Реализация компетентностного подхода на уроках математики
Н.Н. Седухина ГБОУ НПО СО « ПУ ПРТ», г. Екатеринбург nataly-sedukhina@yandex.ru
Реализация компетентностного подхода на уроках математики
На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию. Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций. Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства. Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально –профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции. Базовые компетенции субъекта учебной деятельности Эмоционально – психологические компетенции: - учение с интересом; - доверие педагогам; - умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции. Регулятивные компетенции: - определение целей учебной деятельности; - ответственность за результаты учебы; - концентрация на учебе; - умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции. Социальные компетенции: - проявление терпимости к другим мнениям и позициям; - оказание помощи другим учащимся; - умение сотрудничать с другими учащимися; - умение работать в группе и другие социальные компетенции. Учебно-познавательные компетенции: - умение учиться; - умение отыскивать причины явлений; - самостоятельное выявление допущенных ошибок; - самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные компетенции. Творческие компетенции: - умение принимать решения в различных ситуациях; - умение заявлять о своих потребностях и интересах; - умение находить другие источники информации; - способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие компетенции. Компетенции самосовершенствования: - применять знания и умения на практике; - умение извлекать пользу из полученного опыта; - навыки самоконтроля и саморазвития; - желание учиться и самосовершенствоваться дальше и другие компетенции самосовершенствования. Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий. Для этого я применяю на своих уроках различные педагогические технологии: • дифференцированного обучения • игровые технологии (урок Брэйн-ринг, урок-игра «Умники и умницы») • технологии контроля и оценки знаний. • для мотивации учащихся на уроках использую «компетентные задачи». Урок дифференцированного обучения – это урок изучения нового материала, на котором учащиеся делятся на три разноуровневые группы: «сильных», «средних», «слабых». Группа «сильных» учащихся изучает новый материал самостоятельно, выполняя лабораторную работу (группа получает карточки с заданиями, в процессе выполнения которых учащиеся находят закономерности, делают выводы). Тем самым используется эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Группа « средних» учащихся изучает новый материал, используя репродуктивный метод – работу с книгой (учащиеся получают карточки с вопросами, с помощью учебника отвечают на них, делают вывод). Группа «слабых учащихся» изучает материал вместе с учителем. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. На таких уроках новый материал одновременно и быстро изучается всеми учащимися. Преимуществом дифференциального обучения является то, что на следующем этапе «Применения знаний» группа «слабых» учащихся на равном уровне с «сильными» применяют полученные знания. А преподаватель, создав ситуацию успеха, объективно, без снисхождения оценивает ответы. На этапе учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой (работа дифференцирована по группам). Уроки «Брейн-ринги» представляют собой модификацию телевизионной игры и служат для повторения материала, подготовке к контрольной работе. На таких уроках быстро повторяется объемный материал, после чего учащиеся пишут самостоятельную работу с самопроверкой. Учащиеся на уроке делятся на равные по уровню знаний группы, соревнуясь, зарабатывают баллы, получают оценки. Игра «Умники и умницы» мною широко используется при проведении зачетов по большой теме. Играя, учащие решают разноуровневые задачи (для каждой задачи предлагается три уровня: красный, желтый, зеленый), за правильное решение выдаются жетоны соответствующего цвета, в конце урока подводятся итоги, выставляются оценки. Победители туров получают по два жетона за каждую задачу. «Компетентные задачи» содержат практическую или личностную направленность. Цель решения таких задач заключается не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы, т.е. предметное знание должно выступать в роли средства для получения межпредметного или общепредметного знания. Этот метод я широко использую на уроке « Наибольшее и наименьшее значение функции» при решении задач на оптимизацию. Учащиеся делятся на равные по уровню знаний группы. Урок начинается с прочтения учащимися отрывка из рассказа Л.Н. Толстого « Много ли человеку земли нужно?», после чего ставится перед учащимися вопрос: «Мог ли Пахом получить равный по площади участок земли, сохранив себе жизнь?». Работая в группах, ребята высказывают свои предположения, затем им предлагается вырезать из бумаги разные четырехугольники с данным периметром, вычислить их площадь, ответить на вопрос: « У какого четырехугольника при заданном периметре наибольшая площадь?». После чего вместе с учащимися записывается алгоритм исследования и нахождения наибольшего и наименьшего значения фигур, группам предлагается решить практикоорентированные задачи, задачи на оптимизацию объемных фигур. В конце урока учащиеся по группам из одинаковых листов бумаги изготавливают коробки наибольшего объема, получают творческое домашнее задание. На этом уроке происходит формирование всех базовых компетенций, а особенно аналитических, творческих, самосовершенствования. Так как познавательная активность учащихся - качество не врожденное и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием учебного заведения, товарищей, семьи и других факторов, я на своих уроках выстраиваю отношения сотрудничества, доброжелательности, мотивирую учащихся на успех. Особенно наглядно это проявляется на уроках нетрадиционной формы. Для моих учеников нетрадиционный урок- это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок дает им возможность развивать свои творческие особенности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Немаловажную роль на уроках отвожу дидактическим играм. Это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Создание игровых ситуаций повышает интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. При этом главным фактором занимательности является приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Таким образом, компетентностный подход на уроках математики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.
Список использованной литературы: 1. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А.Алексеев.- Тюмень: Издательство Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с. 2. Андрюхина, Л.М. Культура и стиль: педагогическая тональность/ Л.М. Андрюхина. - Екатеринбург: Издательство ИРРО Свердловской обл., 2003.- 188 с. 3. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление/ В.Г.Афанасьев.- М.: Политиздат, 2005. – 432 с. 4. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов // Педагогика.- 2003.- №10.-С.8 – 10 5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя.- М., 2004. 6. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании/ Э. Ф. Зеер // Образование и наука.- 2000.- №3(5).- С.90 – 102 7. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта/ М.В. Кларин.- М.: Знание.- 1989.- 80с. 8. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк.- М.: Педагогика, 1988.- 304 с. 9. Романцев, Г.М., Хамантуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище/ Г.М.Романцев, Ф.Т. Хамантуров.- Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. – 136 с. 10. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: Национальный фонд подготовки кадров. 2001. – 194 с. 11. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода / О.В. Темняткина – Екатеринбург: ИРРО, 2009.-78. 12. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов/ А.В. Хуторский.- М.: Институт новых образовательных технологий, 2002. – 19 с. 13. Шишов, С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость/С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.- №2.- С.58 14. Шубинский, В.С. Человек как цель воспитания/ В.С. Шубинский // Педагогика.- 1992.-№3-4.- С.37-43.