были вампиры. Женские родители сбежали от мужских. Он нашел робота и хотел высосать кровь, а ее не было. Он рассердился. Следующую встретил свою маму. Но он об этом не знал, потому что рос у папы. Он ее съел. Оставил одни кости. После этого он год не ел: мама была жирная. Через год он встретил дедушку папы. Дедушка взялся за его воспитание. Дедушка был добрый. Дедушка его перевоспитал, и он теперь ест как нормальные люди. ( 9 лет)
Его зовут Неудачник. Он всегда грустный. Он ни с кем не дружит, на всех обиделся. На него жалуются, что он большой и другим не хватает места порезвиться. Он подружится с улитками. Он длиной 5 метров и весит тонну. Он уплывет в океан, и там ему хватит места. Он там найдет друзей, останется жить, больше никогда не вернется сюда. (8 лет)
Он большой, до самого неба. Он добрый. Умный. Серые колючки можно выставить, когда нужно. Шляпа защищает от солнца. Растет в уютном месте. (Витя, 6 лет)
Детские рисунки и особенно детские рассказы о том, что нарисовано, содержат много информации о глубоко личном. Но помните, что для ее анализа лучше всего обратиться к специалисту – детскому психологу — арт-терапевту.