Воскресенье, 29 Дек 2024, 00:01
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51655


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю математики

Реализация компетентностного подхода на уроках математики
Н.Н. Седухина
ГБОУ НПО СО « ПУ ПРТ», г. Екатеринбург
nataly-sedukhina@yandex.ru

Реализация компетентностного подхода на уроках математики

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаний, умению применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, мотивированный на успех. В связи с этим во всем мире идет поиск новых систем образования. Очевидно, что образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать на практике новую информацию.
Поэтому задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей учащихся, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости, применять знания в нестандартных ситуациях. Это возможно в процессе формирования компетенций.
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.
Понятие компетенции определяется, как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально –профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции.
Базовые компетенции субъекта учебной деятельности
Эмоционально – психологические компетенции:
- учение с интересом;
- доверие педагогам;
- умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях и другие компетенции.
Регулятивные компетенции:
- определение целей учебной деятельности;
- ответственность за результаты учебы;
- концентрация на учебе;
- умение делать заключительные выводы и другие регулятивные компетенции.
Социальные компетенции:
- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
- оказание помощи другим учащимся;
- умение сотрудничать с другими учащимися;
- умение работать в группе и другие социальные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции:
- умение учиться;
- умение отыскивать причины явлений;
- самостоятельное выявление допущенных ошибок;
- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие учебно -познавательные компетенции.
Творческие компетенции:
- умение принимать решения в различных ситуациях;
- умение заявлять о своих потребностях и интересах;
- умение находить другие источники информации;
- способность генерировать другие способы решения проблемы и другие творческие компетенции.
Компетенции самосовершенствования:
- применять знания и умения на практике;
- умение извлекать пользу из полученного опыта;
- навыки самоконтроля и саморазвития;
- желание учиться и самосовершенствоваться дальше и другие компетенции самосовершенствования.
Для формирования базовых, предметных компетенций на уроках я выбрала деятельностный подход обучения. При данном подходе у детей формируются навыки самообразования, процесс обучения строится на основе осознанного целеполагания. Обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий.
Для этого я применяю на своих уроках различные педагогические технологии:
• дифференцированного обучения
• игровые технологии (урок Брэйн-ринг, урок-игра «Умники и умницы»)
• технологии контроля и оценки знаний.
• для мотивации учащихся на уроках использую «компетентные задачи».
Урок дифференцированного обучения – это урок изучения нового материала, на котором учащиеся делятся на три разноуровневые группы: «сильных», «средних», «слабых». Группа «сильных» учащихся изучает новый материал самостоятельно, выполняя лабораторную работу (группа получает карточки с заданиями, в процессе выполнения которых учащиеся находят закономерности, делают выводы). Тем самым используется эвристический метод обучения. На этом этапе происходит формирование социальных, аналитических, творческих компетенций и компетенций самосовершенствования. Группа « средних» учащихся изучает новый материал, используя репродуктивный метод – работу с книгой (учащиеся получают карточки с вопросами, с помощью учебника отвечают на них, делают вывод). Группа «слабых учащихся» изучает материал вместе с учителем. При работе с этой группой я использую информационно-рецептивный метод обучения. На таких уроках новый материал одновременно и быстро изучается всеми учащимися. Преимуществом дифференциального обучения является то, что на следующем этапе «Применения знаний» группа «слабых» учащихся на равном уровне с «сильными» применяют полученные знания. А преподаватель, создав ситуацию успеха, объективно, без снисхождения оценивает ответы. На этапе учащиеся выполняют самостоятельную работу с самопроверкой (работа дифференцирована по группам).
Уроки «Брейн-ринги» представляют собой модификацию телевизионной игры и служат для повторения материала, подготовке к контрольной работе. На таких уроках быстро повторяется объемный материал, после чего учащиеся пишут самостоятельную работу с самопроверкой. Учащиеся на уроке делятся на равные по уровню знаний группы, соревнуясь, зарабатывают баллы, получают оценки.
Игра «Умники и умницы» мною широко используется при проведении зачетов по большой теме. Играя, учащие решают разноуровневые задачи (для каждой задачи предлагается три уровня: красный, желтый, зеленый), за правильное решение выдаются жетоны соответствующего цвета, в конце урока подводятся итоги, выставляются оценки. Победители туров получают по два жетона за каждую задачу.
«Компетентные задачи» содержат практическую или личностную направленность. Цель решения таких задач заключается не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы, т.е. предметное знание должно выступать в роли средства для получения межпредметного или общепредметного знания. Этот метод я широко использую на уроке « Наибольшее и наименьшее значение функции» при решении задач на оптимизацию. Учащиеся делятся на равные по уровню знаний группы. Урок начинается с прочтения учащимися отрывка из рассказа Л.Н. Толстого « Много ли человеку земли нужно?», после чего ставится перед учащимися вопрос: «Мог ли Пахом получить равный по площади участок земли, сохранив себе жизнь?». Работая в группах, ребята высказывают свои предположения, затем им предлагается вырезать из бумаги разные четырехугольники с данным периметром, вычислить их площадь, ответить на вопрос: « У какого четырехугольника при заданном периметре наибольшая площадь?». После чего вместе с учащимися записывается алгоритм исследования и нахождения наибольшего и наименьшего значения фигур, группам предлагается решить практикоорентированные задачи, задачи на оптимизацию объемных фигур. В конце урока учащиеся по группам из одинаковых листов бумаги изготавливают коробки наибольшего объема, получают творческое домашнее задание. На этом уроке происходит формирование всех базовых компетенций, а особенно аналитических, творческих, самосовершенствования.
Так как познавательная активность учащихся - качество не врожденное и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием учебного заведения, товарищей, семьи и других факторов, я на своих уроках выстраиваю отношения сотрудничества, доброжелательности, мотивирую учащихся на успех. Особенно наглядно это проявляется на уроках нетрадиционной формы. Для моих учеников нетрадиционный урок- это переход в иное психологическое состояние, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок дает им возможность развивать свои творческие особенности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Немаловажную роль на уроках отвожу дидактическим играм. Это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Создание игровых ситуаций повышает интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. При этом главным фактором занимательности является приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности.
Таким образом, компетентностный подход на уроках математики является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.

Список использованной литературы:
1. Алексеев, Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А.Алексеев.- Тюмень: Издательство Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.
2. Андрюхина, Л.М. Культура и стиль: педагогическая тональность/ Л.М. Андрюхина. - Екатеринбург: Издательство ИРРО Свердловской обл., 2003.- 188 с.
3. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление/ В.Г.Афанасьев.- М.: Политиздат, 2005. – 432 с.
4. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов // Педагогика.- 2003.- №10.-С.8 – 10
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании/ И.А. Зимняя.- М., 2004.
6. Зеер, Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании/ Э. Ф. Зеер // Образование и наука.- 2000.- №3(5).- С.90 – 102
7. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта/ М.В. Кларин.- М.: Знание.- 1989.- 80с.
8. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк.- М.: Педагогика, 1988.- 304 с.
9. Романцев, Г.М., Хамантуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище/ Г.М.Романцев, Ф.Т. Хамантуров.- Екатеринбург: Издательство Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. – 136 с.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: Национальный фонд подготовки кадров. 2001. – 194 с.
11. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода / О.В. Темняткина – Екатеринбург: ИРРО, 2009.-78.
12. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов/ А.В. Хуторский.- М.: Институт новых образовательных технологий, 2002. – 19 с.
13. Шишов, С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость/С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.- №2.- С.58
14. Шубинский, В.С. Человек как цель воспитания/ В.С. Шубинский // Педагогика.- 1992.-№3-4.- С.37-43.
Категория: Учителю математики | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 1824 | Теги: уроках, реализация, компетентностного, математики, На, подхода | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
29 Дек 2024
00:01


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz