Технология уровневой дифференциации на уроках математики
Современные требования к уроку связаны с переориентацией общих целей школьного образования : с предметно-дисциплинарных на развитие личности каждого школьника в соответствии с его потребностями, возможностями, интересами. Учебное содержание рассматривается как средство этого развития в условиях продуктивного и творческого взаимодействия: учителя – ученика. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Специфика работы в гимназии заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?»
Основные требования к современному уроку:
1.Учитель обеспечивает мотивацию деятельности ученика на каждом этапе : перспективная мотивация – темы, раздела, всего курса; мотивация на этапе усвоения знаний – получение новой информации, формирование компетенций, на этапе контроля. Это главное! Постоянная мотивация! 2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной деятельности учащихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики содержания учебного предмета. Управление деятельностью ученика! 3.Любой урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого – педагогических условий для обучения : - оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности - целесообразное разнообразие форм и видов работы на уроке - получение обратной связи – на каждом этапе урока. Это и есть управление. - на уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование универсальных учебных действий 4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности ученика. 5. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно-познавательную деятельность) и завершающий этап (рефлексия) . Ответы на многие вопросы даёт применение технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (автор В.В.Фирсов) Цель уровневой дифференциации (УД) – научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.
Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Я не изобретаю ничего нового, в 2000-2002 годах я активно осваивала и применяла эту технологию, работая в общеобразовательных классах гимназии. С тех пор элементы этой технологии использую в своей педагогической деятельности. Прежде всего в УД привлекает демократизация образования, основанная на создании технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика. УД позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста.
Особенностями методики преподавания по этой технологии являются: • блочная подача материала; • работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову — систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации сдачи зачётов.
Предусматривается: — тематический контроль; — полнота проверки обязательного уровня подготовки; — открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня; — оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов); — двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт—незачёт); — повышенные оценки за достижения сверх базового уровня; — «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача).
Технология УД – это система учебных занятий состоящая из 4-х блоков: 1. Урок мотивации (знакомство с технологической картой изучаемой темы, формами работы, контроля.) 2. Уроки изучения нового. 3. Уроки формирования умений и навыков(отработка материала ) 4. Уроки контроля. Формы организации учебных занятии каждого блока могут быть различными.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у учащихся • самостоятельность, • коммуникативность, • мобильность, • умение адаптироваться к сложившейся ситуации, • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Самое главное – самореализоваться и быть успешным в учебной деятельности.